По мере взросления мироощущение и потребности ребёнка меняются, то, что мотивировало учиться в начальной школе, к средней может перестать работать. Чтобы мотивировать современного подростка к обучению, необходима новая родительская стратегия. Для этого необходимо разобраться в вопросах, что такое мотивация и как она влияет на учебу, как учитывать потребности подростка и самих родителей.
Мотивация – это побуждение к действию, психофизиологический процесс, который управляет поведением человека, влияет на его организованность, активность, обучаемость, успеваемость, внешний вид и т.д. На успешное обучение влияют следующие факторы:
- мотив обучения «Для чего» – внутреннее побуждение личности к активности («двигатель» любой деятельности);
- потребно сть – желание получать новые знания для дальнейшего развития;
- цель «Что я хочу, могу и мне надо» – идеальный образ желаемого результата;
- интерес – познавательная потребность ребенка;
- желание – это стремление к достижению цели;
- умение ставить задачи, выполнять их.
Младшеклассника мотивирует учиться сам процесс получения новых знаний – достаточно лишь сделать его увлекательным. Подростку же важнее доказать миру, что он уже не ребёнок, необходимо получить уважение сверстников и признание старших. Объясните ему, что быть взрослым – значит брать на себя ответственность и принимать решения, а серьёзное отношение к учёбе будет лучшим способом доказать окружению свою состоятельность. Такая мотивация учебной деятельности, а также грамотная система поощрения и конструктивная критика позволят сформировать у подростка более зрелое отношение к учёбе, осознать важность самообразования и понять, зачем учёба необходима лично ему.
Причины отсутствия учебной мотивации: низкий уровень самосознания, неустойчивость самооценки и эмоционального состояния вследствие переходного кризисного периода подростка, неопределенность собственных переживаний и желаний, «навязание» желаний и потребностей и при этом не присвоена ценность. Чтобы успешно учиться, подростку важно осознавать практическую пользу получаемых знаний: как и где пригодятся в жизни, помогут реализовать мечту, повлияют на его социальный статус и так далее. «Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач» – об этом желательно говорить в беседах с ребенком.
Потребности подростка исчерпаются: в общении и принятии сверстниками, отстаивании своего Я, самовыражении, внимании, поддержке, ярких событиях и удовольствии, развитии. Если не создать ребенку адекватных форм реализации его возрастных потребностей, то они не исчезают, а ищут новые формы своей реализации, не исключая и асоциальных. Потребности родителей определяются в работе, доходе, жилищно-бытовых условиях, ведении хозяйства, родительском потенциале, стабильности, безопасности, внимании и любви от детей. Секрет родителей – реализовать родительский потенциал (забота, эмоциональное тепло, уход, любовь, воспитание, обучение, передача знаний, мудрости), «не ломать» ребенка, а «ловить волну» исходя из потребностей ребенка.
5 правил, чтобы у ребенка было желание учиться:
- Контроль и поддержка, заинтересованность родителей в учебе ребенка. При возможности быть всегда рядом и вместе в нужном месте и времени.
- Положительные установки. Привитие уважения и любви к родителям.
- Любовь родителей (безусловное принятие, ни с кем и никогда не сравнивать).
- Приучение к режиму, развитие последовательности и самостоятельности.
- Выполнение установленных правил.
Памятка «Как родителям повышать учебную мотивацию школьника»
- Обсудите с вашим ребенком важность школы и образования. Это очень важно.
- Четко ставьте цели перед подростком: что хотим добиться, какими знаниями обладать.
- Определяйте и оглашайте сроки реализации поставленной цели (когда я исправлю, выучу).
- Спрашивайте вашего ребенка каждый день, как прошел день в школе. Удостоверьтесь, что он вам рассказывает подробности.
- Узнайте: задали ли ему домашнее задание или какой-либо проект в классе, который он должен делать.
- Четко и своевременно отслеживайте результаты деятельности ребенка в процессе всей учебы.
- Разработайте приемы поощрения (похвала при всей семье). Хвалите за дело – стимулируйте мотивацию.
- Позитивно, регулярно поддерживайте подростка. Доброе слово и дельный совет лучше порицания.
- Поговорите с его учителем о различных альтернативах или источниках, которые могут помочь вашему ребенку, если же у него есть проблемы в учебе.
- Самое главное: регулярно будьте в постоянном контакте с учителями вашего ребенка, которые следят за успеваемостью и поведением вашего ребенка в школе.
И.А. Забелина, начальник социопсихологического
отдела ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ»