14.05.2024 г. прошло совещание окружного УМО педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Обсуждаемые вопросы:
- Деятельность региональных площадок по организации коррекционно-развивающего сопровождения обучающихся с ОВЗ (Забелина И.А., председатель окружного УМО).
- Развитие познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством реализации Программы нейропсихологической коррекции «Умные движения» (Жучкова Н.В., региональный методист, учитель-логопед СП «Детский сад Аленушка» ГБОУ СОШ № 3 города Похвистнево).
- Оказание адресной психолого-педагогической и социально-педагогической помощи в формировании жизненных компетенций обучающимися с интеллектуальными нарушениями (Станина Л.В., заместитель директора по УВР ГБОУ школа-интернат с. Малый Толкай).
- Активизация профессионального самоопределения обучающихся с интеллектуальными нарушениями и формирование у них основ карьерной грамотности (Аглиуллина Г.А., заместитель директора по УВР ГБОУ РШИ с. Камышла).
В своём выступлении Забелина И.А., председатель окружного УМО, рассказала об основных направлениях деятельности УМО по организации коррекционно-развивающего сопровождения обучающихся с ОВЗ, стратегических задачах освящения проблемных вопросов в части реализации проектов/ программ РИП.
Жучкова Н.В., региональный методист, учитель-логопед СП «Детский сад Аленушка» ГБОУ СОШ № 3 города Похвистнево, озвучила этапы реализации проекта РИП по теме «Развитие познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством реализации Программы нейропсихологической коррекции «Умные движения»:
– систематизация педагогического опыта;
– разработка Программы нейропсихологической коррекции «Умные движения» для детей с ОВЗ 4 – 7 лет и методического комплекта;
- проведение мероприятий по распространению опыта работы педагогов, среди которых фестиваль педагогических нейротехнологий в развитии детей с ОВЗ раннего и дошкольного возраста «НейроФест – 2024»;
- сетевое взаимодействие с учреждениями, оказывающими нейропсихологическую помощь детям в Самарском регионе.
Станиной Л.В., заместителем директора по УВР ГБОУ школы-интерната с. Малый Толкай, озвучена проблема оказания адресной комплексной помощи в формировании жизненных компетенций обучающимися с УО. В настоящее время «нарушение» воспринимается не как проблема, а как одна из профессиональных задач, решение которой лежит в плоскости профессиональной компетентности педагога. Смещаются акценты в деятельности педагогов и специалистов на развитие и/или наращивание ресурсов адаптации, самореализации и формирование жизненных компетенций ребенка, позволяющих в последующем ему адекватно действовать в различных социальных ситуациях, овладевать социально-бытовыми и профессиональными умениями (по возможности и потребности), самостоятельно принимать верные решения и нести ответственность за собственные поступки. Основная идея проекта РИП: построение модели (механизма) взаимодействия всех участников образовательных отношений по оказанию адресной психолого-педагогической и социально-педагогической помощи данной категории обучающихся.
По активизации профессионального самоопределения обучающихся с интеллектуальными нарушениями и формирование у них основ карьерной грамотности выступила Аглиуллина Г.А., заместитель директора по УВР ГБОУ РШИ с. Камышла. Карьерная грамотность – способность использовать знания, умения и навыки для решения задач профессионального самоопределения (инструментальная сторона профессионального самоопределения), например, знания об устройстве рынков труда и возможностях профессионального образования, навыки работы с образовательными ресурсами, навыки постановки карьерных целей и т.д. Идея проекта РИП: создание Ресурсного центра профориентации для обучающихся с ОВЗ на базе ГБОУ РШИ с. Камышла и формирование единого коррекционного пространства на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций на территории Северо-Восточного образовательного округа.
Участники совещания высказались о распространении лучших управленческих и образовательных практик адресной помощи в сфере образования детей с ментальными нарушениями, оказании методической и консультативной помощи педагогическим работникам, учащимся и их законным представителям по вопросам тем РИП.
Забелина И.А., начальник социопсихологического отдела
ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ»