Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию обзор журнала «Дошкольное воспитание» №1-3 2016г.
Научно-методический журнал освещает все аспекты системы дошкольного образования: нормативно-правовую базу, вопросы управления, программно-методического обеспечения, коррекции развития ребенка, методической службы, подготовки и переподготовки кадров. В журнале печатаются научные, научно-практические статьи; передовой, оригинальный опыт практических работников ДОО.
Содержание журнала №1 2016г.
55 лет НИИ дошкольного воспитания
- В. Кудрявцев. О деятельности Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО (1998–2003)
- Н. Веракса.Синтез культурно‐исторической теории и теории деятельности в научном творчестве А.В. Запорожца
Аннотация. В статье рассматривается теоретическая позиция А.В. Запорожца, связанная с вопросами детского развития. Главная идея статьи заключается в раскрытии своеобразия подхода А.В. Запорожца к проблеме способностей, мотивации и эмоций, которая состоит в синтезе двух основных подходов – культурно‐исторического (Л.С. Выготский) и деятельностного (А.Н. Леонтьев).
- Из архива ДВ. А.П. Усова.Игра – форма организации жизни и деятельности детей
- смотреть на игру шире;
- особенности игры как формы организации жизни детей;
- игры, создаваемые детьми;
- игры для детей;
- игра и другие формы организации детской жизни.
Управление ДОО
С. Потапенко. Сайт дошкольного учреждения: размещение обязательной информации. Окончание. Начало смотрите: Дошкольное воспитание. 2015.№12
Программы и технологии
Т. Будякова, И. Филатова, О. Люленкова, М. Быстрова. Искусство оригами как средство воспитания и коррекции личности дошкольника
Социально‐коммуникативное развитие
- А. Сидорова.Навыки социальной ориентации
Аннотация. В статье предлагается структурно‐содержательный анализ социальной ориентации как результат образования дошкольника. Рассматривается потенциал креативной образовательной среды в формировании навыков социальной ориентации у детей предшкольного возраста.
- Л. Киричук.Воспитание добротой
В последние годы в системе дошкольного образования происходят перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, нравственное воспитание приобретает особую важность и направлено на сохранение таких качеств, как доброта, честность, вежливость.
Познавательное развитие
- А. Белошистая.Понятия и представления в обучении математике дошкольников. Способы определения понятий
Аннотация. В статье рассмотрены различные способы формирования представлений о математических понятиях у ребенка дошкольного возраста; приведены примеры организации заданий для различных способов формирования математических понятий; показано. Что эффективность заданий зависит от адекватной подачи математического понятия ребенку.
- Н. Каратаева.Детское коллекционирование как средство индивидуализации содержания дошкольного образования.
Индивидуализация образования сегодня выступает как построение образовательной деятельности на основе особенностей каждого ребенка, его интересов и потребностей.
- О. Волкова, А. Бобкова.Птицы зимой. Занятие для детей 6–8 лет
Цели: формировать и закреплять знания о зиме и зимующих птицах.
Задачи: Формировать доброе, заботливое отношение к природе. Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук. Учить различать зимующих и перелетных птиц.
Год российского кино
Т. Гризик. История детского кино
Указом Президента 2016 год объявлен «Годом российского кино».
Речевое развитие
- Е. Белоус.Первые эталоны речи. Статья 1
- Ю. Мамаева.«Буквы изучаем – сказки сочиняем»
- Н. Герасимова.«Я книгой был, которая вам снится». Юбилей поэта О.Э.Мандельштама
Взаимодействие с семьей
- А. Фазлыева.Социально‐педагогическая помощь и поддержка замещающим семьям в воспитании детей дошкольного возраста
Аннотация. В статье рассмотрены основные направления работы дошкольной организации с замещающей семьей. Социальный педагог, как координатор, оказывает помощь и поддержку замещающим родителям в воспитании детей при тесном взаимодействии с педагогическим коллективом и социальными службами.
- Е. Глибанова, О. Мельникова.Семейные мини‐проекты
Коррекционная работа
С. Серебренникова, М. Рууз. Психолого‐педагогическая коррекция компонентов коммуникативных умений дошкольников с нарушениями речи
- Игры и упражнения на групповую сплоченность и взаимодействие;
- Игры и упражнения на развитие социальной перцепции и эмпатии;
- Коммуникативно – лингвистические игры:
- Коммуникативные упражнения на вербальное выражение своего позитивного отношения к сверстнику, на закрепление правил речевого этикета.
Ранний возраст
С. Рябицкая, С. Силантьева. Навстречу Солнышку. Физкультурно‐познавательный досуг для детей 2–3 лет с участием родителей.
Цель. Способствовать эмоциональному общению родителей и детей через совместную игровую деятельность.
Методическая картотека
Подвижные игры народов России.
- Е. Нижегородова.«Карусель»
Цель. Формировать ловкость, умение концентрироваться в пространстве, выполнять движения по кругу в различном темпе. Тренировать движения, способствующие укреплению разных групп мышц, включая мелкую моторику. Формировать нравственно-волевые качества, необходимые для умения управлять своим поведением и общаться со сверстниками.
- Н. Кажанова. «Салки»
Цель. Упражнять в беге с увертыванием от ловящего. Развивать произвольное внимание, быстроту реакции. Формировать умения управлять телом и выполнять инструкции ведущего.
Предметно‐пространственная среда
Т. Карпекина, О. Брюзгина. Игровые поля. Создание современного игрового пространства. Авторы знакомят педагогов с некоторыми идеями использования на практике игровых форм и методов организации образовательного процесса.
Профессия – педагог
Л. Волошина. Интеграция педагогической науки и практики.
Готовимся к празднику
Л. Досова . Военно‐спортивная игра «Зарница». Старший дошкольный возраст.
Как рассказать детям об истории нашей Родины, о трудном военном времени, о смелых защитниках, как показать им боевое братство, научить проявлять решительность, отвагу, взаимовыручку, умение справляться с трудностями? Как развить патриотические чувства? Только беседами и призывами, пусть даже самыми хорошими, этого не сделаешь, Сложные нравственные и патриотические понятия дети, как правило, осваивают в игре – самой естественной и любимой для них деятельности, а если рядом с ними поддерживающие их заинтересованные взрослые – педагоги, родители, то результаты будут эффективными.
Мастер‐класс
Г. Егоров. Принтер, ножницы, бумага. Материалы по теме «Одежда, обувь и головные уборы». Игра «Одень куклу».
Мастер класс и файлы на сайте: dovosp.ru «Дошкольное воспитание».
Содержание журнала №2 2016г.
55 лет НИИ дошкольного воспитания
- А. Шатова, С. Козлова. К юбилею НИИ дошкольного воспитания АПН СССР
- Г. Урунтаева.Специфика дидактической игры дошкольника
Аннотация. Рассматриваются специфика и своеобразие дидактической игры как важного условия психического развития дошкольника наряду с сюжетно‐ролевой игрой. Анализируется структура дидактической игры в совокупности основных и дополнительных компонентов.
- Из архива.Т. Маркова. Формирование нравственных чувств и привычек в процессе общения
Управление ДОО
В. Столицин. Модернизация в Доме ребенка
Социально‐коммуникативное развитие
- В. Харченко. Старый и малый
- Т. Зеленкина, М. Ваулина. Связь поколений.Вместе: хор ветеранов и детский ансамбль.
Взаимодействие ребенка со старшим поколением в семье очень важно: бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки приобщают детей к истории семьи и страны, к народным традициям.
- О. Илькова. Игра в солдатики.Воспитание мальчиков в Доме ребенка. Особенность игры-занятия – индивидуальный дифференцированный подход, который позволяет раскрыть личные возможности каждого ребенка. Осознание своей половой принадлежности способствует усвоению детьми грамматической категории рода (женского и мужского).
Познавательное развитие
- А. Миронов. Деятельностный подход в экологическом образовании дошкольников.
«Деятельность это специфическая форма отношений к окружающему миру включает в себя цель, средства, результат и сам процесс». Иными словами, структурными элементами деятельности являются: цель – процесс (действия), предполагающий использование тех или иных средств – результат. Для того чтобы ребенок включился в деятельность, он должен осознавать цель, способ (метод и средства) ее достижения и результат.
- Н. Афонина. Детям о космосе: интерактивные задания SMART Table. Старший дошкольный возраст.
Задачи. Систематизировать и закреплять знания детей о космосе и планетах Солнечной системы. Способствовать обогащению и применению знаний в собственной деятельности. Развивать наглядно – образное и словесно-логическое мышление, учить анализировать информацию и делать выводы.
- О. Голубец, М. Жиличкина.Путешествие на Северный полюс. Для детей 6–8 лет
Задачи. Закрепить представления детей по темам: «Зима», «Зимние виды спорта», «Животные Севера».
Год российского кино
О. Клейменова. Сказочная кинореальность. Юбилей А.А. Роу
Речевое развитие
- Т. Федосова. Стихи учат делать добро.Юбилей А.Л. Барто
- Е. Белоус. Первые эталоны речи.Статья 2
- С. Емченко. Что такое Родина?Познавательно‐речевая деятельность детей 6–8 лет
Одним их эффективных средств духовно – нравственного воспитания личности дошкольника в современных условиях является познавательно-речевая деятельность.
- Н. Малахова. «Здравствуй, Вёснушка‐Весна!».Интегрированное занятие с детьми 5–6 лет.
Цели. Развитие творческого воображения, формирование положительного эмоционального отношения к красоте весенней природы. Закрепление представлений о весне.
Ранний возраст
В. Сухинская. Группа выходного дня «Малышки». Из опыта работы
Методическая картотека
Подвижные игры народов России.
- С. Одинцова. «Хищник в море» (Сетканкайактинэсрэ).Чувашская народная игра.
- С. Иванова. «Куколка».Русская народная игра
- А. Артемьева. Игры с камешками.Развиваем мелкую моторику у детей 3–4 лет
Предметно‐пространственная среда
- Н. Молькова. «Деревце дыхания».Пособие для развития речевого дыхания
- О. Глухова, Н. Батталова. Дидактическое пособие «На лесной полянке»
Профессия – педагог
- С. Яковлева. Организация психолого‐педагогического обследования детей при поступлении в ДОО
Аннотация. Определение готовности ребенка младшего дошкольного возраста к поступлению в ДОО является важной задачей. В данной статье описана процедура психолого-педагогического обследования, построенная с учетом возрастных, физических и индивидуальных психологических возможностей ребенка. Анализ собранной информации позволит выявить существующие у ребенка проблемы и наметить направления психологической помощи.
- Л. Барсукова. Переосмысление теоретических подходов и накопившейся практики в современной подготовке будущих специалистов ДОО
Научный поиск
Г. Кузнецова. История появления драмогерменевтики
Аннотация. В статье рассказывается об истории появления и использования в образовании России театрально‐игровых технологий, которые в кульминации своего развития и обогащении их герменевтикой (от греч. «объяснение, толкование») преобразовались в драмогерменевтику. Автор подчеркивает важность использования театрально‐игровых технологий и драмогерменевтики для развития детей как в настоящее время, так и много лет назад.
Готовимся к празднику
В. Левченко. «Пижамная вечеринка». Развлечение для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Мастер‐класс
Г. Егоров • Принтер, ножницы, бумага. Материалы по теме «Одежда, обувь и головные уборы». Игра «Одень куклу».
Содержание журнала №3 2016г.
55 лет НИИ дошкольного воспитания
О. Гукаленко. Поликультурное образование как фактор и средство формирования межнационального мира и согласия
Социально‐коммуникативное развитие
- Н. Довгая, О. Македонская. Проблема осознания и вербализации эмоций в дошкольном возрасте
- Т. Бутусова. Игры с правилами.Формирование совместной игровой деятельности дошкольников с разным уровнем познавательного развития.
Аннотация. В статье представлен опыт внедрения комплекса педагогических условий, способствующих формированию у детей предшкольного возраста с разным уровнем познавательного развития положительных способов взаимодействия в детском коллективе в процессе игр с правилами. Сделан вывод о возможности использования игр с правилами как одного из педагогических средств формирования совместной игровой деятельности детей в инклюзивном образовании.
Познавательное развитие
- О. Щетинина. Экспериментальная деятельность: развитие поисковой активности и познавательной мотивации
- Н. Гринько, Е. Крюкова. Этот удивительный песок.Для детей 5–6 лет
Задачи. Познакомить детей со свойствами песка посредством исследовательской деятельности. Развить мелкую моторику, умение рассуждать, сравнивать результаты опытов и экспериментов, делать выводы.
- Н. Ручьева. Путешествие в Песочную страну.Игра‐экспериментирование для детей 5–6 лет
Задачи. Продолжить знакомить детей со свойствами песка (сыпучий, легкий, рассыпчатый, влажный); прививать элементарные навыки работы с ним в процессе экспериментирования. Развивать познавательную активность через простейшие опыты с песком. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук.
Год российского кино
О. Клейменова. Волшебные киносказки Александра Птушко
Речевое развитие
К 80‐летию поэта Юрия Кушака
- К. Зурабова, Е. Долгая. На корабле «Мечта»
- Л. Зиман. Особенности поэзии Юрия Кушака
Художественно‐эстетическое развитие
Цели. Создавать условия для побуждения детей к творчеству путем постановки разнообразных творческих заданий, предлагающих выход на самостоятельное решение. Создавать атмосферу увлеченности, эмоционального воздействия; развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции; содействовать развитию художественного вкуса, фантазии, пространственного воображения.
- Н. Лидер, И. Баталова. Путешествие по сказкам.Музыкально‐театрализованная литературная викторина. Старший дошкольный возраст
Задачи. Активизировать представления, полученные при знакомстве с литературными произведениями, в процессе разнообразных видов деятельности (речевой, изобразительной, двигательной, музыкальной). Развивать восприятие, речь, двигательные умения и музыкальные способности.
Физическое развитие
Л. Пасечник. Физкультурные праздники и развлечения с дошкольниками
- Почему так важно укреплять здоровье детей?
- Что же для этого нужно?
- Физкультурные праздники и развлечения в детском саду.
- Как же составить интересный и полезный для здоровья детей сценарий физкультурного праздника?
- Семейный физкультурный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья».
Взаимодействие с семьей
Е. Евсевьева, Н. Клюшина. Детско‐родительская встреча‐развлечение «В гостях у правилознаек дорожных наук». Для детей6–8 лет.
Задачи. Продолжить знакомство с группами дорожных знаков и их назначением, со средствами регулировки движения, с правилами перехода проезжей части. Закрепить практические навыки безопасного поведения на дорогах в игровой форме. Воспитывать культуру поведения на улицах города. Развивать познавательную активность, умение ориентироваться в окружающей обстановке, своевременно указывать на проблемную ситуацию. Создавать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи.
Методическая картотека
Подвижные игры народов России.
- Е. Дербенцева. «Пчелы».Народная казачья игра.
Цели. Развивать самостоятельность, активность, сообразительность. Воспитывать смелость и ловкость. Научить двигаться в соответствии с текстом; бегать, не попадаясь ловящему и не толкаясь; подлезать под препятствие, не задевая его.
- А. Ковалева. Развитие речи и мелкой моторики руки
Одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений или, как принято говорить, мелкой моторики. В данной игре предлагаются игровые упражнения.
Профессия – педагог
- Э. Любомирская. Реализация основных концептуальных положений ФГОС ДО в практической работе по развитию речи дошкольников.
Методический театр – это интерактивный метод пополнения теоретических знаний и практических умений в творческой коллективной деятельности, в ситуации взаимного уважения, поддержки, сотрудничества. Предлагаемый семинар – практикум, проводимый в форме методического театра, помогает педагогам понять содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Речевое развитие».
История российского образования
Е. Князев. Луиза Шлегер и народный детский сад
Аннотация. В дошкольном образовании весьма актуален вопрос о модели воспитательно‐учебного процесса. Персоналистско‐аксиологический подход исторически возник и эффективно развивался в условиях свободного воспитания. Особое внимание в статье уделяется организации народного детского сада в начале ХХ в. По мнению автора, наиболее эффективна личностно‐ценностная модель образования.
Готовимся к празднику
- День космонавтики. А. Богдарин. Стихи. В космосе. Космонавт
- Е. Антипина. Детский сад мы не забудем!Сценарий выпускного праздника.
Мастер‐класс
- М. Субаева. Подарки к праздникам
- Г. Егоров. Принтер, ножницы, бумага.Материалы по теме «Одежда, обувь и головные уборы». Игра «Одень куклу» *.pdf, *.ppsx. Предметные картинки:ПК-Одежда_1.pdf; ПК-Одежда_2.pdf; ПК-Обувь-Гол_уб.pdf. Интерактивные игры и задания
ПЕДАГОГАМ
Познавательно-речевое развитие
Здоровье и физическая культура
Социально-коммуникативное развитие
Художественно-эстетическое развитие
Коррекционная-педагогика и психология
Предметно-пространственная среда
РОДИТЕЛЯМ
ДЕТЯМ
Ольга
22.02.2019 в 12:13 дп
Люблю ваш журнал