Методологические основы формирования функциональной грамотности учащихся в основной школе
В педагогической теории и практике понятие «функциональная грамотность» впервые появилось в конце 60-х годов ХХ века в документах ЮНЕСКО. Функциональная грамотность в наиболее широком определении выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. В современном мире функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.
Согласно АА. Леонтьеву “функциональная грамотность” – “способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений”. Современные исследователи определяют функциональную грамотность как социально-экономическое явление и связывают уровень ее сформированности с уровнем благосостояния населения и государства в целом. С середины XX века проблемой функциональной грамотности занялись и международные организаций.
А именно ЮНЕСКО 1990 год был объявлен Международным годом грамотности, а ООН объявила 2002-2012 годы Десятилетием грамотности. Понятие «функциональная грамотность» с различных позиции исследовано Р.Н. Бунеевым, Е.В. Бунеевой, С.Г. Вершловским, Б.С. Гершунским, JI.IO. Комиссаровой, O.E. Лебедевым, JI.M. Перминова и др. Ряд ученых (O.E. Лебедев, Е.И. Огарев, A.B. Хуторской) рассматривают функциональную грамотность с позиции образованности учащихся и образовательного результата.
Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни. Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:
– коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;
– информационная грамотность – умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;
– деятельностная грамотность – это проявление организационных умений и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др. Ряд исследований показывают, что у учащихся недостаточно развита устная и письменная речь, поэтому особую озабоченность вызывает функциональная грамотность в сфере коммуникации. В представлении о функциональной грамотности особое место занимает деятельностная грамотность, т.е. способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию и реализовывать простейшие виды деятельности в ситуации неопределенности.
В вопросе формирования функциональной грамотности учащихся, остаются мало изученными некоторые аспекты формирования сферы коммуникации у учащихся, в частности недостаточно полно разработана методика формирования у учащихся функциональной грамотности в сфере коммуникации:
– не учитываются практикой изменения в понимании содержания понятия «функциональная грамотность» на современном этапе развития образования, излагаемые в научно-педагогической литературе;
– не уделяется должного внимания формированию функциональной грамотности, в частности, сфере коммуникации на предметах естественноматематического цикла; – общеобразовательные школы в основном работают над формированием общеучебных умений и навыков и без опоры на практическое применение знаний, формирование функциональной грамотности в школьной практике носит самопроизвольный характер; – не разработана система формирования функциональной грамотности у учащихся с применением методов, приемов и форм организации учебного процесса;
– выявляется неготовность со стороны педагогов решать проблему формирования функциональной грамотности на современном этапе. Недостаточность научно обоснованных подходов и теоретикометодологического обоснования формирования у учащихся функциональной грамотности в сфере коммуникации, что обусловлено объективно существующими противоречиями между:
– необходимостью формирования функциональной грамотности в сфере коммуникации и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической теории и практике; – потребностью общества в функционально грамотных людях и несоответствием уровня сформированности функциональной грамотности в сфере коммуникации у учащихся;
– не разработанностью системы формирования функциональной грамотности в сфере коммуникации и недооценкой практического применения сферы коммуникации подростками;
– потенциалом предметов, изучаемых в школе, и недостаточностью методов, форм, средств его использования педагогами школы с целью формирования функциональной грамотности в сфере коммуникации у учащихся.
Таким образом, необходимо выявить совокупность средств формирования у учащихся функциональной грамотности в сфере коммуникации в процессе изучения ими предметов естественнонаучного цикла. Формирование функциональной грамотности в сфере коммуникации у учащихся предполагает:
– рассмотрение ее в рамках целостного процесса формирования ключевой коммуникативной компетенции;
– выявление возможностей предметов естественнонаучного цикла в содействии развитию функциональной грамотности в сфере коммуникации;
– учет коммуникативных трудностей учащихся в процессе формирования функциональной грамотности;
– проведение оценки формирования функциональной грамотности с учетом самооценки учащимися личного опыта общения и коммуникации.
В педагогической литературе дается следующее определение функциональной грамотности: «Минимальная функциональная грамотность означает повышаемый по мере развития общества и роста потребностей личности уровень знаний и умений … , необходимый для полноправного и эффективного участия в экономической, политической, гражданской, общественной и культурной жизни своего общества и своей страны, для содействия их прогрессу и для собственного развития.Для каждого уровня образования можно определить миним Компетенция – способности индивида справляться с самыми различными задачами, как совокупность знаний, умений и навыков, которые необходимы для реализации конкретной деятельности. В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей:
– учебно-познавательная компетенция это готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности: целеполаганию, планированию, анализу, рефлексии и самооценке учебно-познавательной деятельности, умению отличать факты от домыслов, владению измерительными навыками, использованию вероятностных, статистических и иных методов познания;
– предметная компетенция – способность реализации учащимися различных знаний, умений и навыков в области предмета и применение этих знаний на практике и в дальнейшем образовании;
– ценностно-смысловая компетенция– готовность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
– общекультурная компетенция- осведомленность обучающегося в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовнонравственных основах жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологических основах семейных, социальных, общественных явлениях и традициях, роли науки и религии в жизни человека, их влиянии на мир, эффективных способах организации свободного времени; – информационная компетенция
– готовность обучающегося самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
– коммуникативная компетенция – включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, предусматривает навыки работы в группе и в коллективе. Учащийся должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и т. д.;
– социально-трудовая компетенция – владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении;
– личностная (самосовершенствование) компетенция – готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.
Ключевые компетенции являются способностями метапредметного характера, определяющими готовность обучающихся к интеграции познавательных и практических умений и навыков для принятия успешных решений, не противоречащих нравственным и этическим нормам. Ключевые компетенции создают предпосылки для формирования ценностей и мотивов, а также для развития социальных и поведенческих норм жизнедеятельности человека; служат основанием для определения ожидаемых результатов по каждой образовательной области. Уровень подготовки учащихся определяется по сформированности их функциональной грамотности, проявляющейся в овладении ими управленческой, информационной, коммуникативной, социальной, личностной, гражданской, технологической компетенциями, и по овладению предметной компетенцией.
Предметная компетенция как освоенные специфические знания, умения, навыки в рамках учебного предмета отражаются в знаниевой и компетентностной подготовке обучающихся по освоению базового содержания общего среднего образования. Предметная компетенция обеспечивает общеучебные умения отличать факты от домыслов, применять измерительные навыки и использовать вероятностные, статистические и иные методы познания, эффективно планировать и организовывать образовательную деятельность, владеть способами анализа и рефлексии деятельности по освоению знаний на основе требований соответствующей функциональной грамотности, понимать научную картину мира, вести поисковоисследовательскую деятельность.
Действия по развитию функциональной грамотности школьников предполагает обновление содержания образования с ориентацией государственных стандартов и учебных программ на компетентностный подход и функциональную грамотность. Функциональная грамотность есть способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования с многоплановой человеческой деятельностью. В рамках этого направления предстоит существенно переработать концептуальные подходы, методологию, соответственно адаптировать стандарты и содержание образование, перейти от «знаниевого» к компететностному подходу. Базовый принцип нового содержания образования – создание в каждой школе гуманной образовательной среды, стимулирующей развитие нравственно-духовных качеств личности: самопознания, самоопределения и самореализации.. Все дети, учащиеся, студенты и педагогические работники будут владеть основами самопознания, развития общечеловеческих ценностей.
Подготовила подборку материалов по теме методист РЦ Е.Алюкова