– У нас в школе этого нет и быть не может.
– Если мы начнем говорить о наркотиках с детьми, то только привлечем внимание к тому, чем они сами могли бы не заинтересоваться.
– Если мы примем на себя специальную программу борьбы с наркотиками, то о нас плохо подумают родители (соседи, начальство и т.д.).
– Борьба с распространением наркотиков не входит в сферу профессиональных обязанностей педагогов, это функция специалистов.
Этот ряд можно бы продолжить. Но точно так же существует множество аргументов, разрушающих сформулированную педагогическую позицию активного невмешательства.
Несколько аргументов в пользу изменения школьной позиции
– Проблема наркотиков давно превратилась в глобальную проблему, грозящую гибелью для человечества. Как всякая глобальная проблема, она не может стать содержанием современных образовательных программ.
– Перед опасностью вовлечения в употребление наркотиков ребенка отходят на второй план многие другие педагогические заботы. Если смысл современной школы – создание образовательной среды, способствующей развитию ребенка, то наркотизация пространства школьной жизнедеятельности ребенка гарантированно разрушает все другие педагогические усилия.
– Даже самая счастливая и благоприятная школьная семья не может существовать в отрыве от социальной действительности, для которой распространение наркотиков в среде молодежи все более и более становится нормой. Детей нельзя оградить от наркотика, но научить их сознательно отказываться от него можно и нужно.
И, наконец, о мнении соседей. В одной из центральных газет авторам довелось прочитать высказывание директора некой престижной гимназии , утверждавшего, что «родители, отдавшие нам ребенка, могут быть полностью спокойны – у нас в гимназии наркотиков нет и никогда не будет». Заметим, что речь шла не о маленькой частной или сельской малокомплектной школе, а об учреждении – гиганте, насчитывающем более 1000 учащихся, расположенном в центре столичного города. Подобное высказывание, мягко говоря, не украшают школу, поскольку позволяет достаточно низко оценить профессионально-педагогическую компетентность директора.
Увы, многочисленные исследования показывают, что такого положения дел не может быть. Неужели старшеклассники этой гимназии никогда не посещают современных дискотек, неужели подростки никогда не пытались» понюхать «момента», неужели все торговцы наркотическим зельем заранее договорились обходить школу стороной, а родители-алкоголики ни разу не предложили своему ребенку «стакан для взрослости»? Детей, конечно, можно полностью изолировать в школьных стенах, но и в этом случае распространители наркотического дурмана найдут способ доставить его за эти «крепостные стены».
Вывод: грамотная позиция современного руководителя образовательного учреждения в отношении профилактики наркомании требует разработки и реализации специальной целевой программы.
Подготовила Любашенко И.А., педагог-психолог РЦ по материалам книги
«Школа без наркотиков: Книга для педагогов и родителей»
под ред. Л.М Шипицыной и Е.И.Казаковой –Издательство “Образование”