23 октября 2019 года прошел окружной практико-ориентированный семинар «Организация обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в соответствии с требованиями ФГОС ИН» при методической поддержке специалистов ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ». Семинар был проведен на базе ГБОУ школы-интерната с. Малый Толкай в рамках деятельности опорного образовательного учреждения по внедрению федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Цель семинара: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах разработки и апробации специальной индивидуальной программы развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Основные содержательные направления семинара:
- Основные подходы к организации обучения детей с ОВЗ и инвалидностью в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС ИН).
- Использование «Конструктора СИПР» при составлении специальной индивидуальной программы развития на обучающегося с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью.
- Модель организации обучения детей с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР).
В работе семинара приняли участие 23 педагогических работника, в том числе специалисты ГБОУ школы-интерната г. Отрадный, заместители директоров по УВР, председатели ППк, учителя начальных классов, педагоги-психологи, учителя-логопеды образовательных организаций округа.
Педагоги ГБОУ школы-интерната с. Малый Толкай представляли опыт работы в части организации и содержания работы с обучающимися с умеренной, тяжелой степенью умственной отсталости.
Участники семинара обсудили следующие вопросы:
- нормативно-правовая документация, регламентирующая разработку и реализацию СИПР;
- содержание учебных предметов и коррекционных курсов, модель диагностической карты первичного психолого-педагогического обследования;
- разработка и апробация специальной индивидуальной программы развития, использование «СИПР конструктор Псков» (сайт федерального Ресурсного центра) при составлении специальной индивидуальной программы развития;
- инновационные подходы к организации работы с учащимися с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации АООП обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).
В практической части семинара были представлены открытые уроки, психолого-педагогические практики, интерактивные методы работы с обучающимися:
- урок ручного труда с обучающимися 3 класса «Аппликация из древесных опилок» (Смородинова М.В., учитель начальных классов);
- индивидуальное занятие по сенсорному развитию с обучающимся 2 класса (Станина О.Н., педагог-психолог);
- Индивидуально – групповое занятие с обучающимися по альтернативной коммуникации (Осипова А. Г., учитель-логопед).
Подводя итог семинара, педагоги отметили сложность работы с обучающимися с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, особенно в условиях школы. Основные задачи учителя, специалистов сопровождения – формирование базовых учебных действий, особо важных жизненных компетенций, социализация обучающихся. В течение всего школьного периода в рамках реализации СИПР необходимо обучать детей данной категории:
- самообслуживанию;
- простой речевой коммуникации;
- адекватному поведению.
Предложения по освещению вопросов на следующих семинарах:
- эффективные практики социализации обучающихся с интеллектуальными нарушениями и детей-инвалидов при тесном взаимодействии с родителями;
- уроки технологии (наличие специального оборудования, оснащенность учебных кабинетов, мастерских);
- современные подходы к профессионльной ориентации обучающихся с ОВЗ в новых социально-экономических условиях.
И.А. Забелина, начальник социопсихологического отдела, педагог-психолог РЦ