12 апреля 2018 года прошел окружной методический семинар «Разработка и апробация индивидуальной программы коррекционной работы с обучающимся с интеллектуальными нарушениями». Семинар был проведен на базе ГБОУ школы-интерната с. Малый Толкай при методической поддержке специалистов ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» с целью повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в организации коррекционной работы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В работе семинара приняли участие 19 педагогических работников школ округа, в том числе заместители директоров по УВР, председатели ПМПк, учителя начальных классов, педагоги-психологи, учителя-логопеды ГКОУ для детей-сирот с. Камышла, ГБОУ школы-интерната с. Малый Толкай, ГБОУ ООШ с. Красные Ключи, ГБОУ СОШ им. Н.С. Доровского с. Подбельск, ГБОУ ООШ с. Малый Толкай, ГБОУ СОШ им. П.К. Кравцова с. Старопохвистнево, ГБОУ СОШ им. А.М. Шулайкина с. Старый Аманак, ГБОУ ООШ с. Малое Ибряйкино, ГБОУ СОШ им. Ф.Н. Ижедерова с. Рысайкино, ГБОУ СОШ с. Сокский.
Методический семинар был направлен на реализацию деятельности педагогов в части организации и содержания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в рамках апробации индивидуальной программы коррекционной работы.
На семинаре представлялся опыт работы опорных образовательных организаций по внедрению ФГОС ОВЗ.
Слушатели обсудили следующие вопросы:
Основные аспекты организации коррекционной работы с детьми с интеллектуальными нарушениями в соответствии с требованиями ФГОС УО;
- Современные подходы к ведению документации в условиях реализации АООП для детей с интеллектуальными нарушениями;
- Организация работы школьной ПМПк в соответствии с требованиями ФГОС УО;
- Структура индивидуальной программы коррекционной работы с обучающимся;
- Система мониторинга:
– результатов освоения учебных предметов;
– уровня воспитанности и социально-значимых качеств;
– уровня развития устной и письменной речи;
– уровня развития познавательных процессов и личностных качеств
6) Коррекционное сопровождение обучения и воспитания детей с умственной отсталостью, аутистическим поведением и инвалидностью в общеобразовательном учреждении.
С приветственным словом выступила Самойлова Т.И., директор ГБОУ школы- интерната с. Малый Толкай. Она осветила основные аспекты реализации ФГОС УО, организации коррекционной работы с детьми с интеллектуальными нарушениями в образовательной организации.
В ходе семинара Забелина И.А., начальник социопсихологического отдела ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», обозначила такие актуальные на сегодня вопросы, как создание условий реализации АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями и ведение документации педагогами и специалистами коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Активное обсуждение вызвал вопрос деятельности школьной ПМПк в соответствии с требованиями ФГОС УО. Опыт работы по данному направлению был представлен завучами коррекционных школ. Заместитель директора по УВР ГКОУ для детей-сирот с. Камышла, сделала акцент, что консилиум позволяет не только объединить информацию об отдельных составляющих школьного статуса ребёнка на основе целостного видения ученика, но и реализовать общую линию его дальнейшего обучения и развития.
В своем выступлении заместитель директора по УВР ГБОУ школы-интерната с. Малый Толкай, затронула вопросы о правах и обязанностей участников ПМПк: администрации образовательного учреждения, специалистов и педагогов, родителей (законных представителей). Особый интерес вызвал видеофрагмент одного из заседаний ПМПк, в рамках которого была разработана индивидуальная программа коррекционной работы с обучающимся с интеллектуальными нарушениями.
Педагоги-психологи коррекционных школ подробно рассказали о структуре и содержании индивидуальной программы коррекционной работы с обучающимся. В их выступлении была дана подробная структура документов с целью выработки единого подхода к их оформлению в образовательных организациях округа.
В рамках реализации индивидуальной программы коррекционной работы с учащимся важна система оценки его достижения планируемых результатов освоения АООП. В связи с этим были рассмотрены вопросы о проведении мониторинга, результаты которого дают возможность вносить корректировку по управлению процессом организации коррекционной работы.
Заместитель директора по УВР ГБОУ школы-интерната с.Малый Толкай, обозначила основные моменты проведения мониторинга сформированности предметных результатов (по математике, письму, чтению, речевой практике, ручному труду) и базовых учебных действий.
Заместитель директора по ВР ГБОУ школы-интерната с.Малый Толкай, представила модель определения уровня воспитанности и социально-значимых качеств, использовав методику Н.П.Капустина по измерению уровня воспитанности ученика.Заместитель директора по ВР ГКОУ для детей-сирот с. Камышла, рассказала о сформированности социально-значимых качеств обучающихся, проявляющихся в процессе проведенных мероприятий внеурочной деятельности учреждения.
О системе мониторинга уровня развития устной и письменной речи выступили учителя-логопеды. Ими были обозначены основные этапы диагностического блока: ориентировочный, диагностический, аналитический, прогностический, информирование родителей и педагогов.
О комплекте методик, определяющих уровень развития познавательных процессов и личностных качеств, поделилась опытом работы педагог- психолог ГБОУ школы- интерната с.Малый Толкай.
О видах и приемах работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями и аутистическим поведением, апробированных в ходе реализации программы, рассказали учитель начальных классов, педагог- психолог, учитель- логопед школы-интерната с.Малый Толкай.
Заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ пос. Сокский и Пижамова Н.В., учитель начальных классов, представили опыт работы организации коррекционного сопровождения обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью в общеобразовательном учреждении.
Подведя итоги работы окружного методического семинара, состоялся конструктивный обмен мнениями. Изложенный материал позволяет выстроить единый подход к разработке и апробации индивидуальной программы коррекционной работы с детьми с интеллектуальными нарушениями и обеспечить организацию комплексной помощи детям с интеллектуальными нарушениями в образовательной организации с учетом требований ФГОС УО.
Предложения по освещению вопросов на следующих семинарах:
– приемы и методы работы с детьми с инвалидностью в рамках выполнения реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации;
– разработка и реализация СИПР;
– материально-техническая база и оснащенность образовательного процесса (наличие специального оборудования, оснащенность учебных кабинетов, кабинетов специалистов психолого-педагогического сопровождения);
– лучшие практики коррекционной работы в инклюзивной школе, специализированном учреждении.
И.А. Забелина, начальник социопсихологического отдела, педагог-психолог РЦ