Об изучении условий инклюзивного обучения и воспитания детей
с ограниченными возможностями в общеобразовательных учреждениях Северо-Восточного образовательного округа
Одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования является реализация права на образование обучающихся с ограниченными возможностями (далее – ОВЗ) и инвалидностью посредством создания специальных условий в образовательной организации.
Одной из форм контроля является проведение аудита, подтверждающего наличие информации (локальных актов, документов) о содержании и характере деятельности в образовательных организациях по созданию условий для получения образования обучающемуся с ОВЗ.
На основании решения ВКС с министром МОиНСО от 05.11.2020 г. в период с 15.02. – 02.03.2021г. Похвистневский РЦ организовал и провел аудит по изучению условий инклюзивного обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях округа.
Цель аудита по изучению условий инклюзивного обучения и воспитания детей с ОВЗ (далее – Изучение условий): исследование созданных в образовательных учреждениях условий, обеспечивающих качественное обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ.
Для Изучения условий были использованы формы ГБУ ДПО «Центр специального образования».
Выборка составила: 36 образовательных организаций округа, в которых обучаются дети с ОВЗ.
Для Изучения условий на основании требований Федеральных государственных стандартов начального и основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) были определены следующие параметры:
- Локальные акты образовательного учреждения, регламентирующие обучение, воспитание и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ.
- Данные по контингенту и формам обучения детей.
- Кадровое обеспечение обучения и коррекционно-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.
- Программно-методическое обеспечение обучения детей с ОВЗ.
- Документация психолого-педагогического консилиума образовательного учреждения.
- Материально-техническое и информационное оснащение сопровождения детей с ОВЗ.
Выводы:
1.В образовательных организациях Северо-Восточного образовательного округа разработаны локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образования обучающихся с ОВЗ. Полный пакет локальных актов имеют 20 школ (55%). Не предоставлено: Положение об инклюзивном обучении детей с ОВЗ в 2-х образовательных учреждениях (6%), Положение об ИУП – в 6 ОО (17%), Положение об обучении на дому – в 1 ОО (3%), Положение о рабочей программе учебного предмета – в 12 ОО (33%).
В предоставленных Положениях о рабочей программе учебного предмета не определены условия адаптации, дифференциация планируемых результатов и контрольно-измерительных материалов, не определена форма календарно-тематического планирования. О рабочих программах коррекционных курсов и курсов внеурочной деятельности в названных локальных актах не упоминается.
Не актуализированы наименования «положений» и понятийный аппарат сообразно ФЗ «Об образовании в РФ» и ФГОС: например, термин «интегрированное» образование заменить на «инклюзивное», «индивидуальное обучение» – на «обучение на дому», а так же не уточнено содержание отдельных пунктов данных документов и отсутствуют заключительные разделы.
- В ходе аудита выявлено, что в 15 ОО (42%) разработаны АООП полностью, в 11 ОО (58%) – не разработана в полном объеме АООП ООО для обучающихся с ЗПР. Не все Программы учебных предметов имеются – в 16 ОО (44%) , Программы коррекционных курсов – в 8 ОО (22%). 15 ОО (42%) не указали на наличие имеющихся Программ коррекционных курсов.
В ряде случаев АООП составлены формально: являются копиями ПрАООП, не отражают специфики деятельности конкретной образовательной организации, не учитывается кадровый состав и материально-техническое оснащение организации, используются нормативные документы и АООП других регинов и образовательных учреждений. Большинство АООП для обучающихся с умственной отсталостью не содержат информации о специальных УМК.
- Большинство представленных адаптированных рабочих программ учебных предметов нуждается в доработке, в части уточнения объема изучения предмета в соответствии с вариантом АООП, уточнение планируемых результатов изучения предмета. В календарно-тематических планах рабочих программ учебных предметов не выделена деятельность детей с ОВЗ на уроке. Программы не содержат контрольно-измерительные материалы, соответствующие базовому уровню освоения программы. Рабочие программы коррекционных курсов в большинстве случаев разработаны удовлетворительно.
- В образовательных организациях округа инклюзивно (на 01.01.2021 г.) обучаются 755 обучающихся (83,7%) – в основном учащиеся с ЗПР, ТНР и в единичных случаях дети с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Обучаются на дому по справке ВК 147 обучающихся (16,3% от общего количества обучающихся с ОВЗ) – в основном это обучающиеся с ЗПР органического генеза, УО (интеллектуальными нарушениями), РАС, с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.
Педагогические работники в 7 ОО (19%) в полном объеме выполняют рекомендации ПМПК по организации коррекционно-педагогического сопровождения детей с ОВЗ (психолого-педагогическое сопровождение осуществляется всеми специалистами сопровождения: психологом, логопедом, дефектологом); в 12 ОО (33%) – двумя специалистами (в большинстве случаев – педагог-психолог и учитель-логопед); в 16 ОО (44%) – по одному специалисту психолого-педагогическое сопровождения обучающихся с ОВЗ (психолог).
- В 9 ОО 100% педагогов прошли курсы повышения квалификации (КПК) по направлению коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ в объеме не менее 72ч и в срок не ранее 3 лет (2018-2021гг). В 11 ОО (31%) – более половины педагогов из числа работающих с детьми с ОВЗ имеют указанное повышение квалификации. Наиболее критичная ситуация наблюдается в 4 ОО (11%) – КПК педагогов просрочены.
- Во всех образовательных учреждениях округа созданы психолого-педагогические консилиумы (ППк). В школах разработаны положения о ППк в соответствии Распоряжения министерства просвещения РФ от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации», заключены договоры о сотрудничестве с психолого-медико-педагогическими комиссиями. ППк 33-х образовательных организаций (92%) ведут текущую документацию в соответствии с регламентом, заявленным в Положении о ППк ОО.
ППк 3-х образовательных организаций (8%) не имеют текущую документацию в полном объеме. Две школы не завели Карты развития обучающегося с ОВЗ. В одной школе – нет графика заседаний ППк, журнала учета заседаний ППк, журнала регистрации коллегиальных заключений, протоколов заседаниях ППк.
- Во всех образовательных организациях округа имеется Паспорт доступности социальной инфраструктуры, регламентирующий доступность школы для различных категорий инвалидов, форму их доступности к объекту, состояние доступности основных структурно-функциональных зон учреждения. Материально-техническое оснащение сопровождения обучающихся с ОВЗ оценивается образовательными организациями удовлетворительно. Отмечено наличие: специальных кабинетов специалистов (психолога, логопеда, дефектолога) в 16 ОО (44%), целевого оборудования для обучающихся с ОВЗ в 22 ОО (61%), бесплатного предоставления учебников, учебных пособий обучающимся с ОВЗ в 36 ОО (100%).
- На сайтах образовательных учреждений округа размещена информация об организации обучения детей с ОВЗ. В некоторых случаях школы выделили на сайте вкладку «Инклюзивное образование обучающих с ОВЗ», «Инклюзивное образование и доступная среда». Но в большинстве случаев информация размещена в разных вкладках сайта, в которых трудно ориентироваться.
Вместе с тем в большинстве случаев на сайтах отсутствует информация о:
– реализуемых стандартах обучающихся с ОВЗ – в 11 ОО (31%);
– учебном плане обучающихся с ОВЗ – в 20 ОО (56%)
– специалистах сопровождения обучающихся с ОВЗ – в 14 ОО 3(9%);
– программах обучения – в 1 ОО (3%).
Рекомендации:
- Пакет нормативных документов образовательных учреждений, осуществляющих обучение детей с ОВЗ, привести в соответствие с ФЗ от 29.12.2013г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации, «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», утвержденным приказом МОиН РФ от 30.08.2013г. №1015 (в редакции 2019г.), требованиями ФГОС НОО и ФГОС ООО (в редакции 2016г.), приказом № 1598 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ», приказом № 1599 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
- Доработать программы коррекционной работы в структуре ООП НОО, ООП ООО с учетом возрастных особенностей обучающихся с ОВЗ. Отразить в них: механизм взаимодействия участников образовательного процесса; мониторинг результативности коррекционно-педагогической деятельности педагогов и специалистов; конкретизировать деятельность ППк в реализации программы коррекционной работы.
- Структурировать АООП образовательных организаций для обучающихся с ОВЗ в соответствие с ФГОС ОВЗ, содержание АООП актуализировать с учетом кадровых и материально-технических возможностей конкретного образовательного учреждения. Использовать в работе материалы, опубликованные на сайте ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО».
- Администрации образовательных организаций создать условия для регулярного повышения квалификации учителей в области специальной педагогики и психологии, а также для реализации рекомендаций ПМПК в полном объеме.
- Администрации образовательных организаций организовать контроль адаптации рабочих программ учебных предметов в части: обоснование адаптации, уточнение планируемых результатов и объема изучения предмета в соответствии с вариантом АООП, деятельности обучающихся с ОВЗ на уроке и вариативности контрольно-измерительных материалов, используемое УМК.
- Документацию ППк, содержание Карт развития детей привести в соответствие с Положением о ППк образовательной организации. Членам консилиума разработать форму дневника динамического наблюдения с учетом направлений корреционно-развивающей работы, периодичностью проведения динамического наблюдения и определением ответственных специалистов по направлениям работы с детьми с ОВЗ.
- Администрации образовательных организаций рассмотреть возможность систематизации информации об организации инклюзивного обучения детей с ОВЗ на сайте школы.
Забелина И.А, начальник СПО, педагог-психолог