90 лет назад молодая беднота получила возможность попадать в систему ФЗУ – фабрично-заводского ученичества. С тех пор орудия труда – как это и положено орудиям труда – совершенствовались, вместе с ними совершенствовались условия производства – и всё больше хотелось назвать такое раннее послереволюционное прошлое диким временем; но мечта о светлой жизни, которая поддерживала тогда молодых энтузиастов, дорогого стоит. Согласитесь, она куда лучше пессимистического настроения, которое охватывает человека, если ему говорят в школе, а то и дома, что десятый класс он «не потянет», и поэтому (но почему же «поэтому»?!) должен идти в училище.
В училище нужно идти потому, что хочешь идти в училище. Ничего в этом зазорного нет. Сотни известных, состоявшихся людей стартовали с этой точки. Многие также шли в техникумы, уже получив высшее образование и желая иметь «профессию в руках». Успешные предприниматели ценят опыт «с нуля» и считают, что лучшим руководителем (это очень серьезное дело!) будет тот, кто прошел все ступени профессии, а не начинал с зазнайства, будучи попросту белоручкой.
Вообще нормальная ситуация – когда рабочий может свободно и искренне гордиться тем, что он рабочий, кассир – тем, что он кассир, парикмахер – тем, что он парикмахер. Когда же человеку стыдно за то, чем он занимается бoльшую часть времени, когда он не принимает себя в своей профессиональной реализации, это тяжело выдержать как самому труженику, так и его клиентам. Увы, в общественном мнении тут уживаются двойные стандарты. Рынок вакансий говорит о том, что нужны квалифицированные специалисты со средним профессиональным образованием (а действительность прямо-таки «кричит» о том, что она должна быть обустроена такими тружениками), однако люди всегда готовы унижающе «жалеть» того, кто не поступил в вуз – зато взял да и поступил в колледж. И кто знает, скольких отличников с университетскими перспективами, которых что-то влекло к токарному станку, от этой «бредовой затеи» отговорили папа с мамой!
Учебные заведения среднего и высшего профессионального образования сегодня имеют больше общего друг с другом, чем раньше. Если в вузы сегодня «ломится» практика, то в техникумы и колледжи проникает наука: без нее не освоить таких специальностей среднего образования, как, допустим, «архитектура» (есть немало дублирующих друг друга названий в ассортименте высшего и среднего звена). Процедура поступления и там, и там похожа – и еще в среднем звене не так высоки требования к успеваемости.
По данным службы занятости в Северо – Восточном регионе на рынке труда среди вакансий квалифицированных рабочих мест стабильным спросом пользуются электромонтеры, водители, трактористы, продавцы, повара, плотники, столяры и слесари-сантехники.
За последние годы в г.о. Похвистнево и м.р. Похвистневский значительно увеличился автомобильный парк. Это привело к увеличению организаций по оказанию технических услуг по обслуживанию автомобилей. Поэтому выпускники специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» будут востребованы и в дальнейшем.
В связи с созданием в регионе центра по оказанию медицинской помощи в г. Похвистнево предполагается большой спрос на специальности медицинского профиля.
Востребованными остаются такая специальность как «Экономика и бухгалтерский учет» и профессия «Хозяйка усадьбы» с квалификациями – учетчик, повар, в связи с развитием малого бизнеса и предпринимательства.
Востребованность специалистов «Информационные системы» обусловлена развитием в организациях информационных технологий.
Одним из направлений развития м.р. Похвистневский является освоение и ввод в севооборот целинных земель. В связи с этим в районе ощущается нехватка рабочих кадров по профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».
На территории Северо-Восточного образовательного округа программы начального и среднего профессионального образования реализуют два государственных образовательных учреждения:
Информацию об учреждениях среднего профессионального образования Самарской области можно найти на сайте http://www.edu.ru/abitur/act.18/rgn.36401000/index.php