Научно-методический журнал освещает все аспекты системы дошкольного образования: нормативно-правовую базу, вопросы управления, программно-методического обеспечения, коррекции развития ребенка, методической службы, подготовки и переподготовки кадров. В журнале печатаются научные, научно-практические статьи; передовой, оригинальный опыт практических работников ДОО.
Содержание журнала №10 2016г.
В Министерстве образования и науки РФ
- Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в практику образовательных организаций. Интервью с И.Т.Тарадановой.
- Н.Тарасова. Проблемы и результаты введения ФГОС ДО и примерной основной образовательной программы дошкольного образования.
- О.Радионова. Основные направления оказания научно-методической и консультационной поддержки педагогических работников по вопросам разработки основной образовательной программы ДОО.
- Э.Алиева. Организационно-аналитическое сопровождение деятельности консультационных центров в системе дошкольного образования
Социально-коммуникативное развитие
- Н.Левшина, С.Багаутдинова, Г.Ильина. Научные и нормативные аспекты интеграции социально-коммуникативного и физического развития старших школьников.
Аннотация. В статье рассматриваются научные аспекты социально-коммуникативного и физического развития старших дошкольников и их интеграции в контексте актуального состояния современной системы образования и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Определена роль коммуникативной компетенции в успешной социализации старших дошкольников. Показаны возможности двигательной деятельности в развитии коммуникативной компетентности.
- В.Петрова, Е.Чалышева, Н.Дорогина. Развитие социально-коммуникативных навыков старших дошкольников посредством двигательной деятельности.
Задачи. Развитие игровой деятельности. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности. Формирование способностей организации собственной деятельности. Развитие творческих способностей. Сохранение и укрепление здоровья. Приложение «Большой секрет» Педагогическое мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста.
- Е.Максакова. Люди разные – страна одна.
Цель. Формировать первичные представления о Российской Федерации как о многонациональном поликультурном государстве. Задачи. Проанализировать простейшие взаимосвязи «Природа – традиционные занятия – особенности быта». Воспитывать уважение к культуре и традициям народов России. Познакомить с народными промыслами, развивать эстетическое восприятие декоративно – прикладного искусства.
- Н.Тимофеенко, Т.Рюмина, Н.Лянгузова. Агитбригада «Огонек» Задача. Закреплять представления о безопасности на дорогах.
Познавательное развитие
- Н.Молькова. Как свет к нам пришел. Информационно – познавательный проект.
Задачи. Расширить знания об электричестве, электроприборах, о пользе и опасности электричества; о правилах пользования им; об истории возникновения осветительных приборов. Прививать культуру грамотного и экономного обращения с электричеством. Активизировать речь и мыслительную деятельность. Развивать внимание, воображение, память, речь (рассказывание стихов); мелкую моторику рук (аппликация, рисование, конструирование, лепка, игры и др.). Воспитывать элементарные навыки безопасного поведения в быту при обращении с электроприборами.
- Т.Аракелян. Математическое путешествие «Помогите паровозику вернуться домой». Для детей 5-6 лет.
Задачи. Упражнять в счете (в пределах пяти), закреплять последовательность чисел в числовом ряду (в пределах десяти). Закреплять знания о пространственных представлениях; вверх, вниз, слева, справа, в центре. Упражнять в умении составлять целое из частей. Закреплять представления о геометрических фигурах: различать их, находить в окружающей среде предметы соответствующих форм. Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание. Способствовать формированию интереса к математическим знаниям, развитию речи, умения аргументировать свои высказывания. Воспитывать усидчивость, целеустремленность.
- Д.Трегубова. Родной мой Сахалин. Для детей 6-8 лет.
Цели. Знакомить с островом Сахалин, его животным и растительным миром. Закрепить знание о городе.
Год российского кино
- Н.Князева. Сказочный мир. Проект для детей 6-8 лет.
Цель. Познакомить с творчеством режиссера А.А.Роу.
Речевое развитие
- А.Биба. Методические средства повышения познавательной активности детей в процессе развития речи.
Аннотация. Статья посвящена проблеме повышения познавательной активности дошкольников в ходе речевой работы в детском саду. Автором исследуются средства формирования умения определять границу знания и незнания, задачу и способ речевой работы, ее результаты. В статье приведены примеры создания речевой проблемы, а также виды заданий, активизирующих познавательную активность детей.
- Л.Зиман. Как трудно стать человеком. К 190-летию детского писателя Карло Коллоди.
- З.Гриценко. Поэтический мир А.Орловой.
Художественно-эстетическое развитие.
- Ю.Россова. Нравственный потенциал сказок В.Г.Сутеева: психолого-педагогический анализ
Аннотация. В статье рассматривается творчество известного детского писателя В.Г.Сутеева, показывается нравственная направленность его сказок для детского чтения, дается психолого-педагогический анализ тех этических проблем, которые в них содержатся. В работе делается акцент на том, каким образом в сказках решаются вопросы духовно-нравственного воспитания маленького человека, какие нравственные категории отражаются в этих произведениях.
- А.Фоминская. Загадки осеннего леса. Изодеятельность на пленэре для детей 6-8 лет.
Цели. Развивать эстетическое познание, творческую активность; графические навыки, умения в передаче строения и пропорций предметов на основе наблюдения натуры. Воспитывать доброту, отзывчивость к миру природы. Вызвать интерес к самостоятельной работе на природе.
- Р.Чобанян. Снегири прилетели. Знакомим детей 3-4 лет с ниткографией.
Цели. Уточнить представления о внешнем виде снегиря (особенности строения, окраска). Знакомить с понятием цвета и композиции. Развивать умение ритмично проводить короткие горизонтальные линии, формировать навыки работы с изобразительными материалами. Познакомить с новой техникой – ниткографией. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.
Физическое развитие
- Л.Пасечник. «Веселые старты». Физкультурный досуг для детей 4-5 лет.
Цели. Продолжать развивать двигательную активность детей в играх и упражнениях. Развивать психофизические качества, пространственную ориентировку.
- Е.Кутырева. Игра «Форд Боярд» в бассейне. Для детей 6-8 лет.
Задачи. Укреплять и сохранять физическое здоровье. Закреплять навыки плавания, совершенствовать скольжение на груди и спине с работой ног кролем, отрабатывать ритмичное дыхание (короткий энергичный вдох и продолжительный выдох). Воспитывать уверенность в себе, самостоятельность, организованность, коммуникативные навыки, самооценку. Развивать смелость, чувство товарищества.
- Л.Черданцева. Семейный праздник «Мы спортивная семья». Для детей 5-8 лет.
Цели. Пропаганда здорового образа жизни в семье, приобщение к физкультуре и спорту.
Задачи. Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной двигательной, музыкальной и творческой деятельности. Побуждать проявлять находчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь.
Методическая картотека
М.Скобелева. Подвижные игры народов России. «Угадай имя». Чувашская хоровая игра.
Цель. Познакомить детей с чувашской народной игрой.
Предметно-пространственная среда
П.Рабинович. Особенности организации мотивирующей развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в условиях введения ФГОС ДО и примерной основной образовательной программы дошкольного образования.
Специалисту детского сада
Е.Рим. Мы играем в театр. Театрализованный фестиваль для детей 3-6 лет.
Цели проекта. Вызвать интерес к театрализованной деятельности, создать условия для сопричастности детей к драматизации. Способствовать развитию творческих способностей через театрализованную деятельность.
Профессия – педагог
- О.Красношлыкова. Информационное и научно-методическое сопровождение введение ФГОС ДО в дошкольных образовательных организациях Кемеровской области (на примере деятельности Кузбасского регионального ИПКиПРО)
- С.Курносова. Проблема преемственности содержания, форм и методов подготовки педагога дошкольного образования в вузе и системе дополнительного образования в связи с введением профессионального стандарта.
Научный поиск
- С.Кожокарь. Дошкольникам – о творческой игрушке.
Аннотация. В статье представлена авторская методика ознакомления дошкольников с технической игрушкой.
Цель. Акцентировать внимание детей на значимости игрушки в их жизни.
Готовимся к празднику
- Т.Козлова. Образ матери – казачки. 4 декабря День матери – казачки.
Задачи. Знакомить детей с культурой, бытом казачества, духовно-нравственными ценностями своего народа. Учить переносить новые знания в игру. Продолжать формировать представления о традиционном казачьем костюме, о труде женщины-казачки. Обогащать речь детей пословицами и поговорками о матери. Развивать познавательный интерес к традициям быта предков, музыкальную и речевую культуру средствами регионального фольклора; расширять словарный запас дошкольников. Воспитывать чувство уважения к матери.
- Л.Кургузова, А.Овчинникова. Помнят правнуки! Проект для детей 6-8 лет.
Цели проекта. Обобщить и расширить представления детей о Великой Отечественной войне; о героях войны, о том, что народ чтит их память. Формировать представления о недопустимости повторения войны.
Задачи. Формировать у детей чувство сопричастности к истории своего народа, способствовать восстановлению связей между поколениями. Познакомить детей с боевыми наградами времен Великой Отечественной войны, песнями, хроникой и т.д. Воспитывать уважение к подвигам солдат и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине.