Научно-методический журнал освещает все аспекты системы дошкольного образования: нормативно-правовую базу, вопросы управления, программно-методического обеспечения, коррекции развития ребенка, методической службы, подготовки и переподготовки кадров. В журнале печатаются научные, научно-практические статьи; передовой, оригинальный опыт практических работников ДОО.
Содержание журнала №11 2016 г.
Социально-коммуникативное развитие
- М.Двоеглагова. Психолого – педагогические условия развития игры как культурной практики дошкольного детства.
Познавательное развитие
Аннотация. В статье раскрывается методика формирования познавательного интереса к творческой деятельности Жака-Ива Кусто у детей старшего дошкольного возраста. Автор предлагает особый подход в ознакомлении с личностью известного океанографа, исследователя, изобретателя.
Год российского кино
- К.Зурабова, Е.Долгая. «Кабы не было зимы…». Сезонные сказки.
Зимней тематикой объединены и авторские сказки, и народные. В нашей культурной традиции зима занимает особое место: еще бы, русская зима – национальное достояние!
- Н.Новикова. Сделай мультфильм сам – покажи друзьям! Исследовательский проект.
В статье от имени ребенка раскрыты структура, планирование, организация, реализация и результативность исследовательского проекта, посвященного Году российского кино.
- А.Звонар. Пластилиновый лимерик. Мультфильм, созданный детьми и родителями.
Цели. Формировать знания о составлении лимериков, способах создания мультфильма в ходе беседы и игровой ситуации. Воспитывать интерес к коллективному словесному творчеству (игра «Придумай рифму»). Развивать творческое мышление.
Речевое развитие
- О.Кожемякина, С.Панарина, С.Чулкова. Новогодняя открытка. Старший дошкольный возраст.
Цель. Формирование лексико – грамматических, фонетико – фонематических, социально – коммуникативных компетенций..
- М.Суркова. Проделки Снежной королевы. Для детей 6-8 лет.
Цели. Обобщение и систематизация знаний. Развитие фонетической стороны речи. Формирование лексико-грамматических компонентов речи.
Задачи. Познакомить со звуком и буквой С. Упражнять в правильном произнесении звука [c] в словах, тексте. Формировать понятие «родственные слова». Закреплять представления о зиме, ее приметах.
- Н.Карева. Путешествие снежинки – пушинки.
Задачи. Формирование правильного речевого дыхания. Ознакомление с образными выражениями («снежинка-пушинка», «пуще прежнего»). Совершенствование грамматического строя речи. Побуждение к выразительной передаче в мимике эмоционального состояния. Закрепление умения выразительно интонировать реплики героев. Формирование способности работать коллективно, умения договариваться.
- В.Сперантов. Слон на обоях. О стихах Галины Дядиной.
Художественно-эстетическое развитие.
- Л.Заикина. Экскурсия в картинную галерею. С детьми 6-8 лет.
Цели. Продолжить знакомить с пейзажем как жанром изобразительного искусства. Подвести к пониманию того, что художники не просто изображают природу, но и передают свое отношение к нейю Познакомить с нетрадиционной техникой рисования зубной пастой (техника «небрызг» с помощью зубной щетки). Учить создавать сюжетную композицию; работать аккуратно, самостоятельно; объективно оценивать свои рисунки и работы других детей.
- Е.Чертова, С.Куракова. Лапти – лапотушечки. Досуг для детей 6-8 лет.
Задачи. Расширять знания о предметах народного быта (лаптях). Развивать активное восприятие музыкального фольклора. Закреплять двигательные навыки посредством использования нетрадиционного оборудования. Поддерживать интерес к истории народа (русский фольклор, народные игры, аттракционы).
- И.Литвин, Л.Никонова. Творческая мастерская «Необычными вещами мы рисует без труда». Взаимодействие с семьей в условиях введения ФГОС ДО.
Цели. Познакомить детей и их родителей с новым видом нетрадиционного рисования – рисование шерстью. Раскрыть значение совместной деятельности в продуктивной и творческой работе.
Физическое развитие
- М.Кубанкова. Новогодний праздник в бассейне.
Цели. Совершенствование упражнений по плаванию. Активизация творческих способностей, плавательной активности средствами игровой деятельности. Создание положительного эмоционального настроя.
- В.Емельянова, С.Силантьева. Сказка о глупом мышонке. Физкультурный досуг для детей 3-4 лет.
Цель. Обогатить двигательный опыт детей в совместной игровой деятельности с родителями.
Задачи. Развивать умения выполнять упражнения под музыку, подлезать под шнур, ходить высоко поднимая колени и по кругу, переходить на галоп, бегать, прокатывать колеса. Вызвать интерес к отгадыванию загадок о животных. Способствовать эмоциональному сближению детей и родителей.
Взаимодействие с семьей
- Г.Бычкова. Воспитываем вместе.
Взаимодействие с семьями воспитанников стало неотъемлемой частью жизни детского сада. Согласованные действия педагогов и близких людей благотворно влияют на развитие, воспитание и обучение дошкольников.
- Т.Суркова, Д.Суркова, Т.Шило, Н.Павлова. В поисках Золушки. Сценарий игры по сказкам Ш.Перро «Золушка» и «Кот в сапогах». Для детей 5-8 лет с участием родителей.
Задачи. Организация содержательного и веселого досуга для детей и их родителей. Создание непринужденных дружеских взаимоотношений между родителями, детьми и педагогами. Поддержка инициативы, сообразительности и самостоятельного мышления в решении разнообразных задач.
Коррекционная работа
- И.Емельянова, С.Маркова. Специфика работы с детьми с ОВЗ в группах комбинированной направленности ДОО (при реализации примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Успех»).
Аннотация. В статье описывается специфика работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в группах комбинированной направленности ДОО по предложенной авторами примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Успех» (разработана с учетом требований ФГОС дошкольного образования).
Ранний возраст
- Дидактическая игрушка «Цветик – семицветик». Для детей 1 года -3 лет.
Задачи. Поддерживать интерес и активные действия детей с предметами. Учить узнавать и называть различные цвета. Развивать мелкую моторику рук.
- А.Головина. Рисунок на песке. Для детей 2-3 лет.
Задачи. Обогащать познавательный опыт детей: песок сухой, холодный; камни гладкие, твердые. Обучать приемам рисования на песке. Формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком.
Предметно – пространственная среда
- О.Скотников. Мини – робот «Умная пчела». Развитие пространственных представлений и алгоритмического мышления у детей 5 лет.
- О.Терскова. Новая жизнь ненужных вещей.
- Н.Филюшкина. Дарить радость детям.
Специалисту детского сада
- Е.Рим. Мы играем в театр. Театральный фестиваль для детей 3-6 лет. Окончание. Начало см.: Дошкольное воспитание.2016.№10.
- Л.Еловская. Как Маша поссорилась с подушкой. Сценарий кукольного спектакля для детей 3-4 лет по мотивам одноименной сказки Г.Лебедевой.
Профессия – педагог
О.Зайцева, О Багадаева. Развитие профессиональной компетентности педагога ДОО в условиях реализации ФГОС ДО.
Аннотация. В статье рассматриваются понятия «таксономия целей педагогической деятельности», «компетентность» воспитателя в области постановки целей и задач педагогической деятельности. Представлен опыт построения методической работы по развитию компетенций, включающий диагностический компонент, а также комплекс интерактивных форм работы с педагогами.
Научный поиск
- О.Шелкунова, А.Квасова. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Универсальный алгоритм построения индивидуальных программ.
Аннотация. Статья посвящена проблеме организации психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОВЗ. Описаны процедура и результаты обследования социального и познавательного развития умственно отсталых дошкольников, психолого – педагогической компетентности их родителей. Представлен универсальный алгоритм построения индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Раскрыто содержание разделов индивидуальной программы.
- В.Веретенникова. Проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка в современной системе дошкольного образования.
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью изменения содержания образовательного процесса в системе дошкольного образования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта. Цель статьи – представить методологические основания проектирования индивидуального образовательного маршрута ребенка, в качестве которых выступает система основных и дополнительных принципов, направленных на решение задач, сформулированных во ФГОС ДО.
Готовимся к празднику
- Новогодняя елка. Утренник для детей старшей группы.
- Л.Лазарева. Защитим елочку. Театрализованное представление для детей 6-8 лет.