Окружной практико-ориентированный семинар «Коррекция неуспеваемости учащихся начальных классов с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования»

3 декабря 2019 года прошел окружной практико-ориентированный семинар по теме «Коррекция неуспеваемости учащихся начальных классов с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования». Семинар был проведен в рамках реализации деятельности опорных образовательных учреждений на базе ГБОУ СОШ им. А.М. Шулайкина с. Старый Аманак при методической поддержке специалистов ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ». Цель семинара: повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников в части организации и содержания комплексной коррекционно-развивающей работы учителя по предупреждению и устранению неуспеваемости учащихся с ЗПР начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ.

В работе семинара приняли участие 22 педагогических работника 9 образовательных организаций округа: г. Похвистнево и м.р. Похвистневский, Камышлинский. Участники семинара – заместители директора по УВР общеобразовательных организаций, председатели школьных ППк, учителя начальных классов, педагоги-психологи, логопеды.

На семинаре был представлен опыт работы ГБОУ СОШ им. А.М. Шулайкина с. Старый Аманак.

Основные содержательные направления семинара:

-организация комплексного коррекционно-развивающего сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной школе.

– модель организации деятельности школьного ППк в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ.

– техники, методы и приемы в коррекционно-развивающей работе по предупреждению и устранению неуспеваемости учащихся начальной школы в условиях реализации АООП для обучающихся с задержкой психического развития.

Открыла семинар Дурнова Н.М., директор ГБОУ СОШ им. А.М. Шулайкина с. Старый Аманак. Она обозначила проблему создания общего образовательного пространства максимально комфортного для всех учащихся и оказания комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью в решении актуальных задач развития, обучения, социализации. Школьный ППк – сплочённая команда специалистов сопровождения: завуч, педагоги, психолог, логопед, медицинский работник.

В приветственной речи Аверина Н.А., начальник Похвистневского отдела образования, сделала акцент на накопление подходов, практик инклюзивного образования и трансляцию передового опыта опорного образовательного учреждения  ГБОУ СОШ им. А.М. Шулайкина с. Старый Аманак.

Серова Е.А., начальник отдела развития СВУ МОиНСО, отметила проблему школьной неуспеваемости очень актуальной. Много детей с самого начала обучения попадают в разряд неуспевающих и на протяжении многих школьных лет несут на себе ярлык отстающих. Трудности усвоения детьми программного материала имеют негативные последствия, которые сказываются на формировании личности ребенка с особыми образовательными потребностями.

О причинах неуспеваемости обучающихся с ЗПР в начальной школе, результатах  мониторинга сформированности УУД выступила Забелина И.А, начальник социопсихологического отдела, педагог-психолог ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ». Проблема школьной неуспеваемости настолько сложна и многоаспектна, что для ее всестороннего рассмотрения требуется целостный подход, интегрирующий знания из различных областей психологической науки, психодиагностики.

Ею рассмотрены проблемы комплексного сопровождения в рамках ПМПк (кадровые, психолого-педагогические условия; коррекционно-развивающая деятельность педагога в урочной и внеурочной деятельности). Для учителя главная трудность на уроке, коррекционном занятии состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные возможности учащегося с ОВЗ с необходимостью выполнения образовательного стандарта.

Об организации деятельности школьного ПМПк рассказала Аверина Н.А., руководитель окружного УМО педагогов, реализующих АООП, завуч школы, председатель ПМПк. В своем выступлении сделала акцент на создание специальных психолого-педагогических условий для повышения качества образования обучающихся с ОВЗ в школе, что и является основной целью деятельности консилиума. Ею продемонстрированы этапы работы ПМПк, образцы документации.

В практической части семинара были представлены открытые уроки учителей начальных классов, коррекционные занятия с учащимися с учетом требований ФГОС ОВЗ:

– подгрупповое  логопедическое занятие во 2 классе «Составление рассказа по сюжетной картине» (на развитие связной речи);

– подгрупповое психологическое занятие в 3 классе «Путешествие в Страну внимания» (на развитие памяти и внимания);

– урок русского языка во 2 инклюзивном классе по теме «Сочинение по картине И.С.Остроухова «Осень золотая» с целью развития умений письменно излагать свои мысли;

– урок математики в 3 инклюзивном классе по теме «Квадратный метр» с целью развития внимания, логического мышления, памяти.

Педагоги продемонстрировали развивающий, познавательный, воспитывающий аспект открытых уроков, занятий  с учетом образовательных потребностей детей с задержкой психического развития. В работе с детьми с ОВЗ были учтены следующие специальные условия, рекомендованные в заключении ПМПК: дети находятся в зоне прямого доступа учителя, оказание стимулирующей и направляющей помощи в случаях затруднения, использование наводящих вопросов, алгоритмов действий, заданий с опорой на образец.

Участники семинара высказали положительные отзывы о проведенном семинаре, отметив четкость организации семинара и возможность обмена опытом, активного обсуждения деятельности ПМПк. В качестве раздаточного материала участники семинара получили паспорт просмотренных уроков, технологические карты хода урока.

Перспективы дальнейшей деятельности опорных образовательных учреждений:

– формирование функциональной грамотности учащихся начальных классов (читательской, математической);

– повышение мотивации обучения и интереса к предмету учащихся инклюзивных классов;

– привлечение родителей, попечительского совета к процессу психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов;

– обмен методическими разработками, раздаточными материалами по работе с детьми с ОВЗ среди педагогов, работающих в инклюзивной школе;

– разработка индивидуального учебного плана, программ по внеурочной деятельности для детей с ОВЗ;

– организация воспитательного процесса детей с ОВЗ.

 

И.А. Забелина, начальник социопсихологического отдела, педагог-психолог РЦ

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.