Одним из главных вызовов XXI века современному образованию является осознанная большинством ведущих экспертных сообществ необходимость в формировании функциональной грамотности у всех учащихся независимо от ступени обучения и их дальнейших образовательных и профессиональных планов. Это вызвано значительными технологическими изменениями в производственных и гуманитарных сферах деятельности, катастрофическим увеличением информационных потоков и неопределённостью будущего развития.
Функциональная грамотность человека рассматривается во всех странах как индикатор общественного благополучия и как основа безопасности жизнедеятельности. В условиях современной инновационной экономики необходим новый набор базовых навыков, компетенций и личностных качеств, отвечающим потребностям рынка труда. В ближайшем будущем функциональная грамотность станет показателем развитости цивилизаций, государств, наций, социальных групп, отдельной личности.
Анализ результатов PISA, массовой образовательной практики (в том числе и в Самарской области) показывает, что профессиональная готовность педагогов основной школы (мотивационная, когнитивная, технологическая) к формированию функциональной грамотности обучающихся основной школы не соответствует предъявляемым требованиям. Для повышения качества образования педагогам необходимо овладеть новой компетенцией – разработка учебных заданий по формированию и развитию функциональной грамотности в образовательной деятельности по своему предмету.
Для реализации данной задачи Похвистневским РЦ были организованы курсы повышения квалификации для учителей по именным образовательным чекам по программе «Образовательная технология развития критического мышления как компонента функциональной грамотности школьников». Предназначена она для учителей всех категорий и предусматривает повышение компетенции по развитию у школьников критического мышления. Модуль нацелен на получение следующего результата :учителя моделируют использование различных приемов образовательной технологии развития критического мышления школьников на уроке. Курсы проводились преподавателями СИПКРО для учителей Камышлинского, Клявлинского, Похвистневского районов и города Похвистнево. Всего обучились по данной программе 80 педагогов. Похвистневский РЦ планирует проведение такого обучения для других педагогов образовательных организаций округа в этом году.
Подготовила Берлогина О.В