3 декабря 2019 года прошел окружной практико-ориентированный семинар по теме «Коррекция неуспеваемости учащихся начальных классов с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования». Семинар был проведен в рамках реализации деятельности опорных образовательных учреждений на базе ГБОУ СОШ им. А.М. Шулайкина с. Старый Аманак при методической поддержке специалистов ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ». Цель семинара: повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников в части организации и содержания комплексной коррекционно-развивающей работы учителя по предупреждению и устранению неуспеваемости учащихся с ЗПР начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ.
В работе семинара приняли участие 22 педагогических работника 9 образовательных организаций округа: г. Похвистнево и м.р. Похвистневский, Камышлинский. Участники семинара – заместители директора по УВР общеобразовательных организаций, председатели школьных ППк, учителя начальных классов, педагоги-психологи, логопеды.
На семинаре был представлен опыт работы ГБОУ СОШ им. А.М. Шулайкина с. Старый Аманак.
Основные содержательные направления семинара:
-организация комплексного коррекционно-развивающего сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной школе.
– модель организации деятельности школьного ППк в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ.
– техники, методы и приемы в коррекционно-развивающей работе по предупреждению и устранению неуспеваемости учащихся начальной школы в условиях реализации АООП для обучающихся с задержкой психического развития.
Открыла семинар Дурнова Н.М., директор ГБОУ СОШ им. А.М. Шулайкина с. Старый Аманак. Она обозначила проблему создания общего образовательного пространства максимально комфортного для всех учащихся и оказания комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью в решении актуальных задач развития, обучения, социализации. Школьный ППк – сплочённая команда специалистов сопровождения: завуч, педагоги, психолог, логопед, медицинский работник.
В приветственной речи Аверина Н.А., начальник Похвистневского отдела образования, сделала акцент на накопление подходов, практик инклюзивного образования и трансляцию передового опыта опорного образовательного учреждения ГБОУ СОШ им. А.М. Шулайкина с. Старый Аманак.
Серова Е.А., начальник отдела развития СВУ МОиНСО, отметила проблему школьной неуспеваемости очень актуальной. Много детей с самого начала обучения попадают в разряд неуспевающих и на протяжении многих школьных лет несут на себе ярлык отстающих. Трудности усвоения детьми программного материала имеют негативные последствия, которые сказываются на формировании личности ребенка с особыми образовательными потребностями.
О причинах неуспеваемости обучающихся с ЗПР в начальной школе, результатах мониторинга сформированности УУД выступила Забелина И.А, начальник социопсихологического отдела, педагог-психолог ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ». Проблема школьной неуспеваемости настолько сложна и многоаспектна, что для ее всестороннего рассмотрения требуется целостный подход, интегрирующий знания из различных областей психологической науки, психодиагностики.
Ею рассмотрены проблемы комплексного сопровождения в рамках ПМПк (кадровые, психолого-педагогические условия; коррекционно-развивающая деятельность педагога в урочной и внеурочной деятельности). Для учителя главная трудность на уроке, коррекционном занятии состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные возможности учащегося с ОВЗ с необходимостью выполнения образовательного стандарта.
Об организации деятельности школьного ПМПк рассказала Аверина Н.А., руководитель окружного УМО педагогов, реализующих АООП, завуч школы, председатель ПМПк. В своем выступлении сделала акцент на создание специальных психолого-педагогических условий для повышения качества образования обучающихся с ОВЗ в школе, что и является основной целью деятельности консилиума. Ею продемонстрированы этапы работы ПМПк, образцы документации.
В практической части семинара были представлены открытые уроки учителей начальных классов, коррекционные занятия с учащимися с учетом требований ФГОС ОВЗ:
– подгрупповое логопедическое занятие во 2 классе «Составление рассказа по сюжетной картине» (на развитие связной речи);
– подгрупповое психологическое занятие в 3 классе «Путешествие в Страну внимания» (на развитие памяти и внимания);
– урок русского языка во 2 инклюзивном классе по теме «Сочинение по картине И.С.Остроухова «Осень золотая» с целью развития умений письменно излагать свои мысли;
– урок математики в 3 инклюзивном классе по теме «Квадратный метр» с целью развития внимания, логического мышления, памяти.
Педагоги продемонстрировали развивающий, познавательный, воспитывающий аспект открытых уроков, занятий с учетом образовательных потребностей детей с задержкой психического развития. В работе с детьми с ОВЗ были учтены следующие специальные условия, рекомендованные в заключении ПМПК: дети находятся в зоне прямого доступа учителя, оказание стимулирующей и направляющей помощи в случаях затруднения, использование наводящих вопросов, алгоритмов действий, заданий с опорой на образец.
Участники семинара высказали положительные отзывы о проведенном семинаре, отметив четкость организации семинара и возможность обмена опытом, активного обсуждения деятельности ПМПк. В качестве раздаточного материала участники семинара получили паспорт просмотренных уроков, технологические карты хода урока.
Перспективы дальнейшей деятельности опорных образовательных учреждений:
– формирование функциональной грамотности учащихся начальных классов (читательской, математической);
– повышение мотивации обучения и интереса к предмету учащихся инклюзивных классов;
– привлечение родителей, попечительского совета к процессу психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов;
– обмен методическими разработками, раздаточными материалами по работе с детьми с ОВЗ среди педагогов, работающих в инклюзивной школе;
– разработка индивидуального учебного плана, программ по внеурочной деятельности для детей с ОВЗ;
– организация воспитательного процесса детей с ОВЗ.
И.А. Забелина, начальник социопсихологического отдела, педагог-психолог РЦ