21 декабря 2021 года в рамках методического сопровождения деятельности образовательных организаций по реализации ФГОС УО состоялся окружной семинар в дистанционном формате по теме «Проектирование рабочих программ по предметам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Был представлен опыт работы педагогов ГБОУ школы-интерната с. Малый Толкай в части проектирования и реализации программ по предметам, спецкурсам, внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В семинаре приняли участие 69 педагогов 28 образовательных организаций округа: руководители, заместители директора по УВР, учителя начальных классов, педагоги-предметники, педагоги-психологи, учителя-логопеды.
Во вступительной части семинара И.А. Забелина, начальник социопсихологического отдела ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», говорила о том, что под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются: использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, обеспечение доступа в здания организаций. Проектирование образовательных и коррекционно-развивающих программ представляют собой совокупность концепций воспитания, обучения и коррекционной педагогики, связанных с моделированием и управлением педагогической системой, адаптирующейся под особые образовательные потребности и ресурсы детей с ОВЗ.
Л.В. Станина, заместитель директора по УВР, рассказала о наличии в школе-интернате Положения о рабочих программах предметов, курсов, внеурочной деятельности, на основании которого разрабатываются программы. Рабочая программа – это нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины (учебного предмета, факультатива, коррекционного курса), основывающийся на примерную или авторскую программу по учебному предмету и ФГОС для умственно отсталых обучающихся. Далее ею были озвучены основные аспекты по структуре рабочей программы, определению планируемых результатов.
Об особенностях формирования раздела «Направления коррекционной работы» в рабочей программе говорила О.Н. Станина, педагог-психолог. Коррекционная работа находит отражение в календарно-тематическом планировании (КТП) учебных предметов, коррекционных курсов и внеурочной деятельности. Были представлены образцы КТП из рабочих программ по предметам и психокоррекционного курса. Не смотря на разность содержания учебных предметов и коррекционных курсов, направления коррекционной работы взаимосвязаны и подчинены единой цели – интеграции особых детей в общество.
М.В. Смородинова, учитель ГБОУ школы-интерната с. Малый Толкай, познакомила с алгоритмом разработки и реализации специальной индивидуальной программы развития для обучающихся с умственной отсталостью (АООП – 2 вариант) с использованием Конструктора СИПР (http://ege.pskgu.ru/). Электронный учебно-методический комплекс содержит:
– содержательное наполнение компонентов СИПР;
– выбор ожидаемых результатов для включения в СИПР;
– понимание путей и способов достижения ожидаемых результатов;
– видео-иллюстрация примеров работы с детьми;
– ориентация и выбор дидактического материала для работы с учащимися;
– составление СИПР в режиме «он-лайн» с помощью программы-конструктора
– создание рабочих тетрадей для занятий с детьми.
В своем выступлении А.Г. Осипова, учитель-логопед, сделала акцент на проектировании рабочей программы по логопедическим занятиям. Одно из принципиальных требований к программам, реализуемых логопедом, является оптимизация коррегирующего обучения с коммуникативной направленностью всего комплекса коррекционно-воспитательного воздействия, развитие речи как средства общения в контексте понимания окружающего мира и личного опыта ребёнка.
В своей презентации программы по внеурочной деятельности «Русская народная вышивка» Л.П. Чуватова, учитель школы-интерната, рассказала о возможности для развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ такого популярного вида декоративно-прикладного творчества как вышивка. Результаты освоения программы фиксируются в диагностической карте «Динамика сформированности умений и навыков обучающихся». Выставки способствуют ознакомлению широкого круга учащихся с искусством вышивания, развитию художественного вкуса, обеспечивают популяризацию кружка.
Участники семинара отметили актуальность, полезность и содержательность семинара, выразили пожелания о дальнейшем освящении проблемы организации адресной психолого-педагогической помощи обучающимся с интеллектуальными нарушениями. В анкете обратной связи педагоги назвали темы (проблемы) по актуализации вопросов на следующих семинарах в 2022 году:
– организация образовательного процесса детей с интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе;
– ИОМ ребенка с интеллектуальными нарушениями;
– подбор коррекционных заданий;
– работа с обучающимися с ТМНР;
– работа с родителями, воспитывающих детей с интеллектуальными нарушениями.
И.А. Забелина, начальник социопсихологического отдела, педагог-психолог