Адаптированная образовательная программа (АОП) – это основная образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Это – нормативный документ образовательной организации, который разрабатывается в соответствии с требованиями основных нормативно-правовых документов:
– Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
– Конвенцией о правах ребенка ООН;
– Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организаций (Постановление от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»);
– Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155);
– Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014);
– Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.03.2000 №27/9001-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения.
– Устава Учреждения;
– Положения об адаптированной образовательной программе для детей с ОВЗ в СП «Детский сад»;
– Основной образовательной программы детского сада.
АОП разрабатывается с целью оказания комплексной коррекционно-психолого-педагогической помощи и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям); осуществления коррекции недостатков в физическом и/или психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. АОП обеспечивает права семьи на оказание ей помощи в воспитании и образовании детей дошкольного возраста на основе реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
В зависимости от контингента детей с ОВЗ (по рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии) отдельно составляется АОП для детей:
– с тяжелыми нарушениями речи;
– с задержкой психического развития;
– с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
– аутистического спектра;
– с нарушениями зрения;
– с нарушениями слуха;
– с умственной отсталостью.
Адаптированная образовательная программа рассматривается на заседании педагогического совета образовательной организации, результаты рассмотрения заносятся в протокол, затем, при условии ее соответствия установленным требованиям, утверждается директором.
Текст программы структурирован, изложен логично, не содержит повторов. В тексте используются различные способы представления содержания (текст, таблицы, схемы и др.)
Ответственность за полноту и качество реализации адаптированной образовательной программы возлагается на воспитателей и специалистов детского сада.
Структура АОП
- Титульный лист включает в себя наименование учреждения, назначение программы. Также имеется информация, что программа принята на заседании педагогического совета или другого органа управления протоколом (№ и дата) и утверждена руководителем образовательной организации (приказ № и дата).
- В содержании программы прописаны все разделы в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с ОВЗ с указанием страниц.
- Общие положения:
– назначение и перечень нормативно-правовой базы, на основе которой разработана программа;
– структура, краткое содержание разделов.
- В целевом разделе:
– пояснительная записка с указанием цели и задач программы, принципы и подходы, основные направления коррекционно-развивающей работы;
– психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ и описание особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;
– планирование воспитательно-образовательного процесса;
– планируемые результаты освоения программы (наличие показателей освоения программы, соответствующих возрастным возможностям и особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ).
- В содержательном разделе:
– содержание образовательной деятельности по освоению образовательных областей;
– план непрерывной непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей
направленности;
– создание специальных образовательных условий;
– описания вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, специфики их образовательных
потребностей и интересов;
– включение педагогических технологий и парциальных программ в воспитательно-образовательный процесс (программы логопеда, психолога, дефектолога и др.);
– описание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной деятельности, включающего психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития обучающихся.
– особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
- В организационном разделе:
– создание специальных условий, обеспечивающих развитие ребенка;
– особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;
– материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
– обеспеченность методическими материалами;
– перечень оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий;
– описание кадровых условий реализации программы;
– организация режима пребывания детей в образовательном учреждении (режим дня и
распорядок)
– планирование образовательной деятельности.
- Перечень литературы, нормативно-правовой базы.
Забелина И.А., начальник социопсихологического отдела ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ»