31 октября 2023 г. прошел окружной практико-ориентированный семинар в целях повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута, направленного на достижение личного профессионального роста и мастерства. В семинаре приняли участие 58 педагогических работников, в том числе директора, завучи, учителя начальных классов, педагоги-предметники, педагоги-психологи образовательных организаций округа.
Тема семинара «Индивидуальный образовательный маршрут педагога» актуальна тем, что профессиональная деятельность педагогического работника в условиях нововведений, реализации федеральных образовательных программ включает этапы научно-методического сопровождения профессионального развития педагога и шаги по их реализации. Конкретные отдельные действия по определению профдефицитов, постановке и реализации задач на определенный период, результативность педагога представляются в разработанном индивидуальном образовательном маршруте (ИОМ). Логика ИОМ определяется всей последовательностью оказания методического сопровождения, адресной помощи педагогам при составлении и реализации индивидуальных образовательных маршрутов.
Открыла семинар Забелина И.А., начальник социопсихологического отдела, педагог-психолог ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ». В своем выступлении сделала акцент на персонализацию профессионального развития в образовании, предполагающей предоставление свободы выбора образовательного пути педагогом с учетом своих профессиональных дефицитов, смыслов, предпочтений и интересов. Регламентация «сверху» в таком случае становится малоэффективным способом и даже конфликтно-проблемным. Важно найти возможность опереться на самостоятельность и внутреннюю активность педагога, способствуя сознательности при построении индивидуальной образовательной траектории, осознанному выбору задач профессионального становления на текущий период, осмысленному подходу к определению способов движения по профессионально-образовательному пути.
На семинаре были представлены практики в реализации ИОМ учителей русского языка и литературы (ГБОУ СОШ пос. Сокский, ГБОУ СОШ с. Борискино-Игар, ГБОУ СОШ № 7 города Похвистнево, ГБОУ СОШ с. Русский Байтуган). Проанализировали свои ИОМ учителя начальных классов (ГБОУ СОШ № 2 им. В.Маскина ж.-д. ст. Клявлино), учителя иностранного языка и физической культуры (ГБОУ Гимназия им. С.В. Байменова города Похвистнево, Мочалеевского филиала ГБОУ СОШ им. Н.С. Доровского с. Подбельск).
В ходе обсуждения способа решения задачи рефлексивности педагогических работников стало понятным, что требуются специально организованные усилия, способствующие актуализации их профессионально-личностного потенциала:
- предъявление перспектив, оценивание текущего состояния личностно-профессионального развития с позиции предстоящей деятельности;
- расстановка акцентов на успешности и достижениях (а не на «избегании неудач»);
- содействие в переходе от реактивного поведения к активному, инициативному.
В рамках подведения итога семинара выяснилось, что необходимо для педагогических работников создавать условия, которые способствуют обеспечению активности педагогов и актуализации образовательного запроса:
- «отсутствие санкций» за обнаруженные дефициты компетентности;
- рефлексивные практикумы и практикумы по освоению способов самоактуализации;
- вовлечение педагогов в групповое принятие решений на окружных УМО;
- оказание педагогам консультативной помощи со стороны авторитетного специалиста в качестве наставничества.
Забелина И.А., начальник социопсихологического отдела, педагог-психолог ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ»