Форма составления ИПР может быть различной, тем не менее, существуют параметры, которые обязательно должны содержаться в ИПР:
- – обозначение направления коррекционно-развивающей работы;
- задачи, которые ставятся в рамках данного направления;
- методы и приемы, формы работы, с помощью которых данные задачи могут быть реализованы ресурсы;
- специалист, который является ведущим в данном направлении и другие специалисты, родители, которые могут участвовать в реализации поставленных задач;
- сроки, в течение которых данную задачу предполагается разрешить;
- результаты реализации поставленной задачи.
Задачи определяются в рамках каждого отдельно взятого направления. Каждая задача ставится как прогнозируемый результат, то есть она должна быть доступна для данного ребенка и проверяема. Поставленные задачи, опираясь на актуальный уровень развития ребенка, должны быть рассчитаны на его потенциальный уровень, то есть на «зону ближайшего развития» ребенка.
По каждому направлению определяется ведущий специалист, отвечающий за реализацию поставленных задач в этом направлении. Но помимо него в реализации этой задачи могут участвовать и другие специалисты, педагоги, родители, они также указываются в ИПР. Желательно, чтобы в ИПР были также определены формы, методы и приемы, которые будет использовать специалист в решении поставленных задач. В программе определяется примерное время, отводимое на реализацию запланированных в программе задач. Как правило, это время от консилиума до консилиума. В конце срока, определенного в ИПР, специалист, отвечающий за данное направление, оценивает результативность работы, отмечает в программе состояние проблемы на момент завершения срока реализации поставленных задач. Обозначения в программе могут быть различными: цветовыми, знаковыми, цифровыми, др. Это зависит от принятой в ДОУ системы оценки.
ИПР может содержать также и другие параметры, если это продиктовано особенностями и условиями данного образовательного учреждения, конкретного ребенка. По окончанию срока реализации ИПР целесообразно не составлять новую программу на следующий период, а дополнять эту следующими шагами, уточнять, планировать дальнейшую работу. Таким образом, ИПР ребенка может содержать не только плановые мероприятия, шаги коррекционно-развивающей работы, но и отражать динамику развития ребенка.
Направления работы с ребенком могут меняться, а могут и оставаться прежними. Это зависит от эффективности реализации Программы, адекватности выбранных направлений, форм, методов и приемов работы с ребенком его индивидуальными особенностями, тяжести имеющихся у ребенка нарушений.
Реализация индивидуальной программы воспитания, обучения и развития ребенка осуществляется командой специалистов дошкольного образовательного учреждения. Так как программа является комплексной, в ее составлении участвуют учителя-логопеды, педагоги-психологи, медики, педагоги, она включает в себя весь комплекс необходимых ребенку в первую очередь мероприятий, оптимально планируются, и распределяется нагрузка на ребенка. Благодаря этому повышается эффективность коррекционно-развивающей работы. Индивидуальная программа развития также включает в себя работу с родителями. Родители здесь не только объект воздействия специалистов, но и равноправные участники реализации программы развития ребенка.
Грамотное составление индивидуальной программы воспитания, обучения и развития ребенка является одним из наиболее важных составляющих успеха в коррекционно-развивающей работе и социальной адаптации ребенка, имеющего отклонения в развитии.
При составлении Программы зачастую возникает вопрос о форме ее составления. Нормативно закрепленной формы ИПР на данный момент не существует, каждое дошкольное образовательное учреждение определяет ее для себя самостоятельно. Это может быть табличная форма, может быть в виде текста. Но крайне необходимо оптимизировать эти формы, избавить членов консилиума, педагогов и специалистов от лишней документации. Условные обозначения, вводимые в этот документ, могут соответствовать системе обозначений, принятых в вашем ДОУ. Можно предложить следующую форму индивидуальной программы развития ребенка:
Индивидуальный план развития
Фамилия, имя ребенка ______________________ _______Дата рождения____________
Дошкольное учреждение, группа ________________________________________________
Направ ления |
Задачи | Формы, Методы, приемы |
Ответствен ный |
Сроки, реализации, результат |
||||
Нач. уч.г. | Сер. уч.г. | Конецуч.г. | ||||||
Определ яютсянаправле ния работы (3-4 направле ния) |
В рамках каждого направления ставятся задачи (их может быть несколько) |
Определяются формы, методы и приемы реализации поставленных задач |
Назначаетсяответственный за это направ-ление. Кроме негомогут участвоватьи другиеспециалисты |
|||||
Определяются сроки реализации поставленных задач, обозначается состояние проблемы на каждый период работы с ней |
||||||||
Литература:
- Балаклеец В.А., Антонова З.П., Антонова Е.А., Гарькина А.И. Коррекционно-развивающая деятельность воспитателя с детьми с ОВЗ в ДОУ – Самара, 2011
- Интегрированное обучение детей с особыми образовательными потребностями: Сборник материалов: В 2 ч. – Самара, Изд-во ЦПО, 2005