Ребенок – это житель таинственной планеты под названием «Детство». Ребенок – это центр педагогической Вселенной, в котором сходятся векторы бесконечно разнообразных усилий взрослых. Творчество – это нормальное и необходимое состояние для растущего человека. Доверить листу бумаги ребенок может то, что его радует, привлекает, вдохновляет. Или то, что его беспокоит, мучает, пугает.
Существует множество причин, по которым занятия художественным творчеством детям дошкольного возраста с нарушением в развитии необходимы.
1 причина: занятия художественным творчеством – это следствие традиции. Первые люди изначально существовали в хаосе и пытались создать из него космос. Так появились отпечатки ладошек на песке, позже наскальные рисунки, пещерная живопись.
2 причина: занятия различными видами художественного творчества, как показывают исследования, развивают когнитивные способности ребенка, активизируют интеллектуальную деятельность. Через занятия творчеством дошкольник усваивает сенсорные эталоны, учиться пространственно и образно мыслить, развивает воображение, тренирует внимание и память. И все это в интересной деятельности, без слез, упреков и обид, с возможностью самому делать выводы, определять собственное отношение к предлагаемому содержанию.
3 причина: творчество и речь – близнецы – братья. Они родились следом друг за другом, и в нашем мозге они продолжают жить рядом, помогая друг другу. И специалисты, и родители знают, как значим в логопедической практике рисунок, который помогает малышу выразить то, что недоступно пока выразить посредством слова.
4 причина: это «здоровьесберегающий» характер занятий художественным творчеством, которое с успехом применяются как мощное терапевтическое средство. Дети с речевыми нарушениями, как правило, замкнутые, застенчивые, тревожные, нерешительные. Занятия художественным творчеством позволяют гармонизировать эмоциональное сферу малыша, снизить психоэмоциональное напряжение и уровень тревожности, нормализовать общий эмоциональный фон, развивать направленность на сферу человеческих отношений. Занятия искусством снимают стресс, нагрузку, а не увеличивают ее, как ошибочно считают многие.
5 причина: занятия художественным творчеством воспитывает мотивацию, волю и дисциплину. Почему? Все просто: заниматься можно и нужно регулярно и без перерывов. Зимой и летом в будни и в праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. С тем лишь отличием, что художественное творчество-это воспитание характера без риска физической травмы.
6 причина: художественное творчество развивает навыки общения.
7 причина, быть может самая важная – творчество сохраняет целостность личностного развития ребенка, помогает воспитывать «сердечный слух и родственное внимание». Дефицит творчества в дошкольном детстве, скудный опыт гармоничных отношений с миром и другими людьми искажает процесс личностного становления и ведет к деформациям, подчас, увы, необратимым.
Подготовила Усманова Л.Н.,
педагог-психолог ГБОУ ДПО ЦПК «Похвистневский РЦ»
по материалам научно-методического журнала
«Воспитание и обучение детей
с нарушением развития» №5 2013г.