Актуальность вопроса заключается в том, что мы не можем оградить детей от смерти: от их собственной смерти, смерти их близких, столкновения с фактами смерти и информации о смерти. Но мы можем правильно информировать их об этом явлении: предоставить корректную, достоверную, щадящую и своевременную информацию.
Кто должен говорить с детьми о смерти.
Из вышесказанного следует, что зачастую избежать разговоров о смерти с детьми без ущерба для них невозможно. Однако, несмотря на это, часть специалистов выступают категорически против разговоров с детьми о смерти. Причина этой позиции заключается, вероятно, в том, что многие взрослые сами испытывают сильную тревогу при столкновении со смертью. В своем желании избегать разговоров о смерти они правы и неправы одновременно. Правы в том, что они сами не должны этого делать, потому что их тревога передастся ребенку и ухудшит его состояние.
Смерть пугает и детей и взрослых. Информация о смерти может травмировать ребенка. Но так как мы не можем оградить детей ни от смерти, ни от сведений о ней, вопрос, нужно ли беседовать с ребенком о смерти, не стоит.
Разговор на эту тему возникает, когда ребенок сам задает соответствующие вопросы. Иначе говоря, когда ребенок хочет и готов получить эту информацию. Она нужна ему для формирования адекватного мировоззрения и полноценного развития личности.
Иногда взрослые сами начитают разговор о смерти. Это правильно. Избегание разговоров о смерти может навредить ребенку и отношениям с ним гораздо больше, чем сами разговоры о смерти.
Известно, что дети, которых не просвещали на тему смерти, часто представляют себе многие явления гораздо мрачнее, чем они есть на самом деле. Принимая решение о предоставлении ребенку информации или сокрытие ее, нужно отдавать себе отчет: в чьих интересах принято это решение. Взрослого или ребенка.
Понимание детьми небытия.
Ада Мауэр выдвинула интересную гипотезу, согласно которой когнитивные предпосылки для понимания смерти у детей есть уже в младенческом возрасте, еще до того, как они могут говорить. Младенцы понимают бытие и небытие (наличие и отсутствие игрушки) и имеют к этому соответствующее эмоциональное отношение. Также младенцы способны понимать конечность, то есть что не все вещи возвращаются – некоторые исчезают навсегда.
Сильвия Энтони в результате своих исследований пришли к выводу, что дети начинают понимать смерть с двухлетнего возраста.
Согласно последним научным данным, уже трехлетние дети понимают конечность, необратимость смерти и ее отличие от сна.
С шести лет дети понимают смертность каждого живого существа. С девяти лет дети понимают неизбежность смерти для всего живого (даже для детей) и возможность ее наступления в любой момент. В этом возрасте у ребенка завершается формирование естественного понимания смерти, которое ничем не отличается от понимания этого явления взрослыми.
Как говорить с детьми о смерти.
Беседуя с ребенком , взрослый должен находиться в спокойном состоянии и меть достаточно спокойное личное отношение к смерти, чтобы и ребенку передалось это спокойствие. Если тема смерти вызывает у вас сильную тревогу, то стоит найти человека, который относится к этому вопросу взвешенно и , попросить поговорить с ребенком.
Ребенок должен быть в спокойном состоянии. Если он возбужден, утомлен, болен, то стоит перенести беседу на другой день.
Необходимо создать условия для комфортного общения: тишина, отсутствие посторонних людей, достаточное время для беседы и у вас и у ребенка.
Нужно давать ребенку простые, емкие, правдивые ответы на вопросы, связанные со смертью. При этом нужно соблюдать баланс в количестве предоставляемой информации: не нужно давать лишние сведения, но и нельзя оставить вопросы, если они возникли, без ответов. Ребенок все равно найдет информацию и сделает свои выводы. Вопрос лишь в том, насколько адекватны будут эта информация и его умозаключения.
Не нужно ребенку лгать. Разговор о смерти не должен быть длинным. . Сделать акцент на том, чем будет заниматься.
Нужно соблюдать определенный баланс в оценке значимости смерти. Стоит избегать как романтизации так и приуменьшения значения смерти. Не стоит драматизировать и запугивать детей.
Нужно использовать техники активного слушания, следить за эмоциями ребенка и отмечать их для установления и поддержания контакта. Также необходимо следить за своими вербальными и невербальными реакциями: они должны быть сдержанными. На слова и факты, сообщаемые ребенком, следует реагировать ровно и безоценочно. Стоит избегать таких слов, как «горе», «грех», «ужас», «ад», «труп».
Исчерпав тему смерти, нужно уделить основное внимание теме жизни.
Подготовила Любашенко И.А., педагог-психолог ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» по материалам журнала «Школьный психолог», апрель 2016г.
Июнь 2016 г.