26 ноября 2019 года прошел окружной практико-ориентированный семинар по теме «Современные подходы к профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в новых социально-экономических условиях».
Семинар был проведен в рамках реализации деятельности опорных образовательных учреждений на базе ГКОУ для детей-сирот с. Камышла при методической поддержке специалистов ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» с целью повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников по вопросам организации профессионально-трудовой подготовки и профориентации обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
В работе семинара приняли участие 17 педагогических работников образовательных организаций округа: м.р. Похвистневский (ГБОУ школа-интернат с. Малый Толкай, ГБОУ СОШ с. Старый Аманак), м.р. Камышлинский (ГБОУ СОШ с. Камышла, ГКОУ для детей-сирот с. Камышла, ГБПОУ «Образовательный центр с. Камышла», ГБОУ СОШ с. Старое Ермаково, СП ДЮСШ «Фортуна» ГБОУ СОШ с. Камышла).
Основные содержательные направления семинара:
- Профессиональная ориентация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в новых социально-экономических условиях: особенности, проблемы, тенденции.
- Современные технологии профориентации, самоопределения обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
- Методы и интерактивные формы профессионально-трудовой подготовки обучающихся с интеллектуальными нарушениями и инвалидностью.
Открыл семинар Садриев З.Г., директор образовательного учреждения для детей-сирот с. Камышла. Он обозначил проблему трудоустройства детей с особыми образовательными потребностями. Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека, что обуславливает повышение требований к кадрам.
Проблемы оптимизации процесса профориентации, профессионально-трудовой подготовки детей-сирот, детей-инвалидов, учащихся с различными нарушениями находятся в центре внимания педагогов образовательного учреждения. В школе имеется сплоченная команда специалистов сопровождения (завучи, педагоги, воспитатели, психолог, логопед, социальный педагог), осуществляющая профориентационную работу с воспитанниками.
Забелина И.А, начальник социопсихологического отдела ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», рассмотрела вопросы практического применения современных технологий в профориентационной работе с обучающимися с ОВЗ. Она ознакомила слушателей семинара с результатами мониторинга профессиональных намерений учащихся-инвалидов и учащихся с ОВЗ 8-12-х классов общеобразовательных организаций Самарской области, проводимого специалистами ЦПО в 2018 году. Почти 60% опрошенных выпускников области называют наименование образовательной организации, где планируют продолжить обучение.
Наиболее часто выбираемые: Самарский многопрофильный колледж, Сергиевский губернский техникум, Губернский колледж г. Похвистнево, Кинельский государственный техникум, Камышлинский образовательный центр. Количество старшеклассников, определившихся с выбором специальности обучения и образовательной организации, сократилось (с 70,8% до 60,8%) и увеличилась доля неопределившихся (с 13,4% до 18,9%). В связи с этим, Ирина Анатольевна поставила задачу усилить работу по профориентации, самоопределению обучающихся с ОВЗ.
О системе профориентационной работы, перспективах развития в ГКОУ для детей-сирот с. Камышла выступила заместитель директора по учебно-воспитательской работе Аглиуллина Г.А. Ею отмечено, что возрастные и психологические особенности младших школьников позволяют уже с 1-го класса проводить определенную работу по расширению их представлений о труде. Учащиеся знакомятся с наиболее популярными профессиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания, начиная с ближнего окружения, с профессий людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.
На первой ступени обучения профориентационная работа с учащимися начальных классов ведется на уровне профинформации. В профориентационной работе на второй ступени образования особое внимание уделяется урокам профессиональных предпочтений и профессиональным пробам, как уникальной возможности познакомиться с профессией на практике, узнать ее особенности.
В своем выступлении А.С. Абугалиева, заместитель директора по УВР Образовательного центра с. Камышла, затронула вопросы реализации профессионального обучения выпускников специальных (коррекционных) школ. Она отметила, что сегодня стоит задача качественной профессионально-трудовой готовности выпускника, конкурентоспособного на современном рынке труда в новых социально-экономических условиях.
В практической части семинара были представлены открытые уроки, занятия, мастер-классы с учетом требований ФГОС ИН:
– урок технологии (сельскохозяйственный труд) в 5 классе по теме «Содержание кроликов на промышленной кролиководческой ферме»;
– урок по социально-бытовому ориентированию в 8А классе по теме «Ярмарка профессий»;
– классный час в 6 классе «Мир профессий»;
– мастер-классы «Первые шаги в профессию», направленные на ознакомление обучающихся с интеллектульными нарушениями с трудовой деятельностью цветовода, швеи, хозяина усадьбы.
Педагоги продемонстрировали развивающий, познавательный, воспитывающий аспекты открытых уроков, мастер-классов с учетом образовательных потребностей детей с УО. При анализе и обсуждении педагогами было отмечено, что обязательным должно стать психологическое сопровождение профориентации. Разнообразие технологий профориентационной работы позволит формировать у обучающегося с ОВЗ профессиональное самоопределение и интерес к избранной профессии, вооружить его доступным и понятным средством для планирования, корректировки и реализации своих профессиональных перспектив.
Танцевальным флешмобом «Профессиональный калейдоскоп» закончился семинар.
Участники семинара высказали положительные отзывы о проведенном мероприятии, отметив возможность обмена опытом, обсуждения деятельности педагога, работающего с детьми с УО, четкость организации семинара. В качестве раздаточного материала педагоги получили паспорт просмотренных уроков, технологические карты хода урока.
Предложения по освещению вопросов на следующих семинарах:
– вариативность форм, методов взаимодействия образовательных организаций с социальными партнерами, Центрами занятости населения, учреждениями различных ведомств для обогащения жизненно-практического опыта обучающихся с ОВЗ;
– привлечение родителей, попечительского совета к процессу социально-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся;
– организация конкурса флешмобов как социальный и эстетический посыл в учебно-воспитательном процессе специализированного учреждения.
И.А. Забелина, начальник социопсихологического отдела, педагог-психолог РЦ