Методические рекомендации, направленные на распространение знаний об основах российской государственности, истории, культуры, а также традиций народов региона пребывания и правил поведения среди детей иностранных граждан в образовательных организациях

В последние десятилетия количество вынужденных мигрантов, иностранных граждан  в Самарской области постоянно растет. Причиной этому служит мировой экономический кризис, различного рода негативные социальные явления, решение вопросов трудоустройства, получения образования, улучшения условий жизнедеятельности и т. д.

Одна из основных проблем, с которой сталкиваются мигранты на новом месте жительства, – это проблема социокультурной адаптации, межэтнического и межкультурного взаимодействия. Дети мигрантов – это дети родителей, переехавших на постоянное место жительства в другое государство по причине национально-правовой, экономической, политической нестабильности или иным причинам. Важно помнить, что каждый ребёнок имеет право на получение образования. Главное – создать условия, при которых дети независимо от их культурной, расовой, национальной принадлежности могли бы себя полностью реализовать и стать полноценными членами общества.

Значительную часть экономических и вынужденных мигрантов составляют дети, многим из которых предстоит получить достойное образование в Российской Федерации и в  дальнейшем жить и трудиться на территории России. В связи с этим, чрезвычайно актуальной становится проблема адаптации и социализации детей эмигрирующих иностранных граждан в образовательных организациях, получения ими знаний об основах российской государственности, истории, культуры, а также традиций народов региона пребывания и правил поведения.

Миграционные процессы приводят к возникновению целого комплекса «детских» проблем, которые характеризуются определенной спецификой и которые требуют своего детального и безотлагательного решения. Важнейшими среди них являются:

– психологические стрессы, связанные с вынужденной сменой места жительства (подростки, в силу своей зависимости от взрослых, всегда являются вынужденными мигрантами) и нарушением структуры привычных культурно-коммуникативных, родственно-семейных, природно-территориальных и других связей;

– слабое знание или абсолютное незнание русского языка,  неизбежно приводящее  к появлению проблем не только в успеваемости по различным предметам, но и во взаимоотношениях со сверстниками и педагогами из-за возникновения, в первую
очередь, языковых барьеров;

– кризис идентичности, рассогласование в системе ценностей и социальных норм;

– общая неудовлетворенность различными сторонами жизнедеятельности и самим собой;

– адаптация прибывающих детей и подростков к требованиям российской системы среднего, среднего специального или высшего образования, отсутствие необходимых условий и качества образования;

– трудности вживания в новую для ребенка среду общения, и как следствие не редко возникающие состояния отчужденности и отверженности, тревожности и психической напряженности, агрессивности и повышенной конфликтности и др.

 Подготовка к интеграции в сообщество взрослых должна начинать с раннего детства.

Детский сад – важнейший институт первичной социализации. Именно в детском саду, в общении с педагогами и сверстниками дети из семей мигрантов осваивают пространство культуры, нормы поведения, приобретают жизненные навыки, знакомятся с историей, традициями страны проживания. Основной акцент в образовательном процессе иноязычных детей предшколы ставится на русский язык, т. к. русский язык – это не
только предмет изучения, но и средство, позволяющее приобретать
знания на этапе систематического обучения по всем учебным дисциплинам. Знание русского языка для детей-мигрантов становится основным гарантом получения образования на всех его уровнях в РФ.

Во взаимодействии взрослых с детьми, детей друг с другом происходит формирование и изменение мотивационно – ценностной системы личности ребенка из семьи мигрантов, возникает возможность для предъявления детям социально значимых норм и способов поведения.

Эффективное решение задач социально-психологического сопровождения детей-мигрантов должна быть реализована через взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей. При необходимости к работе подключаются специалисты психолого-педагогического сопровождения – психологи, логопеды. Содержание обучения второму языку в дошкольном возрасте принято рассматривать по трем линиям:

‒ развитие лингвистических способностей и связанных с ними когнитивных, интеллектуальных, артикуляционных, металингвистических и других способностей;

‒ собственно языковое содержание (знание слов, оборотов, способов построения высказываний);
‒ обеспечение жизнедеятельности ребенка.

 Необходимые материалы по организации учебно-воспитательного процесса в предшкольной группе с иноязычными детьми:

‒ учебные программы, пособия;

‒ учебный план;

‒ расписание занятий;

‒ рабочие программы, тематическое планирование по всем разделам, понедельное тематическое планирование;

‒ психолого-педагогическая карта ребенка (старший дошкольный возраст);
‒ пакет диагностических материалов с планом их проведения
и анализом результатов;

‒ отчеты о прохождении программы.

Методика занятий строится на основе принципов: активного
общения, игры, занимательности, наглядности, повторяемости, цикличности, доступности, систематичности, вариативности, сюжетности, целостности, кроме того, на особенностях психологического и практического освоения русского языка иноязычными детьми.

Занятия в предшкольной группе строятся по типу игрового общения. На его основе формируются речевое общение, определенные практические действия и расширяется кругозор ребенка об окружающем мире и о себе. Кроме того, занятия, проводимые в с иноязычными детьми, имеют ряд особенностей, назовем некоторые важные, с нашей точки зрения, из них:

1) на всех занятиях (не только русского языка) содержание строится с учетом отработки речевых умений по аудированию, говорению и, в определенной степени, письму, чтению.

2) созданная доброжелательная, спокойная, эмоционально разнообразная атмосфера позволяет наиболее эффективно сконцентрировать внимание детей и стимулировать их желание пользоваться изучаемым языком. В этом большую роль играют жесты, мимика, поведение, действия учителя.

3) при введении нового материала следует помнить,
что ребенок способен усвоить за одно занятие 2–3 языковые грамматические единицы (с использованием приемов мнемотехники и наглядной семантизации, различных компонентов аудиовизуального комплекса), новая фраза предъявляется не менее 4-х раз.

4) на занятиях учителю необходимо:

‒ говорить просто, повторяя одно и то же, с постепенным
усложнением, удлинением предложения;

‒ повторять то, что сказал ребенок без ошибок, не акцентируя на
ошибку внимание; уточнять фразу ребенка в развернутой форме;
‒ угадывать мысль ребенка и формулировать ее;

‒ описывать свои действия и действия ребенка;

‒ предлагать на выбор вариант ответа, просьбы;

‒ составлять предложение с максимальным количеством слов,
описывающих наглядную ситуацию, включая избыточное количество элементов, чтобы ребенок убрал лишнее и сказал нужное;

            ‒ вырабатывать устойчивые реакции детей на стандартные фразы;

           ‒ использовать «волшебные» ситуации, предметы, ложное
утверждение, возможные варианты соединения слов, помещение
предмета в необычный контекст, сказки наизнанку, путаницы и т. д.

              5) предлагаемые задания должны быть выполнимыми всеми детьми без особых затруднений (языковую нагрузку следует регулировать). При опросе и в построении ситуации общения первично опрашиваются дети, обладающие лучшим знанием русского языка.

  6) качественный результат будет зависеть от регулярности посещения занятий детьми.

 Эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста из семьи мигрантов, как показатель эффективности взаимодействия педагогов и родителей в период привыкания к детскому саду, обеспечивается совокупностью педагогических условий социальной адаптации, взаимной толерантностью, открытостью и принятием педагогами и родителями культуры и национальных традиций воспитания. Для этого необходимо создавать в ДОУ условия для развития поликультурного взаимодействия и решения проблем в этом направлении. Привлекать детей к занятиям в кружках, индивидуальным занятиям. Проводить консультации, индивидуальные беседы, обсуждение за круглым столом с родителями.

С целью формирования основы российской гражданской идентичности, гражданственности, правового самосознания детей дошкольного возраста целесообразно проводить занятия, праздники, посвященные Дню Конституции Российской Федерации, конкурсы рисунков с российской символикой, акции доброты «Пожелаем друг другу добра», музыкальные вечера «С любовью к родному краю», «Я – юный гражданин планеты» и т.п.

 Практика освоения детьми – мигрантами русской национальной культуры, участие в традиционных народных праздниках благотворно воздействует на них. Праздник имеет большое значение для воспитания детей. Он оказывает воздействие на эмоциональную сферу, формирует нравственную позицию, воспитывает любовь к Родине. Праздники народного календаря связаны между собой, они организуют деятельность человека в пределах годового цикла и связывают ее с природными процессами. Народные праздники помогают детям существовать, не разрушая границ принадлежности к современному миру и своей этнической культуре (т.е. будучи современными, впитывают традиционные образы и модели поведения). Это могут быть праздники: «Наум – грамотник», «Рождественские посиделки», «Масленица пришла», «Пасхальный пирог», «День славянской письменности Кирилла и Мефодия», в которых участвуют дети разных возрастов и национальностей. Знакомство с русским бытом, промыслами, и ремеслами, изучение основ декоративно – прикладного творчества (изготовление традиционных кукол, роспись), а так же в процессе освоения истоков русской народной культуры происходит преодоление межэтнических барьеров. Народная традиция инициирует возникновение диалоговых форм общения, помогает понимать другого (иного, отличного от меня).

            Народная игра – способ подготовки детей к взрослой жизни, которая дает основные жизненные ориентиры в самом раннем возрасте. С помощью игры усваиваются нормы и правила поведения в обществе, оттачиваются представления о добре и зле, мудрости и глупости, трусости и храбрости, честности и справедливости, возникает понимание воспитательной роли семьи, важности сохранения семейных традиций. Традиции семьи и дома на основании русской народной игра учат взаимопониманию, уважению друг к другу, развивают творческие способности.

  Совместная игровая деятельность детей разных этнических культур, изобразительное творчество способствует процессу интеграции. Дети – мигранты должны знать культуру народа той страны, в которой они живут – это поможет им влиться в сообщество. Есть чему поучиться и русским детям, не получившим достаточного воспитания в системе традиционной культуры. Усвоение ее нравственных и этических норм должно помочь им научиться уважать другие народы.

 Слушание, драматизация сказок учит понимать, где добро и зло, в победе добра над злом и заключается воспитательная ценность для любого народа. Такие занятия способствуют возникновению доброжелательных отношений друг к другу.

Организационная модель адаптации и социализации детей мигрантов в условиях общеобразовательной организации. Организационная модель адаптации детей мигрантов в условиях школы, реализующей программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, может быть применена в общеобразовательной организации любого типа и представляет собой систему организации работы и взаимодействия всех основных участников образовательного процесса.

Цель внедрения модели – создание такой профессионально-общественной школьной атмосферы, при которой адаптация детей мигрантов обеспечит дальнейшую интеграцию детей в безопасное образовательное пространство равных возможностей и защиту интересов каждого. Внедряемая модель предусматривает, что дети-мигранты и их
родители (законные представители) являются согражданами многонационального и поликультурного российского социума. В связи с этим образовательные задачи дополняются необходимостью их включения в социальное и культурное пространство, целенаправленное воспитание в ребенке-мигранте установок законопослушания и уважения к традициям страны проживания, обеспечения возможности участия в жизни местного сообщества. Модель призвана решить следующие задачи:

  1. Создать условия для интенсивного овладения русским языком;
  2. Обеспечить сопровождение ребенка-мигранта, в том числе
    и со стороны сверстников, в целях успешной адаптации его в социокультурной среде;
    3. Организовать в школе образовательную среду, способствующую позитивному восприятию и пониманию, поддерживающую интерес к российской государственности, истории, культурам различных этносов, направленную на межкультурную интеграцию.

Процесс адаптации в школе организуется на трех уровнях:

  1. обучение – повышение уровня овладения русским языком как устным, так и письменным; преодоление отставания в овладении традиционными предметами школьного цикла;
  2. общение – налаживание процесса межличностного взаимодействия с одноклассниками;
    3. культурное обогащение – это процесс включения в местную подростковую и молодежную культуру, происходящий на фоне трансформации этнической и языковой среды мигрантов, этического обогащения и личностного развития всех учащихся
    Мигранты изучают историю и современную жизнь принимающей стороны, их одноклассники – культуры другого народа. У детей мигрантов формируется готовность следовать существующим в подростковой и молодежной среде культурным образцам, у детей принимающей стороны – навыки понимания и интерпретации, диалога, дискуссии и сотрудничества. Важным элементом этого уровня является правовое воспитание.

Классным руководителем и педагогом-психологом среди одноклассников и/или на уровне школы формируется группа ребят, способных помочь новому члену коллектива адаптироваться в иных для него условиях языковой среды. Если в образовательной организации создана и авторитетна школьная служба примирения (ШСП), то такой группой могут стать волонтеры ШСП. Детское объединение может иметь любое название, но важно, чтобы его деятельность была направлена на реализацию программы или проекта, способствующих расширению круга общения детей-мигрантов. Волонтеры знакомят ребенка-мигранта со школой (библиотека, спортзал, актовый зал, столовая и т. д.) и городом/селом (музей, театр, выставочный зал, площади, парки, спортивные объекты и т. д.), помогают в подготовке домашнего задания, в овладении языком. Необходимо организовать совместную работу детей при подготовке к праздникам. Дети-волонтеры могут иметь ряд преимуществ, которые школа устанавливает самостоятельно, исходя из своих возможностей и традиций, а также отличительную форму (толстовки, футболки, значки, галстуки и др.), что является немаловажным условием для подрастающего поколения в условиях унификации школьной формы. Кроме того, это позволит
в период адаптации не предъявлять ультимативных (жестких) требований и к одежде детей-мигрантов.

В среде волонтеров могут быть организованы флешмобы, акции
дружеской помощи в освоении русского языка и других предметов,
общение с детьми-мигрантами через социальные сети, блоги, помогающие детям-мигрантам освоить нормы поведения в бытовых и учебных ситуациях. Уровень культурного обогащения предполагает организацию целенаправленного досуга, знакомство с историей, культурой, местными традициями через цикл межкультурных мероприятий, участие детей-мигрантов в спортивно-оздоровительных, культурно-просветительских, туристско-краеведческих и других внеклассных мероприятиях школы в соответствии с годовым планом работы. Представляется, что здесь может быть использовано несколько методов:

– формирование позитивной (нормальной) этнической идентичности путем создания установок на уважение прав личности, независимо от групповой принадлежности;
– обучение, направленное на сужение социальной дистанции
между различными этническими группами;

– развитие правовой грамотности, в частности, уяснение положения о том, что у каждого гражданина есть права: на выбор места жительства, на равное признание идентичности и на сохранение культуры до тех пор, пока ее реализация не станет представлять собой посягательство на любое другое право человека.

              Актуально проведение мероприятий (классных часов, форумов, дебатов, акций и т.п.) по формированию основ российской гражданской идентичности, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации.

В 10–11 классах рекомендуется проведение молодежного форума, дебатов, дискуссионных площадок по вопросам личностных, этнических, общечеловеческих ценностей, деловой игры по правовым вопросам. Организуя мероприятия, необходимо учитывать, что важно не просто показать необычные для ребят особенности другой культуры, но и привести ребят к мысли о первоочередности для ее представителей тех же ценностей, что и для всех народов (жизнь, здоровье, человеческое достоинство, семья, мир). Можно поговорить с ребятами о том, что стабильность этнических ценностей в нашем глобализирующемся мире – явление весьма иллюзорное, о том, что невозможно избежать перемешивания народов, а, следовательно, нужно научиться жить в новых условиях. Говоря о разных культурах и стараясь сломать негативные стереотипы, педагогам не следует ориентироваться только на положительные моменты культуры, можно рассказать и о «странных обычаях», объяснив, с чем они связаны, почему возникли. При подготовке мероприятий следует учитывать, что работа направлена на взаимообогащение культур, в связи с этим для детей-мигрантов необходимы задания, связанные с изучением культуры принимающей стороны, а детям, воспитанным в культуре основного этноса, задания по изучению этнических культур одноклассников-мигрантов.

 Забелина И.А., начальник социопсихологического отдела ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.