ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ООП ДО (п. 2.11.1 ФГОС ДО)
- Основная ошибка в пояснительной записке – не определяет содержание ООП ДО. Часто представляет собой историческую или информационную справку. Что нарушает требования п. 2.11.1 ФГОС ДО.
Рекомендации: В пояснительной записке раскрываются:
- цели и задачи реализации ООП ДО;
- принципы и подходы к формированию ООП ДО;
- значимые для разработки и реализации ООП ДО характеристики.
- Какова цель реализации программы? Через какие задачи планируется достижение цели?
Рекомендации: Цель (п.п. 2.1): развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей
Задачи (п.п. 1.6):
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценности здорового образа жизни;
- предоставление равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка;
– развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических, творческих способностей детей, их стремление к саморазвитию;
– поддержка и развитие детской инициативности и самостоятельности в познавательной, коммуникативной и творческой деятельности;
– формирование общей культуры воспитанников, прежде всего культуры доброжелательных и уважительных отношений между людьми;
– формирование предпосылок учебной деятельности (у детей старшего дошкольного возраста), необходимых и достаточных для успешного решения ими задач начального общего образования;
– вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение родительской компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей.
Цель и задачи могут быть дополнены в соответствии с реализацией приоритетного направления деятельности образовательной организации, ее своеобразием (статус ДОУ, участие в проектах и пр.), спецификой национальных, этнокультурных, демографических, климатических и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
- В ООП не прописаны индивидуальные особенности контингента воспитанников, территориальное местоположение образовательной организации, образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов, специфика национальных, социокультурных и иных условий образовательной деятельности. Без них невозможно определить содержание части программы, формируемой участниками образовательных отношений. Вариативные формы и методы взаимодействия детей и взрослых смешивают между собой.
- Планируемые результаты ООП представлены только целевыми ориентирами. Типичным негативным фактором является отсутствие четких представлений у воспитателей и специалистов при определении «ожидаемого результата», т. е. тех параметров, которые показывают, что должны будут знать и уметь дети в конце учебного года в соответствии с базовой программой и с учетом обновления содержания. Планируемые результаты призваны конкретизировать целевые ориентиры с учетом возрастных возможностей детей и их индивидуальных различий, содержания обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных отношений (п. 2.11.1 ФГОС ДО). Следует описывать планируемые результаты конкретно.
- Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы должна обеспечивать оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
В действующих Программах отмечаются следующие проблемы в представлении мониторинга:
– использующиеся в детском саду стандартные авторские диагностики не включают в себя вопросы расширенного содержания и, таким образом, не отслеживают эффективность усвоения знаний и умений детей по сопутствующим парциальным программам и методикам по различным видам деятельности;
– критерии и показатели либо слишком детализированы, либо, наоборот, слишком обобщены;
– отсутствует связь между моделью выпускника, проектируемыми результатами освоения программы, конкретными показателями диагностики и методами их изучения;
– отсутствует система мониторинга;
– отсутствует система деятельности всех специалистов ДО по реализации мониторинга (административный, методический, педагогический).
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ООП ДО (п. 2.11.2 ФГОС ДО)
- Нарушен объем образовательной части ООП.
Большинство ООП ДО не содержат примерного (приблизительного) подсчета соотношения частей. Это нарушает требования п. 2.10 ФГОС ДО и говорит о том, что педагогические коллективы не имеют четкого представления, что входит в объем основной обязательной части ООП ДО и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Рекомендации: Содержательный раздел Программы должен включать: Обязательная часть (60%):
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания. При разработке этого раздела образовательной программы важно ориентироваться на содержание, обозначенное в ФГОС и содержание примерных программ, которые выбраны ДОУ и реализуются в образовательном процессе.
Описание образовательной области должно быть представлено отдельно для каждого возраста (младенческого, раннего, дошкольного – если они есть в детском саду), т.к. различаются цели, задачи, принципы, направления работы, формы, методы, средства и т.д.
Вне зависимости от наличия или отсутствия приоритетной деятельности, часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, должна быть представлена обязательно. Наличие данной части обусловлено в первую очередь требованием Закона «Об образовании в РФ», а ФГОС ДО учитывает данное требование. В ней указываются парциальные программы, с учетом которых выстроен образовательный процесс (при наличии приоритетных направлений развития воспитанников), а также особенности образовательного процесса (определенные традиции организации).
- В некоторых ООП ДО отсутствует описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы. Неправильное описание форм, методов работы в содержательной части.
Например, в содержании программы вместо указанных выше позиций дается ссылка на авторские образовательные программы. В них также отсутствуют необходимые структурные компоненты образовательного процесса – нарушение п. 2.11.2 ФГОС ДО. Форму работы указывают «непосредственно (вместо непрерывная) образовательная деятельность», не прописывая конкретно методы взаимодействия с воспитанниками – рассказ, показ, беседа. Понятием «свободная игра» подменяют многие виды организованной деятельности, несмотря на то, что это абсолютно разные формы общения. Занятие в качестве единицы дидактического цикла вообще исключается.
Рекомендации: Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов:
– особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик: в соответствии с п. 2.11.2 ФГОС ДО в содержательном разделе образовательной программы должны быть представлены вариативные формы, способы, методы и средства реализации ООП. Одной из распространенных ошибок является то, что формы непрерывной образовательной деятельности либо не раскрываются вовсе, либо вместо форм указываются методы взаимодействия с воспитанниками. Данная позиция влечет ряд ошибок при составлении образовательных программ, так как методы и организационные формы – это разные структурные компоненты образовательного процесса.
– способы и направления поддержки детской инициативы: учитывая, что основной идеей ФГОС дошкольного образования и соответственно содержания образовательной программы, является идея позитивной социализации, важно зафиксировать возможные и разнообразные формы, методы и способы, направленные на формирование у детей уверенности в себе и своих силах; желания и стремления детей быть успешными и необходимыми; готовности и способности проявлять инициативу и творчество. Например: в групповых комнатах и приемных, холлах детского сада организуются индивидуальные выставки детских поделок и рисунков; организуются презентации детских проектов, конкурсы авторских стихов и песенок.
- Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. Несомненно, что в каждом образовательном учреждении практикуются свои наработанные способы взаимодействия с семьями воспитанников.
Рекомендации: В образовательной программе прописываются способы взаимодействия, которые отличают конкретное учреждение: использование ИКТ технологий (мультимедиа, фоторамки, видеозаписи и т.д.), проведение интерактивных мероприятий (брифингов, конференций, форумов и т.д.), организация клубов по интересам. Важно, чтобы было не просто перечисление форм взаимодействия, а представление особенностей этого взаимодействия в рамках конкретного учреждения.
– иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы
В этом разделе по желанию разработчиков образовательной программы фиксируются традиции коллектива, традиции, присущие организации образовательного процесса: проведение фестивалей, конкурсов, ежегодных конференций, существование детских объединений, мероприятия в рамках сетевого взаимодействия ДОУ с другими организациями.
- В целевом разделе ООП ДО указывают наличие коррекционного раздела, но не прописывают механизмы реализации этой работы.
Например, описывают в коррекционном разделе специальные методические пособия, но не механизмы адаптации программного содержания для детей с трудностями.
Рекомендации: Необходимо раскрывать механизмы, прописывать предварительные результаты, формы детско-взрослого взаимодействия, способы активизации, поддержки детских инициатив, особые элементы образовательной среды.
Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья. Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития. В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется Организацией самостоятельно.
- Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений
Наличие данной части обусловлено в первую очередь требованием Закона «Об образовании в РФ», а ФГОС ДО учитывает данное требование. В ней указываются парциальные программы, с учетом которых выстроен образовательный процесс (при наличии приоритетных направлений развития воспитанников), а также особенности образовательного процесса (определенные традиции организации).
Эта часть Программы может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.
Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:
– выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;
– сложившиеся традиции Организации или Группы;
– специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Региональный компонент является областью освоения ребенком мира, где его ценности показаны через культуру, историю своего края. Ребенок осознает, что его малая родина — это часть огромной страны и мира. В его жизни происходят все те ценностные явления, что и на всей Земле. Но, с другой стороны, у ребенка формируется понимание своеобразия той родной страны, где он родился и живет. Он должен знать свои корни, свою историю.
Свобода выбора регионального содержания дает возможность отражать специфику культуры России, края путем выделения комплекса особенностей культуры региона и связи его с общенациональной культурой. Региональное содержание программы разрабатывается с учетом исторического прошлого, характера и структуры местных ремесел, настоящего и будущего края. Традиционная региональная культура, став предметом деятельностного, практического освоения детьми, должна конкретизировать общечеловеческие ценности: трудолюбие, дружелюбие, бесстрашие, отсутствие национальной неприязни. Необходимо, чтобы программа предусматривала освоение регионального содержания через реализацию системно – деятельностного подхода, когда дети не просто усваивают непонятные сведения из истории края, своего села или города, а проживают реальные эмоциональные события, совершают понятные для них действия и поступки. Важно, чтобы дети активно, эмоционально, с желанием и собственно детской инициативой познавали традиции и особенности культуры своего села или города; проявляли искренне заинтересованное внимание к культуре, природе родного края, людям, которые живут рядом и нуждаются в нашей помощи и поддержке.
Типичная ошибка: Не учли требования ФГОС к структуре ООП. Как исправить?
Рекомендации: Обращаем внимание на то, что нет необходимости Делить каждый раздел на две части в буквальном смысле. Формируемая часть должна быть в каждом разделе основной образовательной программы.
Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть также представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, методику, формы организации образовательной работы (если она им полностью соответствует).
Вне зависимости от наличия или отсутствия приоритетной деятельности (т.е. реализации одной или нескольких образовательных программ дошкольного образования с приоритетным осуществлением деятельности по какому-либо направлению развития дошкольников) часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, должна быть представлена обязательно.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ООП ДО (п. 2.11.3 ФГОС ДО) дает представление о том, в каких условиях реализуется ООП ДО. В этом разделе должны быть представлены:
- описание материально-технического обеспечения программы;
- обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания;
- распорядок и/или режим дня;
- особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, т.е. комплексно-тематическое планирование для каждой возрастной группы;
- особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. В организационном разделе могут найти отражение:
- модель образовательного процесса детского сада, основанная на организованной образовательной деятельности; образовательной деятельности в ходе режимных моментов; самостоятельной деятельности детей в центрах (уголках) активности, включающая традиционные для данной дошкольной образовательной организации события, праздники, мероприятия, их количество и периодичность;
- режим двигательной активности;
- обеспечение условий реализации программы;
- иная информация, отражающая специфику деятельности образовательной организации.
Типичная ошибка: описание материально-технического обеспечения нередко представлено только медико-социальными условиями и не охватывает весь спектр образовательной деятельности с детьми. Развивающая предметно-пространственная среда представляет собой перечень основных требований стандарта.
Рекомендации: указывать особенности ее организации в вашем СП ДО.
Режим дня детей не соответствует СанПиН: превышен объем непрерывной образовательной деятельности, не соблюдены требования к перерывам между занятиями, рекомендации по распределению нагрузки между повышенной физической активностью и умственным напряжением детей. Отсутствует время для свободной продуктивной, двигательной, спонтанной игровой деятельности. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания можно представить в виде перечня (списка). К каждой ООП ДО составляется свой перечень методических материалов и средств, необходимых для ее реализации. Списки выносятся в Приложения к программе. В организационный раздел должен быть включен распорядок и/или режим дня. Органы, осуществляющие контроль в сфере образования, проверяют выполнение требований СанПиН, в том числе в части максимальной нагрузки, поэтому требуется и режим дня, и расписание образовательной деятельности (модель организации образовательного процесса или недельное планирование образовательной деятельности). Для удобства предлагаем включить в расписание общий подсчет (количество периодов НОД; их продолжительность; время, отводимое на прогулку и на самостоятельную деятельность). В данном разделе можно разместить режим двигательной активности воспитанников.
В организационном разделе должны быть отражены особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, т.е. годовой план – комплексно-тематическое планирование.
В каждой организации постепенно складываются свои традиции, которые важно поддерживать сообществу педагогов, детей и родителей и благодаря которым формируется неповторимый уклад жизни детского сада. Педагоги коллегиально и совместно с родителями воспитанников должны спланировать проведение таких событий, исходя из особенностей окружающей социокультурной среды и запросов семей.
Форма оформления плана определяется каждым образовательным учреждением самостоятельно, но необходимо учитывать, что из комплексно-тематического планирования должно быть понятно, когда какую тему проживают воспитанники, какова цель и результат деятельности.
Еще один пункт, несомненно, занимающий одно из первых мест – особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Рекомендации: Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под развивающей предметно-пространственной средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами. Основные требования к организации предметно-пространственной развивающей среды обозначены в ФГОС ДО. Есть программы, которые предъявляют особые специальные требования к оснащению развивающей предметно-пространственной среды (например, программа, основанная на методике Монтессори). А программа «От рождения до школы», по замыслу авторов, при недостатке или отсутствии финансирования может быть реализована с использованием оснащения, которое уже имеется в дошкольной организации, главное: соблюдать подходы к организации пространства, обозначенные в программе. Авторы примерной ООП «От рождения до школы» предлагают разные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды. Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям. В качестве центров развития могут выступать:
- уголок для сюжетно-ролевых игр; уголок ряжения (для театрализованных игр);
- книжный уголок; зона для настольно-печатных игр;
- выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т.д.);
- уголок природы (наблюдений за природой);
- спортивный уголок; уголок для игр с песком;
- уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей – конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
- игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;
- игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).
В организационном разделе может найти отражение обеспечение условий реализации программы, например кадровое обеспечение.
Рекомендации: Требования к кадровым условиям реализации программы включают:
- укомплектованность дошкольной образовательной организации руководящими, педагогическими и иными работниками;
- уровень квалификации руководящих, педагогических и иных работников ДОО;
- непрерывность профессионального развития и повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников ДОО.
- Если говорить о кадровых условиях, то дошкольная образовательная организация, реализующая программу, должна быть укомплектована квалифицированными руководящими, педагогическими, административно-хозяйственными работниками и учебно-вспомогательным персоналом. Реализация программы должна обеспечиваться педагогическими работниками, имеющими среднее профессиональное или высшее образование и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и/или профессиональным стандартом (профессиональный стандарт педагога) (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», глава 5, статья 46).
Финансовые условия не предполагают предоставления Муниципального задания.
Не следует выпускать пункт “Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы и обеспечивающих ее реализацию нормативно-правовых, финансовых, научно-методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов», который является обязательным.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ РАЗДЕЛОМ ООП ДО является ее краткая презентация.
Рекомендации: Обращаем внимание: несмотря на то, что раздел называется дополнительным, он должен быть прописан обязательно. Краткая презентация программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления. В краткой презентации программы должны быть указаны:
-возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована программа организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей;
– используемые примерные программы;
-характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
В ФГОС ДО не указывается, как должна выглядеть презентация. Но ее можно распечатать (даже если это презентация Power Point) и разместить на сайте детского сада. Еще одно небольшое дополнение: о всестороннем развитии ребенка и его позитивной социализации можно будет говорить в том случае, если организовано единое образовательное пространство. Замечательно, если подобная модель присутствует в основной образовательной программе.
Эксперт, методист РЦ Е. Алюкова
Май, 2022 г.