Об изучении условий инклюзивного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных учреждениях Северо-Восточного образовательного округа

Об изучении условий инклюзивного обучения и воспитания детей

с ограниченными возможностями в общеобразовательных учреждениях Северо-Восточного образовательного округа

 

Одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования является реализация права на образование обучающихся с ограниченными возможностями (далее – ОВЗ) и инвалидностью посредством создания специальных условий в образовательной организации.

Одной из форм контроля является проведение аудита, подтверждающего наличие информации (локальных актов, документов) о содержании и характере  деятельности в образовательных организациях по созданию условий для получения образования обучающемуся с ОВЗ.

На основании решения ВКС с министром МОиНСО от 05.11.2020 г. в период с 15.02. – 02.03.2021г. Похвистневский РЦ организовал и провел аудит по  изучению условий инклюзивного обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях округа.

Цель аудита по изучению условий инклюзивного обучения и воспитания детей с ОВЗ (далее – Изучение условий): исследование созданных в образовательных учреждениях условий, обеспечивающих качественное обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ.

Для Изучения условий были использованы формы ГБУ ДПО «Центр специального образования».

    Выборка составила: 36 образовательных организаций округа, в которых обучаются дети с ОВЗ.

         Для Изучения условий на основании требований Федеральных государственных стандартов начального и основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) были определены следующие параметры:

  1. Локальные акты образовательного учреждения, регламентирующие обучение, воспитание и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ.
  2. Данные по контингенту и формам обучения детей.
  3. Кадровое обеспечение обучения и коррекционно-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.
  4. Программно-методическое обеспечение обучения детей с ОВЗ.
  5. Документация психолого-педагогического консилиума образовательного учреждения.
  6. Материально-техническое и информационное оснащение сопровождения детей с ОВЗ.

Выводы:

           1.В образовательных организациях Северо-Восточного образовательного округа разработаны локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образования обучающихся с ОВЗ. Полный пакет локальных актов имеют 20 школ (55%). Не предоставлено: Положение об  инклюзивном обучении детей с ОВЗ в 2-х образовательных учреждениях (6%), Положение об ИУП – в 6 ОО (17%), Положение об обучении на дому – в 1 ОО (3%), Положение о рабочей программе учебного предмета – в 12 ОО  (33%).

В предоставленных Положениях о рабочей программе учебного предмета не определены условия адаптации, дифференциация планируемых результатов и контрольно-измерительных материалов, не определена форма календарно-тематического планирования. О рабочих программах коррекционных курсов и курсов внеурочной деятельности в названных локальных актах не упоминается.

Не актуализированы наименования «положений» и понятийный аппарат сообразно ФЗ «Об образовании в РФ» и ФГОС: например, термин «интегрированное» образование заменить на «инклюзивное», «индивидуальное обучение» – на «обучение на дому», а так же не уточнено содержание отдельных пунктов данных документов и отсутствуют заключительные разделы.

  1. В ходе аудита выявлено, что в 15 ОО (42%) разработаны АООП полностью, в 11 ОО (58%) – не разработана в полном объеме АООП ООО для обучающихся с ЗПР. Не все Программы учебных предметов имеются – в 16 ОО (44%) , Программы коррекционных курсов – в 8 ОО (22%). 15 ОО (42%) не указали на наличие имеющихся Программ коррекционных курсов.

В ряде случаев АООП составлены формально: являются копиями ПрАООП, не отражают специфики деятельности конкретной образовательной организации, не учитывается кадровый состав и материально-техническое оснащение организации, используются нормативные документы и АООП других регинов и образовательных учреждений. Большинство АООП для обучающихся с умственной отсталостью не содержат информации о специальных УМК.

  1. Большинство представленных адаптированных рабочих программ учебных предметов нуждается в доработке, в части уточнения объема изучения предмета в соответствии с вариантом АООП, уточнение планируемых результатов изучения предмета. В календарно-тематических планах рабочих программ учебных предметов не выделена деятельность детей с ОВЗ на уроке. Программы не содержат контрольно-измерительные материалы, соответствующие базовому уровню освоения программы. Рабочие программы коррекционных курсов в большинстве случаев разработаны удовлетворительно.
  2. В образовательных организациях округа инклюзивно (на 01.01.2021 г.) обучаются 755 обучающихся (83,7%) – в основном учащиеся с ЗПР, ТНР и в единичных случаях дети с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Обучаются на дому по справке ВК 147 обучающихся (16,3% от общего количества обучающихся с ОВЗ) – в основном это обучающиеся с ЗПР органического генеза, УО (интеллектуальными нарушениями), РАС, с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.

Педагогические работники в 7 ОО (19%) в полном объеме выполняют рекомендации ПМПК по организации коррекционно-педагогического сопровождения детей с ОВЗ (психолого-педагогическое сопровождение осуществляется всеми специалистами сопровождения: психологом, логопедом, дефектологом); в 12 ОО (33%) – двумя специалистами (в большинстве случаев – педагог-психолог и учитель-логопед); в 16 ОО (44%) – по одному специалисту психолого-педагогическое сопровождения обучающихся с ОВЗ (психолог).

  1. В 9 ОО 100% педагогов прошли курсы повышения квалификации (КПК) по направлению коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ в объеме не менее 72ч и в срок не ранее 3 лет (2018-2021гг). В 11 ОО (31%) – более половины педагогов из числа работающих с детьми с ОВЗ имеют указанное повышение квалификации. Наиболее критичная ситуация наблюдается в 4 ОО (11%) – КПК педагогов просрочены.
  2. Во всех образовательных учреждениях округа созданы психолого-педагогические консилиумы (ППк). В школах разработаны положения о ППк в соответствии Распоряжения министерства просвещения РФ от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации», заключены договоры о сотрудничестве с психолого-медико-педагогическими комиссиями. ППк 33-х образовательных организаций (92%) ведут текущую документацию в соответствии с регламентом, заявленным в Положении о ППк ОО.

ППк 3-х образовательных организаций  (8%) не имеют текущую документацию в полном объеме. Две школы не завели Карты развития обучающегося с ОВЗ. В одной школе – нет графика заседаний ППк, журнала учета заседаний ППк, журнала регистрации коллегиальных заключений, протоколов заседаниях ППк.

  1. Во всех образовательных организациях округа имеется Паспорт доступности социальной инфраструктуры, регламентирующий доступность школы для различных категорий инвалидов, форму их доступности к объекту, состояние доступности основных структурно-функциональных зон учреждения. Материально-техническое оснащение сопровождения обучающихся с ОВЗ оценивается образовательными организациями удовлетворительно. Отмечено наличие: специальных кабинетов специалистов (психолога, логопеда, дефектолога) в 16 ОО (44%), целевого оборудования для обучающихся с ОВЗ в 22 ОО (61%), бесплатного предоставления учебников, учебных пособий обучающимся с ОВЗ в 36 ОО (100%).
  2. На сайтах образовательных учреждений округа размещена информация об организации обучения детей с ОВЗ. В некоторых случаях школы выделили на сайте вкладку «Инклюзивное образование обучающих с ОВЗ», «Инклюзивное образование и доступная среда». Но в большинстве случаев информация размещена в разных вкладках сайта, в которых трудно ориентироваться.

Вместе с тем в большинстве случаев на сайтах отсутствует информация о:

– реализуемых стандартах обучающихся с  ОВЗ – в 11 ОО (31%);

– учебном плане обучающихся с ОВЗ – в 20 ОО (56%)

– специалистах сопровождения обучающихся с ОВЗ – в 14 ОО 3(9%);

– программах обучения – в 1 ОО (3%).

Рекомендации:

  1. Пакет нормативных документов образовательных учреждений, осуществляющих обучение детей с ОВЗ, привести в соответствие с ФЗ от 29.12.2013г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации, «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», утвержденным приказом МОиН РФ от 30.08.2013г. №1015 (в редакции 2019г.), требованиями ФГОС НОО и ФГОС ООО (в редакции 2016г.), приказом № 1598 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ», приказом № 1599 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  2. Доработать программы коррекционной работы в структуре ООП НОО, ООП ООО с учетом возрастных особенностей обучающихся с ОВЗ. Отразить в них: механизм взаимодействия участников образовательного процесса; мониторинг результативности коррекционно-педагогической деятельности педагогов и специалистов; конкретизировать деятельность ППк в реализации программы коррекционной работы.
  3. Структурировать АООП образовательных организаций для обучающихся с ОВЗ в соответствие с ФГОС ОВЗ, содержание АООП актуализировать с учетом кадровых и материально-технических возможностей конкретного образовательного учреждения. Использовать в работе материалы, опубликованные на сайте ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО».
  4. Администрации образовательных организаций создать условия для регулярного повышения квалификации учителей в области специальной педагогики и психологии, а также для реализации рекомендаций ПМПК в полном объеме.
  5. Администрации образовательных организаций организовать контроль адаптации рабочих программ учебных предметов в части: обоснование адаптации, уточнение планируемых результатов и объема изучения предмета в соответствии с вариантом АООП, деятельности обучающихся с ОВЗ на уроке и вариативности контрольно-измерительных материалов, используемое УМК.
  6. Документацию ППк, содержание Карт развития детей привести в соответствие с Положением о ППк образовательной организации. Членам консилиума разработать форму дневника динамического наблюдения с учетом направлений корреционно-развивающей работы, периодичностью проведения динамического наблюдения и определением ответственных специалистов по направлениям работы с детьми с ОВЗ.
  7. Администрации образовательных организаций рассмотреть возможность систематизации информации об организации инклюзивного обучения детей с ОВЗ на сайте школы.

 

Забелина И.А, начальник СПО, педагог-психолог

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.