Методические рекомендации адресованы учителям общеобразовательной школы всех ступеней, а также студентам направления «Педагогическое образование». В них даны описания основных видов универсальных учебных действий, требования к современному метапредметному уроку и технология его подготовки. В методических рекомендациях также представлены материалы, призванные помочь современному учителю в его работе по достижению метапредметных образовательных результатов. В качестве примеров приводятся фрагменты учебных занятий участников Всероссийского конкурса «Учитель года».
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального, основного и среднего (полного) образования заложены новые методологические подходы, новые требования к результатам обучения, и реализация этих требований в повседневной педагогической практике может вызывать затруднения. Современная школа как никогда нуждается в учителях, способных не только передавать знания учащимся, но и побуждать их к самостоятельной деятельности. Для этого педагог должен сам постоянно учиться, повышать уровень профессионального мастерства.
Помимо предметных и личностных, ФГОС предъявляет требования к метапредметным результатам. Что это значит?
Много лет Россия принимает участие в международном измерении качества образования PISA. В нем отражается не только место, которое занимает та или иная страна; оно, показывая сильные и слабые стороны национального образования, влияет на его организацию. Россия, к сожалению, давно занимает в рейтинге PISA место ниже среднего. Низкая результативность российских школьников часто объясняется необычностью, нетипичностью предложенных им заданий. Участники исследования не просто должны решить некую задачу – им предлагается изучить достаточно большой объем информации, самостоятельно найти нужные сведения, чтобы ответить на вопросы, обозначить и сравнить разные точки зрения и выбрать правильный путь решения. Поскольку PISA предполагает еще и измерение грамотности чтения, то есть умения вычитать текст, понять его содержание и применить на практике, детям необходимо демонстрировать готовность использовать свои математические, языковые и иные имеющиеся у них навыки. Таким образом, российским школьникам недостает умений, которые в Федеральном государственном образовательном стандарте именуются метапредметными.
Следует отметить, что в дидактике существуют разные мнения о том, что такое метапредметность. Ю.В. Громыко считает, что это «допредметность», мыследеятельностная диадактика. По мнению А.В. Хуторского, метапредметность – это фундаментальные образовательные объекты. В данном пособии под метапредметностью понимаются умения и универсальные учебные действия (УУД) – так, как это сформулировано в ФГОС, поскольку он приобрел силу закона и педагоги в повседневной практике должны ориентироваться на его терминологию.
Можно выделить несколько групп метапредметных умений. Прежде всего, это умение планировать собственную деятельность. Школьник должен самостоятельно проанализировать задачу и условия, в которых она предъявляется, суметь сопоставить содержание задачи со своими знаниями и умениями, оценить собственные действия и в случае необходимости скорректировать их.
Второй метапредметный результат – способность эффективно действовать в группе, т.е. соотносить свои действия с действиями других, выполнять различные функции в коллективе и устанавливать эффективное взаимодействие для достижения результата. Процесс обучения, как и процессы мышления, понимания, – коллективный, это предмет взаимодействия между людьми. Любое действие, любое умение сначала появляется в общении, а в процессе обучения это умение «присваивается» каждым ребенком. Таким образом, совместная работа в группе – это особая учебная ситуация с коллективно-распределенной деятельностью, но не случайное собрание и не обычное совместное времяпрепровождение.
Еще одна группа универсальных учебных действий связана с компьютерной грамотностью школьников и их способностью использовать данные из сети Интернет для решения различных задач.
Не секрет, что дети с интересом осваивают все новое в технике. Однако время, когда учителя с гордостью говорили, что их ученики владеют компьютером лучше взрослых, прошло. Компьютер дает процессу обучения большое количество преимуществ, в том числе наглядную графику и доступ к поистине бездонным хранилищам информации. Современный учитель не имеет права пренебрегать информационными технологиями, поскольку, в противном случае, школьное образование сделается для детей совершенно непривлекательным. В связи с этим в рамках нового образовательного стандарта предъявляются достаточно серьезные требования к компьютерному оснащению школ и наличию свободного доступа в Интернет. Применение и использование компьютерных средств и ресурсов сети Интернет становится необходимым не только при подготовке к занятиям, но и на самих занятиях.
Необходимо также обучать школьников работе с источниками информации. Если проанализировать работу детей за компьютером, можно заметить, что очень многие из них используют Интернет исключительно для общения со своими сверстниками в социальных сетях; в качестве информационных ресурсов школьники чаще всего используют лишь самые простые и доступные. Поэтому важнейшей заботой для учителя должно стать обучение детей способам поиска информации с целью решения тех задач, которые ставятся в образовательном процессе.
Особых умений требует от учителя формирование личностных результатов. Отметим те из них, которые складываются в ходе всего образовательного процесса: как на уроке, так и во внеурочное время – причем не только во время особо организованной воспитательной работы. Формирование и развитие у ребенка ответственности и способности принимать решения, способности понимать и уважать точку зрения другого человека – важнейшие результаты всего процесса обучения о воспитания. Кроме того, естественно, предполагается развитие у школьников эстетических потребностей, здорового образа жизни, высоких ценностей и так далее.
Нужно отметить, что многие из личностных результатов неразрывно связаны с результатами метапредметными. Чтобы вступить в диалог, когда речь идет о понимании точки зрения оппонента, надо суметь его услышать, а это и есть метапредметный результат.
Педагогические вузы сегодня работают по новым стандартам, и очень важно привнести в новые образовательные программы содержание, которое связано с новыми школьными стандартами. Молодой учитель должен прийти в школу подготовленным к достижению той самой результативности образования, о которой говорят новые нормативные документы, а не учиться заново понимать образовательную ситуацию, в которую он попадает. Поэтому в содержании образования педагогических вузов, с одной стороны, должны быть представлены лучшие образцы отечественной и зарубежной мысли. С другой – в ходе обучения студенты должны знакомиться с прогрессивными образовательными практиками и иметь возможность посещать школы, в которых Федеральный государственный образовательный стандарт реализуется наилучшим образом.
С чего надо начинать работу? Прежде всего – с переосмысления целей обучения. Зачем человек учится? Затем, чтобы научиться что-то делать, а для этого – узнать, как это надо делать. То есть цель школьного обучения в самом общем виде можно сформулировать так: дать ребенку умение действовать, при этом знания должны стать средством обучения действиям. Подход к процессу учения как к деятельности потребовал пересмотра отношения к привычным ЗУНам.
Традиционно в педагогике существовали две задачи: передать ученику знания и научить ими пользоваться. Эти задачи решались последовательно, одна за другой: информируем – применяем информацию. С позиций деятельностного подхода это не две, а одна задача. Знания и умения – это и есть действия обучаемого, в которых эти ЗУНы реализуются. Таким образом, знания, умения и навыки рассматриваются теперь не в противопоставлении друг другу, а в единстве.
Современный урок, построенный в парадигме деятельностного подхода, стоит на «трех китах»: постановка учебной задачи, ее совместное с учащимися решение и организация оценки найденного способа действия. Заметим, что смысл нового подхода к обучению состоит не только в выборе инновационной технологии и строгом следовании алгоритму ее приемов, но и в творческом поиске учителей и учащихся. И если на вопрос «достигнуты ли цели урока, сформулированные мной и моими учениками?» можно ответить утвердительно, то обучение было эффективным независимо от того, следовал ли педагог классической схеме в рамках данной технологии или вместе с учениками находился в творческом поиске.
Чтобы реализовывать метапредметный подход, не нужно вносить в учебный процесс что-то дополнительное. Стоит лишь переструктурировать содержание учебных предметов и грамотно организовать деятельность школьников. Поскольку ожидать качественных и научно обоснованных учебников с метапредметным компонентом в ближайшие годы не приходится, учителям нужно самостоятельно или под руководством методических служб менять свою практику «на ходу».
Пути организации учебного процесса направлены на самостоятельный (преимущественно) поиск способа решения возникающей перед учащимися задачи. Это значит, что основным методическим средством перестает быть показ способа решения познавательной задачи. Ведь как только нужный способ продемонстрирован учителем, учащимся остается следовать его указаниям «делай как я». Но если показ, объяснение и внешний (учительский) контроль учебной деятельности перестают быть приоритетными способами организации обучения, то, как педагог может ее организовать? Это далеко не праздный вопрос, поскольку ФГОС, подробно описывая результаты обучения, не дает никаких рекомендаций относительно того, как обеспечивать эти результаты на уроках по конкретным школьным дисциплинам.
Ответ на этот вопрос и составляет основное содержание данных методических рекомендаций.
Методические рекомендации адресованы учителям общеобразовательной школы всех ступеней. В них даны описания основных видов универсальных учебных действий, требования к современному метапредметному уроку и технология его подготовки. В методических рекомендациях также представлены материалы, призванные помочь современному учителю в его работе по достижению метапредметных образовательных результатов. В качестве примеров описанных приемов и технологий в книге содержатся ручные и видеозаписи уроков практикующих учителей, в том числе участников и лауреатов Всероссийского конкурса «Учитель года России» разных лет.
В результате работы с настоящими «Методическими рекомендациями» педагог сможет:
- Определять и формулировать образовательную цель.
- Создавать на уроке проблемную ситуацию с целью мотивации самостоятельной деятельности учащихся.
- Проектировать метапредметный урок.
- Прогнозировать результаты обучения.
- Находить метапредметные возможности в предметном материале.
- Формировать у обучающихся умение выдвигать гипотезы и формулировать вопросы.
- Формировать у учащихся регулятивных УУД целеполагания и самооценки.
- Организовывать такие виды самостоятельной поисковой деятельности учащихся, как наблюдение и эксперимент.
- Формировать у обучающихся умение выделять важную информацию в тексте.
- Организовывать групповую работу на уроке.
- Предотвращать ошибки в собственной педагогической деятельности благодаря наличию в «Методических рекомендациях» разделов «Типичные ошибки».
Методические рекомендации для педагогических чтений составлены методистом Е.Алюковой по пособию автора-составителя: С.В. Галян, научный сотрудник лаборатории инновационных образовательных технологий СурГПУ Рецензент: О.В. Алексеева, к.п.н., доцент
Метапредметный подход в обучении школьников: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / Авт.-сост. С.В. Галян – Сургут: РИО СурГПУ, 2014.