Окружной методический семинар «Проектирование рабочих программ по предметам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

21 декабря 2021 года в рамках методического сопровождения деятельности образовательных организаций по реализации ФГОС УО состоялся окружной семинар в дистанционном формате по теме «Проектирование рабочих программ по предметам  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Был представлен опыт работы педагогов ГБОУ школы-интерната с. Малый Толкай в части проектирования и реализации программ по предметам, спецкурсам, внеурочной деятельности  для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В семинаре приняли участие 69 педагогов 28 образовательных организаций округа: руководители, заместители директора по УВР, учителя начальных классов, педагоги-предметники, педагоги-психологи, учителя-логопеды.

Во вступительной части семинара И.А. Забелина, начальник социопсихологического отдела ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», говорила о том, что под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются: использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, обеспечение доступа в здания организаций. Проектирование образовательных и коррекционно-развивающих программ представляют собой совокупность концепций воспитания, обучения и коррекционной педагогики, связанных с моделированием и управлением педагогической системой, адаптирующейся под особые образовательные потребности и ресурсы детей с ОВЗ.

Л.В. Станина, заместитель директора по УВР, рассказала о наличии в школе-интернате Положения о рабочих программах предметов, курсов, внеурочной деятельности, на основании которого разрабатываются программы. Рабочая программа – это нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины (учебного предмета, факультатива, коррекционного курса), основывающийся на примерную или авторскую программу по учебному предмету и ФГОС для умственно отсталых обучающихся. Далее ею были озвучены основные аспекты по структуре рабочей программы, определению планируемых результатов.

Об особенностях формирования раздела «Направления коррекционной работы» в рабочей программе  говорила О.Н. Станина, педагог-психолог. Коррекционная работа находит отражение в календарно-тематическом планировании (КТП) учебных предметов, коррекционных курсов и внеурочной деятельности. Были представлены образцы КТП из рабочих программ по предметам и психокоррекционного курса.  Не смотря на разность содержания учебных предметов и коррекционных курсов, направления коррекционной работы взаимосвязаны и подчинены единой цели – интеграции особых детей в общество.

М.В. Смородинова, учитель ГБОУ школы-интерната с. Малый Толкай, познакомила с алгоритмом разработки и реализации специальной индивидуальной программы развития для обучающихся с умственной отсталостью (АООП – 2 вариант) с использованием Конструктора СИПР (http://ege.pskgu.ru/). Электронный учебно-методический комплекс содержит:

    – содержательное наполнение компонентов СИПР;

    – выбор ожидаемых результатов для включения в СИПР;

    – понимание путей и способов достижения ожидаемых результатов;

    – видео-иллюстрация примеров работы с детьми;

    – ориентация и выбор дидактического материала для работы с учащимися;

    – составление СИПР в режиме «он-лайн» с помощью программы-конструктора

    – создание рабочих тетрадей для занятий с детьми.

В своем выступлении А.Г. Осипова, учитель-логопед, сделала акцент на проектировании рабочей программы по логопедическим занятиям. Одно из принципиальных требований к программам, реализуемых логопедом, является оптимизация коррегирующего обучения с  коммуникативной направленностью всего комплекса коррекционно-воспитательного воздействия, развитие речи как средства общения в контексте понимания окружающего мира и личного опыта ребёнка.

В своей презентации программы по внеурочной деятельности «Русская народная вышивка» Л.П. Чуватова, учитель школы-интерната, рассказала о возможности для развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ такого популярного вида декоративно-прикладного творчества как вышивка. Результаты освоения программы фиксируются в диагностической карте «Динамика сформированности умений и навыков обучающихся». Выставки способствуют ознакомлению широкого круга учащихся с искусством вышивания, развитию художественного вкуса, обеспечивают популяризацию кружка.

Участники семинара отметили актуальность, полезность и содержательность семинара, выразили пожелания о дальнейшем освящении проблемы организации адресной психолого-педагогической помощи обучающимся с интеллектуальными нарушениями. В анкете обратной связи педагоги назвали  темы (проблемы) по актуализации вопросов на следующих семинарах в 2022 году:

– организация образовательного процесса детей с интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе;

– ИОМ ребенка с интеллектуальными нарушениями;

– подбор коррекционных заданий;

– работа с обучающимися с ТМНР;

– работа с родителями, воспитывающих детей с интеллектуальными нарушениями.

ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО СЕМИНАРУ

И.А. Забелина, начальник социопсихологического отдела, педагог-психолог

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.