Методические рекомендации по разработке адаптированной образовательной программы в ДО

Адаптированная образовательная программа  (АОП) – это основная образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Это – нормативный документ образовательной организации, который разрабатывается в соответствии с требованиями основных нормативно-правовых документов:

– Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;

– Конвенцией о правах ребенка ООН;

– Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организаций (Постановление от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»);

– Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155);

– Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014);

–  Письма Министерства образования и науки Российской Федерации  от 27.03.2000 №27/9001-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения.

– Устава Учреждения;

– Положения об адаптированной образовательной программе для  детей с ОВЗ в СП «Детский сад»;

– Основной образовательной программы детского сада.

АОП  разрабатывается с целью оказания комплексной коррекционно-психолого-педагогической помощи и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям); осуществления коррекции недостатков в физическом и/или психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. АОП обеспечивает права семьи на оказание ей помощи в воспитании и образовании детей  дошкольного возраста на основе реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

В зависимости от контингента детей с ОВЗ (по рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии) отдельно составляется АОП для детей:

– с тяжелыми нарушениями речи;

– с задержкой психического развития;

– с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

– аутистического спектра;

– с нарушениями зрения;

– с нарушениями слуха;

– с умственной отсталостью.

Адаптированная образовательная программа рассматривается на заседании педагогического совета образовательной организации, результаты рассмотрения заносятся в протокол, затем, при условии ее соответствия установленным требованиям, утверждается директором.

Текст программы структурирован, изложен логично, не содержит повторов. В тексте используются различные способы представления содержания (текст, таблицы, схемы и др.)

Ответственность за полноту и качество реализации адаптированной образовательной программы  возлагается на воспитателей и специалистов детского сада.

Структура АОП

  1. Титульный лист включает в себя наименование учреждения, назначение программы. Также имеется информация, что программа принята на заседании педагогического совета или другого органа  управления протоколом (№ и дата) и утверждена  руководителем образовательной организации (приказ № и дата).
  2. В содержании программы прописаны все разделы в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с ОВЗ с указанием страниц.
  3. Общие положения:

– назначение и перечень нормативно-правовой базы, на основе которой разработана программа;

– структура, краткое содержание разделов.

  1. В целевом разделе:

– пояснительная записка с указанием цели и задач программы, принципы и подходы, основные направления коррекционно-развивающей работы;

– психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ и описание особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;

– планирование воспитательно-образовательного процесса;

– планируемые результаты освоения программы (наличие  показателей освоения программы, соответствующих возрастным возможностям и особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ).

  1. В содержательном разделе:

– содержание образовательной деятельности по освоению образовательных областей;

– план непрерывной непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей

направленности;

– создание специальных образовательных условий;

– описания вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы  с учетом

возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, специфики их образовательных

потребностей и интересов;

– включение педагогических технологий и парциальных программ в воспитательно-образовательный процесс (программы логопеда, психолога, дефектолога и др.);

– описание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения  обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной деятельности, включающего психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития обучающихся.

– особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

  1. В организационном разделе:

– создание специальных условий, обеспечивающих развитие ребенка;

– особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;

– материально-техническое обеспечение образовательного процесса;

– обеспеченность методическими материалами;

– перечень  оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий;

– описание кадровых условий реализации программы;

– организация режима пребывания детей в образовательном учреждении (режим дня и

распорядок)

– планирование образовательной деятельности.

  1. Перечень литературы, нормативно-правовой базы.

 

Забелина И.А., начальник социопсихологического отдела ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ»

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.