МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДОУ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ – это документ, отражающий системные, целостные изменения в образовательном учреждении, сопровождающиеся программно-целевым управлением. Программа развития выступает в качестве стратегического плана осуществления основных нововведений в образовательном учреждении.

Программа развития представляет собой разработанный в соответствии с целями, задачами, ресурсами и сроками осуществления документ, содержащий комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное решение проблем.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ – Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает Программу развития и имеет право определять её структуру

Примечание: синий шрифт – разъяснения черный шрифт – примерный текст

 

Структура программы

Паспорт Программы развития (в виде таблицы)

Раздел первый (кратко)

Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Раздел второй (кратко)

Цель и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, а также целевые показатели (индикаторы) реализации Программы(краткое описание +приложение целевых показателей индикаторов в виде таблицы)

Раздел третий

Мероприятия Программы (краткое описание мероприятий+приложение в виде таблицы)

Раздел четвертый

Финансовое обеспечение Программы (краткое описание мероприятий+приложение в виде таблицы)

Раздел пятый

Механизм реализации Программы

Раздел шестой

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Раздел седьмой

Список терминов, используемых в Программе

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт Программы 3
2. Раздел первый……………………… 4
3. Раздел второй……………….. 7
4. Раздел третий.. .и т.д………………….. 12
  Список терминов, используемых в Программе 25

Рекомендации

                                                          Структура Паспорта развития

Паспорт Программы развития

Наименование

Программы

Программа развития
Статус программы Управленческий документ, концептуально определяющий стратегические и тактические цели, задачи, способы (механизмы) их реализации
Разработчики Программы Указываются все разработчики Программы развития, например:

–       Заведующий СП «Детский сад                  »,

–       Старший воспитатель СП «Детский сад                 »,

–      Рабочая группа педагогических работников детского сада,

–       Представители Совета родителей.

Исполнители Программы Коллектив ДОУ, воспитанники (обучающиеся), родители (законные представители)
Нормативно-правовые и методологические основы разработки Программы: Указываются нормативно-правовые основы разработки Программы развития. Указываются документы федерального, регионального уровня, а так же уровня образовательной организации.
Цель Программы Цель – элемент программы, который тесно связан с другим ее элементом – «Результат». Цель обычно касается нового качества, которое сформируется по окончании программы. Формулируя цель Программы развития необходимо учесть следующие требования к постановке цели:

–      реалистичность, посильность, достижимость;

–      измеримость (должна существовать возможность проверки достижения цели с помощью количественных индикаторов);

–      однозначность (представление в обобщенном виде конечного продукта);

–      проверяемость цели, ее контролируемость, в отдельных случаях диагностируемость;

–       операциональность (цель распределена на задачи);

–      отсутствие специальных (профессиональных) терминов;

–      явное соответствие заявленной проблеме

Задачи Программы Сформулированные задачи дают представления о том, каким путём будет достигнута цель.

Задачи Программы развития должны включать следующие направления :

1. Психолого-педагогические условия, совершенствование образовательной работы с детьми.

  2.        Кадровые условия, организационно-управленческую и организационно – методическую работу.

3.     Материально-технические условия, финансовые условия, РППС.

4.   Работу с социальным окружением (семья, школа, сетевое взаимодействие, учреждения культуры и.т.д; задач может быть от 4 и более, в зависимости от вашей цели и проблемного поля).

Сроки реализации

Программы:

Программа разрабатывается на срок не менее 3 лет.
Этапы реализации

Программы

Возможна реализация Программы развития в трех основных этапах:

–       организационно-аналитический или подготовительный

–       формирующий или практический

–       обобщающий или заключительный

Целевые показатели (индикаторы) Программы дается краткое описание показателей и индикаторов, позволяющих провести оценку, анализ и мониторинг эффективности       реализации        Программы        развития

образовательного учреждения. Эффективность Программы оценивается ежегодно(в конце календарного года) на основании сравнения фактически достигнутых значений целевых показателей (индикаторов) с их планируемыми значениями.

Отчет предоставляется на педагогическом совете, общем родительском собрании, общем собрании коллектива, а также размещается на сайте.

Объём и источники финансирования Программы Указываются все возможные источники финансирования Программы развития с указанием конкретных сумм по этапам, например:

Общий объем финансирования Программы составит 000000 рублей, в том числе:

–  за счет средств федерального бюджета –                     рублей;

–       за счет средств республиканского бюджета (местного

бюджета) –                        рублей;

–  за счет внебюджетных источников –                  рублей.

Для выполнения мероприятий Программы могут привлекаться спонсорские взносы, доходы от дополнительных образовательных услуг, добровольные пожертвования и прочие доходы, разрешенные нормативно-правовыми документами, регламентирующими финансово-хозяйственную деятельность образовательного учреждения.

Ожидаемые конечные результаты реализации

Программы

В данном разделе указываются ожидаемые                конечные

результаты       реализации Программы, модель будущего

детского сада

Раздел первый

Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Дается краткая информационная справка о ДОУ, характеристика анализа внутренней и внешней среды ДОУ, характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа, возможность перехода на современную модель дошкольного образования. Объем страниц 2-3.

Раздел второй (кратко)

Цель и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, а также целевые показатели (индикаторы) реализации Программы. (целевые показатели (индикаторы) в приложении № 1)

Раздел третий (кратко)

Мероприятия Программы

Примерный текст

В целях реализации основной задачи Программы в ……………….. годах планируется

………………………….  , предусматривающего ………………………………………….. ,….. позволяющей

Предусматривается также ……………………………………………. План мероприятий в

приложении 2

(Прописывается план мероприятий на календарный год. И включает в себя все задачи из Программы развития.

План мероприятий разрабатывается на каждый год (Если, к примеру, у Вас Программа разработана на 5 лет, то соответственно в Приложении будет пять планов)

План реализации программы оформляется в табличной форме. Таблицы выносятся в приложение. Предложены 2 варианта в приложении на выбор)

Раздел четвертый (кратко)

Финансовое обеспечение Программы

(Бюджет Программы содержит информацию о затратах на выполнение Программы с 0000 по 0000 год, с указанием конкретных статей расходов и источников финансирования)

Примерный текст

Финансовое обеспечение Программы предусматривается за счет средств федерального бюджета, средств республиканского и местного бюджетов и привлечения внебюджетных источников.

Контроль за использованием средств на реализацию Программы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Общий объем финансирования Программы на …….. годы составит …………………. тыс.

рублей, в том числе:

  • за счет средств федерального бюджета -………. рублей;
  • за счет средств республиканского и местного бюджетов -………. рублей;
  • за счет внебюджетных источников -………. рублей.

Реализация Программы будет осуществляться с  ….  года.

Объемы финансирования Программы за счет средств федерального бюджета, средств республиканского, местного бюджетов и внебюджетных источников приведены в приложении № 3

Раздел пятый

Механизм реализации Программы

Примерный текст

Руководителем Программы является _____________ (ФИО, должность)). Он несет

ответственность за ее реализацию и конечные результаты, рациональное использование выделяемых на выполнение Программы финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией Программы.

Ответственным исполнителем является_________________ (ФИО, должность)

  • осуществляет планирование, организацию и контроль реализации Программы;
  • составляет детализированный организационно-финансовый план реализации Программы;
  • разрабатывает перечень целевых показателей (индикаторов) для мониторинга реализации мероприятий Программы;
  • организует ведение мониторинга реализации мероприятий Программы.

Оперативная информация о ходе выполнения Программы, нормативных актах, касающихся управления реализацией Программы, размещается на официальном сайте ответственного исполнителя Программы.

Раздел шестой

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Описание ожидаемых результатов от поставленных задач. Модель будущего детского сада.

Раздел седьмой

Список терминов, используемых в Программе.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

Немаловажным    моментом является оформление Программы развития

образовательного учреждения.

При оформлении Программы важно придерживаться общепринятых технических требований. К оформлению Программы предъявляются такие же технические требования, как и ко всей нормативной документации (в соответствии с требованиями современного делопроизводства).

Текст набирается в редакторе Word шрифтом TimesNewRoman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы идут приложением

Программа прошивается, страницы нумеруются, скрепляются печатью образовательного учреждения и подписью руководителя образовательного учреждения.

Нумерация страниц сквозная, либо по усмотрению образовательного учреждения – файловая (модульная).

Материал подготовлен  Е.Алюковой , методистом РЦ, на основе статьи «Методические рекомендации по составлению Программы развития» методиста по дошкольному образованию Галеевой В.Г., г.Можги,2021год.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.