Как известно, педагогический совет является постоянно действующим органом управления образовательным учреждением, его воспитательно – образовательным процессом. Традиционная форма педсовета с докладом и содокладчиками имеет, как минимум один недостаток – это низкая активность педагогов. Но если выбрать актуальную тему и форму ее обсуждения с привлечением всего педагогического коллектива, этого недостатка можно избежать.
Итак, педсовет в форме научно-практической конференции.
1 этап – этап разработки – осуществляется методическим отделом. Определены тема («Развитие профессионально-педагогической компетентности в условиях дополнительного образования детей») и форма – научно – практическая конференция. Основная тема делится на подтемы, которые разрабатываются вместе с администрацией, методистами. Из педагогов формируются секции по признаку их причастности, компетентности , опыта в данной области. Выпущен «Информационный лист» к подготовке к педсовету, где напоминалась проблема, над которой работает Центр дополнительного образования: развитие творческой и социальной одаренности обучающихся. Единая методическая тема Центра: личностно-ориентированные подходы в воспитательно-образовательном процессе как основа развития одаренности каждого обучающегося.
Подтемы педсовата позволили сформировать 9 секций:
1.Детское объединение как средство социализации личности воспитанника.
2.Управление развитием индивидуальности одаренного обучающегося в учреждении дополнительного образования.
3.Личностная траектория педагога дополнительного образования.
4.Создание ситуации успеха для каждого обучающегося и т.д.
2 этап – этап подготовки. Созданы рабочие группы – секции, до 7 человек каждая. Группа совместно с ее руководителем изучает состояние проблемы на своем уровне; им помогает орггруппа педсовета: администрация, руководители методобъединений.
Руководители секций совместно с педагогами согласуют темы по самообразованию с темой Центра темой педсовата; систематизируют материал и определяют его методическую ценность (составляют памятки, рекомендации).
Каждый педагог готовит тезисы выступления (их необходимо сдать как материал педсовета для протокола), наглядность (фото, графики, диаграммы), диск презентацией своего выступления для выпуска сборника.
Руководители групп (секций) оказывают педагогам помощь в систематизации материала по выбранной теме; разрабатывают памятки-задания, готовят оформление педсовета, в том числе мультимедийное; разрабатывают проект решения педсовета и рекомендации.
Именно на этом этапе подготовлены памятка для педагога дополнительного образования «Самообразование – основа профессионального роста современного педагога»; памятка для руководителя секции, где определен его функционал на момент проведения педсовета. Руководитель секции организует работу: прослушивание выступлений (5-7 минут) и последующее обсуждение: вопросы и мнения коллег (2-3 минуты); итоговый анализ секции и подготовка выступления на заключительной пленарной части (5-7 минут), выработка предложений секции в решении педсовета (2-3 минуты).
Выступление на заключительной части педсовета может сделать сам руководитель или любой педагог. Кроме того, разработаны критерии оценки выступления педагога по теме самообразования.
3 этап – этап проведения педсовета.
Пленарная часть (30минут). Вступительное слово директора – 5 минут.
Доклад «Развитие профессионально – педагогической компетентности – залог успеха современного педагога (20 минут). Содоклад по определенной теме -5 минут. Работа в секциях (1 час). Например, секция 9. Подтема педсовета «Культура педагогического труда. Как вы ее понимаете?». Темы выступлений педагогов (например, всего 7 тем):
1. Портфолио как инструмент мониторинга профессиональных достижений педагога»
2. Стили профессиональных отношений.
3. Культурологические ценности в воспитательной работе с детским коллективом и т.д.
Темы выступлений должны соответствовать проблеме Центра, теме педсовета.
Заключительная часть (30минут). Выступления от секций. Итоги, обобщение, выводы. Обсуждение проекта решения педсовата, его корректировка и принятие.
Такая форма проведения педсовета никого в коллективе не оставила равнодушным. Перед педагогами стояла только одна задача – своим выступлением на педсовете быть полезным не только себе, но и коллегам, чтобы предлагаемыми наработками мог воспользоваться любой педагог.
Информацию подготовила И.А.Любашенко, педагог-психолог
« РЦ» по материалам журнала «Методист» №4 2010