28 февраля 2018 года прошел окружной практико-ориентированный семинар по теме «Организация и содержание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС». Семинар был инициирован Ресурсным центром и проведен на базе ГБОУ СОШ № 2 им. В.Маскина ж.-д. ст. Клявлино с целью повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в части организации комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.
В работе семинара приняли участие 34 педагога: учителя начальных классов, учителя основной школы, педагоги-психологи г. Похвистнево, м.р. Похвистневский, Клявлинский.
Семинар посвящен проблеме организации в общеобразовательной школе психолого-педагогического сопровождения как целостной, системно организованной деятельности, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка с ОВЗ. На семинаре был представлен опыт работы учителей начальных классов, педагогов-предметников среднего звена, педагогов-психологов ГБОУ СОШ № 2 им. В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино.
В пленарной части семинара были обозначены актуальные вопросы по созданию в школе специальных образовательных условий в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ, оказанию своевременной и комплексной помощи детям с ОВЗ и инвалидностью на всех этапах обучения в ситуациях неуспеваемости, затруднения (дифференцируемой по виду и структуры нарушений). В выступлении завуча школы был представлен фрагмент проведения школьного ПМПк, на котором шло обсуждение индивидуальной образовательной траектории ребенка с задержкой психического развития. Учителем начальных классов были изложены основные аспекты профилактики дисграфии и дислексии детей с ОВЗ на уроках русского языка в начальной школе.
В практической части семинара были проведены открытые уроки, внеурочные занятия, мастер-класс.
На уроке русского языка в 1-в классе «Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн» (урок обобщения) продемонстрирован педагогический прием ситуации успеха на уроке как условие повышения учебной мотивации обучающихся с ОВЗ.
Проблемно-поисковый метод, игровые технологии, технологии самооценивания как один из способов формирования познавательной активности учащихся с ОВЗ, представлены на уроке географии в 5-в классе «Путешествие по Евразии»
На уроке геометрии в 7-г классе «Прямоугольный треугольник» учащиеся с ОВЗ использовали наглядные дидактические пособия, индивидуальные карточки, задания с опорой на образцы с целью развития способностей абстрактного мышления через выполнение практических заданий.
Особый интерес вызвало занятие по внеурочной деятельности в 8-в классе «В мире машин». Учащиеся продемонстрировали свои умения в робототехнике. Работа с конструкторами, моделирование роботов рассматривается как условие развития логического мышления учащихся с ОВЗ.
Занятие по внеурочной деятельности в 1-в классе «Теплые и холодные цвета» было направлено на развитие творческих способностей учащихся с ОВЗ как условие их успешной социализации в обществе.
В ходе мастер-класса педагогом-психологом представлены упражнения и задания, направленные на развитие познавательных способностей детей с ОВЗ в общеобразовательной школе.
Подведя итоги работы окружного семинара, состоялся конструктивный обмен мнениями. Участники семинара отметили высокую степень организации мероприятия, в рамках которого была представлена возможность обмена опыта. Полученную информацию посчитали актуальной, интересной. Обозначены актуальные вопросы с последующим обсуждением их на семинарах в 2018 году:
– коррекционная работа с детьми с ДЦП, РАС, УО в условиях общеобразовательной школы;
– практические занятия с психологом, логопедом;
– критерии оценивания учащихся с ОВЗ.
И.А. Забелина, начальник социопсихологического отдела