На основании приказа Северо-восточного управления Министерства образования и науки Самарской области №087-од от 10.05.2011 года «О проведении мониторинга готовности общеобразовательных учреждений округа к введению ФГОС» в период с 16.05.2011 по 05.09.2011 проводился еженедельный электронный мониторинг готовности общеобразовательных учреждений к введению ФГОС НОО.
В мониторинге участвовали 38 ОУ округа, что соответствует 100% от всех школ, в которых вводился мониторинг. Отслеживались данные по пяти компонентам готовности: нормативно-правовая база, программно-методическое обеспечение, кадровое и методическое обеспечение, информационное обеспечение, материально – техническое оснащение.
1. Нормативно-правовое обеспечение – готовность на 74%.
Разработана ООП во всех ОУ округа в соответствии с требованиями нового стандарта НОО на 97% (имеется пояснительная записка, учебный план, программа формирования УУД). Однако в отдельных школах дорабатываются программы учебных предметов, духовно-нравственного развития, формирования культуры здорового образа жизни.
1. Разработана ООП, в том числе: | 97% |
1.1 пояснительная записка | 100% |
1.2 планируемые результаты освоения ООП | 92% |
1.3 учебный план | 100% |
1.4 программа формирования УУД | 100% |
1.5 программы учебных предметов | 97% |
1.6 программа духовно-нравственного развития и воспитания | 97% |
1.7 программа формирования ЗОЖ | 97% |
1.8 программа коррекционной работы | 95% |
1.9 система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП | 95% |
ООП 31-ой школы прошла экспертизу в Ресурсном центре (82%). ООП согласована с Управленческим Советом и утверждена приказом в 87% ОУ. Разработан и утвержден план внеурочной деятельности, издан приказ по ОУ о переходе ОУ на обучение по ФГОС НОО – в 89% ОУ.
Разработаны должностные инструкции работников ОУ (в соответствии с Пр. Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2009 № 593 “Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих”) – в 87% ОУ.
Разработаны инструкции по охране труда с учетом требований ФГОС к использованию ЭОР, ИКТ (в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10) и разработаны инструкции по ведению документации педагогами в условиях введения ФГОС лишь в 21-ой школе, что соответствует 55%.
Недостаточно разработаны и утверждены локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников ОУ, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования – в 16 школах, что составляет 42%.
Разработано Положение о системе оценок, форм, порядке и периодичности текущей, промежуточной и итоговой аттестации учащихся – в 27 ОУ (71%).
Заключены договоры с родителями (законными представителями) обучающихся о предоставлении общего образования в 29 ОУ (76%).
Составлены и утверждены графики работы (расписания) учителей с учетом учебной и внеурочной педагогической нагрузки в 25 ОУ (66%).
2. Программно-методическое обеспечение – на 85%.
1. Определен список учебников и учебных пособий | 100% | 38 ОУ | |
2. Библиотечный фонд пополнен учебниками для обучения по ФГОС | 87% | 33 ОУ | |
3. Библиотечный фонд пополнен методической литературой | 68% | 26 ОУ |
3. Кадровое и методическое обеспечение – на 77%.
1. Укомплектованность кадрами | 100% | В 38 ОУ |
2. Доля педагогов начальной ступени обучения, прошедших курсовую подготовку для работы в условиях ФГОС | 85% | Низкие показатели в 5-ти ОУ. |
3. Составлен план повышения квалификации педагогов сроком на 5 лет | 74% | В 26 ОУ. |
4. Составлен план методической работы, обеспечивающий сопровождение введения ФГОС | 76% | В 28 ОУ. |
5. Составлена программа внутришкольного мониторинга (или план контроля) деятельности педагогов в условиях ФГОС | 50% | В 18 ОУ |
4. Информационное обеспечение – на 85%.
1. Информация о ФГОС НОО размещена на сайте ОУ | 74% | В 28 ОУ |
2. Организованы разнообразные формы информирования и консультирования родителей по вопросам ФГОС | 95% | В 36 ОУ |
5. Материально – техническое обеспечение – на 88%.
1. В учебных аудиториях проведен ремонт | 83% | В 32 ОУ |
2. Определены учебные, игровые зоны, зоны для активной деятельности учащихся | 97% | В 37 ОУ |
3. Созданы автоматизированное рабочее место учителя | 61% | В 23 ОУ |
4. Организован доступ учащихся к библиотечным ресурсам, в т.ч.к ЭОР | 95% | В 36 ОУ |
5. Мебель соответствует росто-возрастным особенностям обучающихся | 84% | В 32 ОУ |
6. Начальные классы размещены в отдельных блоках здания школы, имеются отдельные санитарно-гигиенические узлы | 58% | В 22 ОУ |
7. Созданы условия для питания обучающихся | 95% | В 36 ОУ |
8. Созданы условия для занятия физической культурой и спортом | 92% | В 35 ОУ |
Выводы:
- На основании проведения мониторинга 81% общеобразовательных учреждений округа готовы к введению ФГОС НОО.
- Отмечается 100% готовности в 4-х школах. Хороший уровень готовности (90% и более) – в 7-ми школах округа.
- Низкий уровень готовности отмечается в одном ОУ.
- Необходимо в 6-ти ОУ доработать ООП и она должна пройти экспертизу в Ресурсном центре. В некоторых школах необходимо утвердить план внеурочной деятельности, разработать должностные инструкции работников ОУ (в соответствии с Пр. Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2009 № 593 “Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих”), разработать инструкции по охране труда с учетом требований ФГОС к использованию ЭОР, ИКТ (в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10), доработать и утвердить локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников ОУ, утвердить графики работы (расписания) учителей с учетом учебной и внеурочной педагогической нагрузки.
- В целях программно-методического обеспечения в школах следует пополнить библиотечный фонд методической литературой по ФГОС.
- Всем учителям начальных классов пройти курсовую подготовку. В каждом ОУ должны быть составлены – план повышения квалификации педагогов сроком на 5 лет и программа внутришкольного мониторинга (или план контроля) деятельности педагогов в условиях ФГОС. Целесообразно размещать информацию о ФГОС НОО на сайте ОУ, разнообразить формы информирования и консультирования родителей по вопросам ФГОС.
- В целях материально – технического обеспечения – в ОУ решить вопросы, связанные с созданием автоматизированного рабочего места учителя начальных классов; пополнить классы мебелью в соответствии с росто-возрастными особенностями обучающихся; создать условия для занятия обучающихся физической культурой и спортом; улучшить условия питания; начальные классы размещать в отдельных блоках здания школы, иметь отдельные санитарно-гигиенические узлы в соответствии с требованиями СанПиН.
Начальник социопсихологического отдела
ГОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» И.А. Забелина