Одним из ключевых направлений государственной политики является развитие педагогического кадрового потенциала «…ошибочно представлять программу кадрового развития как простое повышение зарплат по принципу всем сестрам по серьгам, то есть всем поровну, без учѐта квалификаций и реального вклада каждого работника. В каждой организации (медицинской, образовательной, научной) должна быть сформирована собственная программа развития и кадрового обновления» (В.В.Путин).
Во многих образовательных организациях руководители, решая вопросы
повышения качества обучения и воспитания, сталкиваются с серьезной кадровой проблемой – обеспечить профессиональную компетентность сотрудников.
Решение этой проблемы лежит в методическом поле, а вот оценку эффективности этой работы проводят, в том числе, и в ходе педагогической аттестации.
Аттестация – определение деловой квалификации работника, отзыв о его способностях, обязательное условие для присвоения работнику персонального разряда, звания.
Аттестация проводится в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) или подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.
Она необходима для:
- выявления реального уровня компетентности педагогических работников;
- реализации личностно ориентированных моделей оценки результатов
труда; - расширения мотивационной сферы деятельности;
- развития системы проектирования личностных достижений педагогов.
Согласно федеральному порядку основными задачами проведения аттестации являются:
- стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогов, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;
- определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
- повышение эффективности и качества педагогической деятельности;
- выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогов;
- учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организации;
- обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических
работников с учетом установленной квалификационной категории и объема педагогической работы.
Согласно Порядку, представления на аттестуемых работников
должны содержать полную, мотивированную, всестороннюю и объективную
оценку профессиональных, деловых качеств педагогических работников на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности, результатов его профессиональной деятельности в динамике за 5 лет, предшествующих аттестации. В представлении должны быть отражены выводы администрации ОО об уровне развития базовых методических компетенций аттестуемого работника по итогам посещения его уроков.
Ответственным за подготовку и качество аттестационного представления, является заместитель директора образовательного учреждения (приказ Министерства здравоохранения
и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010г. No761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов, служащих, раздел «Квалификационные характеристики работников образования»).
Чтобы аттестация прошла в соответствии с требованиями Регламента, но безболезненно, в комфортных условиях для педагога, в режиме объективного, принципиального, уважительного и конструктивного подхода к аттестуемому педагогу необходимо руководителю ОО совместно с куратором аттестации подготовить грамотное, обоснованное представление на основе профессиональных компетентностей.
Успех организации аттестации кадров неминуем, когда в образовательной организации работает коллектив единомышленников: мобильная и творческая административная команда, учителя молодые и опытные, которые своим авторитетом, знаниями и примером служения детям, школе, образованию могут помочь молодым педагогам остаться в профессии и достичь в ней профессиональных высот.
Краснов А.А., методист