Концепция МКДО 2022 как методологическая основа проведения МКДО в Российской Федерации
Концепция МКДО определяет основополагающие компоненты системы МКДО РФ: концептуальную, научно-методологическую, правовую, информационно-методическую, организационную и технологическую основы проведения мониторинга, а также направления использования данных мониторинга для развития дошкольного образования.
Концепция МКДО через систему показателей качества операционализирует требования Закона об образовании, ФГОС ДО, профессионального стандарта педагога, профессионального стандарта педагога-дефектолога и других нормативных документов, переводит их требования в формат, позволяющий измерять степень реализации требований данных нормативных документов в образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования.
Концепция МКДО предусматривает сбор, систематизацию и анализ данных о текущем качестве работы системы дошкольного образования Российской Федерации на всех ее уровнях – на институциональном, муниципальном, региональном и федеральном уровне в разрезе областей показателей качества МКДО и формирует тем самым единую общероссийскую систему мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации как основу единого образовательного пространства в сфере дошкольного образования в условиях многообразия региональных особенностей реализации образовательных программ дошкольного образования, позволяет повысить прозрачность образовательной системы для всех заинтересованных лиц, включая семьи дошкольников и широкую общественность.
Концепция МКДО определяет требования к механизмам, процедурам и инструментарию мониторинга, которые позволяют выстроить многоуровневый сбор разносторонней информации, полученной в ходе мониторинга, ее эффективную обработку и систематизацию, провести анализ и разработать рекомендации по развитию дошкольного образования РФ.
Для того чтобы мониторинговые мероприятия выполняли не только контролирующую, но и развивающую функцию, задавали четкие ориентиры развития дошкольного образования, в Концепции определены соответствующие требования к Инструментарию. Система уровневых индикаторов качества, предусмотренная Концепцией, позволяет достаточно подробно и четко описать состояние системы на каждом уровне, указав ориентиры развития оцениваемым ДОО. Предусмотренная Концепцией МКДО интеграция данных мониторинга на муниципальном, региональном и федеральном уровне в разрезе областей и показателей качества позволяет обобщить информацию о качестве дошкольного образования, а в дальнейшем, по итогам анализа текущей ситуации определить направления его развития.
Концепция МКДО как методологическая основа проектирования регионального Комплекта МКДО для проведения МКДО в субъекте РФ
Субъекты Российской Федерации в рамках реализации разработанной Рособрнадзором РФ федерального Комплекта МКДО могут разрабатывать вариативные региональные модели МКДО с учетом особенностей развития региональной системы дошкольного образования. При этом основополагающее значение при разработке регионального Комплекта МКДО сохраняет федеральный Комплект МКДО, все положения которого сохраняют свое значение при проведении МКДО в субъекте РФ, что позволяет обеспечить формирование единого образовательного пространства РФ.
Разработчики регионального Комплекта МКДО следуют настоящим методическим рекомендациям и указывают на соответствие регионального Комплекта МКДО требованиям федеральной Концепции МКДО, ссылаются на положения федерального Комплекта МКДО.
Региональная специфика должна быть четко обоснована и выражена в конкретных положениях, отражающих особенности социокультурного развития региона, этнокультурные ценности и традиции, влияющие на содержание дошкольного образования, особенности создаваемой в ДОО предметно-пространственной среды и др., специфику механизмов управления, ресурсного обеспечения, технических решений и влияние других факторов, которые необходимо учесть при проведении МКДО в субъекте РФ, и которые должны быть выражены в очень конкретных управленческих, кадровых, технических решениях.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ПРОВЕДЕНИЯ МКДО В СУБЪЕКТЕ РФ С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Для организации сбора информации, предусмотренной методами сбора информации, указанными в п. 9.1 Концепции МКДО, и проведения мероприятий, описанных в п. 10, Концепции МКДО, выстроена следующая организационная структура МКДО (рис. 1).
Рисунок 1. Организационная структура МКДО
В соответствии с данной организационной структурой для проведения МКДО в субъекте РФ необходимо произвести отбор организаций и специалистов для выполнения функционала следующих ролей участников МКДО:
‒ региональный руководитель МКДО,
‒ региональная организация-оператор МКДО,
‒ региональный координатор МКДО,
‒ эксперт ДОО,
‒ муниципальный координатор МКДО,
‒ руководитель ДОО,
‒ координатор МКДО в ДОО,
‒ координатор корпуса ДОО (для тех организаций — участниц МКДО, которые реализуют образовательную деятельность одновременно в нескольких филиалах / корпусах),
‒ участник рабочей группы МКДО в ДОО,
‒ эксперты ДОО.
Функционал вышеуказанных участников МКДО описан в Приложении №1 «Инструкции участников МКДО 2022» к Методическим рекомендациям.
Рисунок 2. Участники МКДО на уровне ДОО.
Рекомендации по проведению отбора и обучения участников МКДО изложены в п.7.2. настоящих Методических рекомендаций.
Для повышения эффективности работы специалистов-участников МКДО процесс сбора, агрегации и обработки данных МКДО автоматизируется с использованием единой информационной платформы мониторинга качества дошкольного образования РФ (ЕИП МКДО), доступ к которой организовывается для участников МКДО 2022 федеральным координатором МКДО 2022 (рис. 3) по адресу do2022.niko.institute.
Для повышения эффективности работы с ЕИП МКДО рекомендуется провести обучение участников МКДО правилам работы в ЕИП МКДО на региональном, муниципальном уровнях и на уровне ДОО.
Рисунок 3. Организационная схема сбора информации МКДО
Для повышения эффективности сбора, обобщения, систематизации и оценки информации, полученной в ходе МКДО, предусмотрена следующая модель управления информационными потоками МКДО (рис. 4).
Рисунок 4. Информационные потоки МКДО
Материал подготовлен методистом РЦ Е.Алюковой на основе «методических рекомендаций по проведению МКДО в 2022 году в РФ и учету региональных особенностей при проведении МКДО в субъектах РФ».