Насилие в образовательной среде

Одной из проблем в образовательной среде признается проблема жестокого обращения между членами образовательного процесса.

Под жестоким обращением понимаются «все формы физического или психического насилия, причинение побоев или нанесение оскорблений,  невнимательное, небрежное  или жестокое обращение, эксплуатация, включая сексуальные посягательства».

Насилие над ребенком в школе – это острейшая проблема, из-за которой каждый год калечатся миллионы детских душ и судеб. Насилие строго запрещено законодательством, и за него предусмотрена ответственность вплоть до уголовной.

Физическое насилие. Это нанесение ребенку физических травм и телесных повреждений, причинение физической боли, удары, бросание в него предметов, связывание, ограничение свободы, порча и отнятие вещей и т.д. Например, заклеивание ребенку рта или связывание его, без сомнения, относятся к грубейшим случаям физического насилия.

Психологическое или эмоциональное насилие. Это унижение, оскорбление, обзывание и «клеймение» ребенка, унижающие насмешки, присвоение кличек, явно необъективное отношение, в том числе, необъективные оценки, отторжение, изоляция, запугивание и угрозы, использование ненормальной лексики по отношению к ребенку, демонстрирование враждебности и т.д.

Пример: «Учительница физкультуры заставила первоклассников, у которых не было формы, раздеться и заниматься в нижнем белье».

« На перемену детей не отпустили, на следующем уроке мальчик попросился выйти, но учительница не разрешила.  Он попросился громче. Учительница отказала, потому что он «по-хамски разговаривает» Ребенок обмочился прямо на уроке»

«Учительница говорит: «Козлов полностью оправдывает свою фамилию» козел – он и есть козел»

С точки зрения психологов, жертвами насилия при этом являются не только непосредственно те, на кого оно направлено, но и другие дети, которые при этом присутствуют: они ощущают себя в роли потенциальных жертв и находятся в постоянном страхе.

Что делать?

Учителя часто жалуются на беспомощность перед распущенностью и безнаказанностью детей. Поддержание дисциплины ненасильственными методами – это сложный, но достаточно изученный в современной науке процесс. О таких методах существует множество исследований, литературы, рекомендаций психологов. Переход к таким методам – задача не только одного педагога, но и всей школы. Целесообразно установить в школе единую систему правовых  нерепрессивных методов поощрения и наказания учеников, которые могут быть прописаны в Уставе школы или в другом документе и должны быть известны каждому ученику. Положительную роль могут сыграть демократические элементы в управлении школой.  Школа – первая модель социума для ребенка, и чем более гуманными и правовыми будут отношения  в ней, тем более благоприятным для общества будет в дальнейшем поведение ученика.

Необходима также поддержка педагогов со стороны руководства: повышение их квалификации и подготовка по вопросам ненасильственных методов поддержания дисциплины.  Активно должна использоваться помощь школьного психолога: в идеале в образовательном учреждении должно быть несколько квалифицированных психологов,  обладающих необходимыми знаниями.

 

2018 г.

Подготовила Любашенко И.А., педагог-психолог РЦ по материалам международной конференции « Насилие в образовательной среде. Причины, тенденции обострения, поиск решений», информационный бюллетень №1, Москва, февраль 2012 г.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.