О проведении окружного практико-ориентированного семинара «Современные подходы к профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в новых социально-экономических условиях»

26 ноября 2019 года прошел окружной практико-ориентированный семинар по теме «Современные подходы к профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в новых социально-экономических условиях».

Семинар был проведен в рамках реализации деятельности опорных образовательных учреждений на базе ГКОУ для детей-сирот с. Камышла при методической поддержке специалистов ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» с целью повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников по вопросам организации профессионально-трудовой подготовки и профориентации обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

В работе семинара приняли участие 17 педагогических работников образовательных организаций округа: м.р. Похвистневский (ГБОУ школа-интернат с. Малый Толкай, ГБОУ СОШ с. Старый Аманак), м.р. Камышлинский (ГБОУ СОШ с. Камышла, ГКОУ для детей-сирот с. Камышла, ГБПОУ «Образовательный центр с. Камышла», ГБОУ СОШ с. Старое Ермаково, СП ДЮСШ «Фортуна» ГБОУ СОШ с. Камышла).

Основные содержательные направления семинара:

  • Профессиональная ориентация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в новых социально-экономических условиях: особенности, проблемы, тенденции.
  • Современные технологии профориентации, самоопределения обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
  • Методы и интерактивные формы профессионально-трудовой подготовки обучающихся с интеллектуальными нарушениями и инвалидностью.

Открыл семинар Садриев З.Г., директор образовательного учреждения для детей-сирот с. Камышла. Он обозначил проблему трудоустройства детей с особыми образовательными потребностями. Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека, что обуславливает повышение требований к кадрам.

Проблемы оптимизации процесса профориентации, профессионально-трудовой подготовки  детей-сирот, детей-инвалидов, учащихся с различными нарушениями находятся в центре внимания педагогов образовательного учреждения. В школе имеется сплоченная команда специалистов сопровождения (завучи, педагоги, воспитатели, психолог, логопед, социальный педагог), осуществляющая профориентационную работу с воспитанниками.

Забелина И.А, начальник социопсихологического отдела ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», рассмотрела вопросы практического применения современных технологий в профориентационной  работе с обучающимися с ОВЗ. Она ознакомила  слушателей семинара  с результатами мониторинга профессиональных намерений учащихся-инвалидов и учащихся с ОВЗ 8-12-х классов общеобразовательных организаций Самарской области, проводимого специалистами ЦПО в 2018 году. Почти 60% опрошенных выпускников области называют наименование образовательной организации, где планируют продолжить обучение.

Наиболее часто выбираемые: Самарский многопрофильный колледж, Сергиевский губернский техникум, Губернский колледж г. Похвистнево, Кинельский государственный техникум, Камышлинский образовательный центр. Количество старшеклассников, определившихся с выбором специальности обучения и образовательной организации, сократилось (с 70,8% до 60,8%) и увеличилась доля неопределившихся (с 13,4% до 18,9%). В связи с этим, Ирина Анатольевна поставила задачу усилить работу по профориентации, самоопределению обучающихся с ОВЗ.

О  системе профориентационной работы, перспективах развития в ГКОУ для детей-сирот с. Камышла выступила заместитель директора по учебно-воспитательской работе Аглиуллина Г.А. Ею отмечено, что возрастные и психологические особенности младших школьников позволяют уже с 1-го класса проводить определенную работу по расширению их представлений о труде. Учащиеся знакомятся с наиболее популярными профессиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания, начиная с ближнего окружения, с профессий людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

На первой ступени обучения профориентационная работа с учащимися начальных классов ведется на уровне профинформации. В профориентационной работе на второй ступени образования особое внимание уделяется урокам профессиональных предпочтений и профессиональным пробам, как уникальной возможности познакомиться с профессией на практике, узнать ее особенности.

В своем выступлении А.С. Абугалиева, заместитель директора по УВР   Образовательного центра с. Камышла, затронула вопросы реализации профессионального обучения выпускников специальных (коррекционных) школ. Она отметила, что сегодня стоит задача качественной профессионально-трудовой готовности выпускника, конкурентоспособного на современном рынке труда в новых социально-экономических условиях.

В практической части семинара были представлены открытые уроки, занятия, мастер-классы с учетом требований ФГОС ИН:

– урок  технологии (сельскохозяйственный труд) в 5 классе по теме  «Содержание кроликов на промышленной кролиководческой ферме»;

– урок по социально-бытовому ориентированию в 8А классе по теме  «Ярмарка профессий»;

– классный час в 6 классе «Мир профессий»;

– мастер-классы «Первые шаги в профессию», направленные на ознакомление обучающихся с интеллектульными нарушениями с трудовой деятельностью цветовода, швеи, хозяина усадьбы.

Педагоги продемонстрировали развивающий, познавательный, воспитывающий аспекты открытых уроков, мастер-классов  с учетом образовательных потребностей детей с УО. При анализе и обсуждении педагогами было отмечено, что обязательным должно стать психологическое сопровождение профориентации. Разнообразие технологий профориентационной работы позволит формировать у обучающегося с ОВЗ профессиональное самоопределение и интерес к избранной профессии, вооружить его доступным и понятным средством для планирования, корректировки и реализации своих профессиональных перспектив.

Танцевальным флешмобом «Профессиональный калейдоскоп» закончился семинар.

Участники семинара высказали положительные отзывы о проведенном мероприятии, отметив возможность обмена опытом, обсуждения деятельности педагога, работающего с детьми с УО, четкость организации семинара. В качестве раздаточного материала педагоги получили паспорт просмотренных уроков, технологические карты хода урока.

Предложения по освещению вопросов на следующих семинарах:

– вариативность форм, методов взаимодействия образовательных организаций с социальными партнерами, Центрами занятости населения, учреждениями различных ведомств для обогащения жизненно-практического опыта обучающихся с ОВЗ;

– привлечение родителей, попечительского совета к процессу социально-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся;

– организация конкурса флешмобов как социальный и эстетический посыл в учебно-воспитательном процессе специализированного учреждения.

 

И.А. Забелина, начальник социопсихологического отдела, педагог-психолог РЦ

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.