Изменения в ЕГЭ 2023: русский язык

“Русский язык – самый простой предмет” – так привыкли думать многие выпускники. Ну а как же иначе? Ведь русский язык мы учим с 1 класса, постоянно говорим и пишем на нем. Важно понимать, что пользоваться русским языком в повседневной жизни ≠ быть способным успешно сдать экзамен.

Изменения 2023 года это подтверждают, ведь появились задачи повышенного уровня сложности.

Русский язык претерпел значительные изменения: задания стали сложнее, а цена ошибки возросла.

  1. Изменён порядок заданий 1—3

Изменение порядка заданий 1-3 упрощает работу с текстом, делает ее этапы более логичными: от подбора подходящего по смыслу слова до стилистического анализа.

  1. Изменена формулировка и система ответов задания 2

Теперь это задание с множественным выбором. Если раньше от учеников требовалось выбрать верное лексическое значение одного слова, то теперь — соотнести лексическое значение 5 слов с их значением в тексте.

Было:

3 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в последнем предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.

ОСНОВА, -ы, ж.

  • Опорная часть предмета, сооружения; основание. Железобетонная основа конструкции.
  • Источник; главное, на чем строится что-нибудь, что является сущностью чего-нибудь. Экономическая основа общества.
  • мн.ч. Исходные, главные положения чего-нибудь. Основы экономических знаний.
  • В значении предлога с родительным падежом: опираясь на что-нибудь, в соответствии с чем-нибудь, имея что-нибудь в качестве исходного пункта. Действовать на основе инструкции.
  • Существенный признак того, по которому распределяются явления, понятия. Единая основа классификации.

 

Стало:

2 В тесте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

  • ЖИВОЙ. Легкий, занимательный, выразительный. Живое изложение.
  • СРЕДА. Окружающие социально-бытовые условия, обстановка. Из рабочей среды.
  • МИРИТЬСЯ. Терпимо относиться к чему-нибудь. Мириться с неудобствами.
  • ОСНОВА. Источник; главное, на чем строится что-нибудь, что является сущностью чего-нибудь. Экономическая основа общества.
  • КЛЮЧ. Металлический стержень с особой комбинацией вырезов для отпирания и запирания замка. Открыть дверь ключом.

 

Задание из демоверсии ЕГЭ 2023

  1. Изменена формулировка и система ответов задания 4

Теперь это также задание с множественным выбором. Если раньше от учеников требовалось выбрать одно слово с неверным ударением, то сейчас — несколько. Задание усложнилось, больше нельзя использовать метод исключения, который в большинстве случаев помогал выпускникам выбрать правильный ответ.

4 Укажите варианты ответов, в которых верно выделено буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

  • туфлЯ
  • понЯв
  • дОнельзя
  • корЫсть
  • Оптовый

Задание из демоверсии ЕГЭ 2023

  1. Изменена формулировка задания 9

Теперь задание аналогично номерам 10–12. Если в прошлом году старшеклассникам требовалось знать лишь типологию безударных гласных в корне слова, то теперь нужно разбираться в орфографических нормах и заучивать правописание слов-исключений и слов с непроверяемой гласной в корне. Задание однозначно стало сложнее.

Было:

9 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

  • гимнаст, завершить, прикосновение
  • этикета, тревожиться, происходить
  • возникновение, нежнейший (шёлк), побледневший
  • гористый, вишнёвый, передавать
  • передвигаться, изложение, минеральный

Ответ: _______________________________

Стало:

9 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда попущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  • заг..релый, непром..каемый, к..мендант
  • оп..раться, см..нать (траву), поч..татель (таланта)
  • укр..титель (тигров), благосл..вить, симп..тичный
  • посв..щение (другу), недос..гаемый, у..звить
  • бл..стеть, с..дина (в волосах), прим..реть (поссорившихся)

Ответ: _______________________________

  1. Изменены критерии оценивания заданий 8 и 26

Вместо 5 и 4 максимально возможных баллов соответственно по 3 балла за каждый из номеров. Изменение системы оценивания заданий 8 и 26 означает, что количество ошибок, попадающих в определенный диапазон, будет оцениваться одинаковым количеством баллов. Если раньше ученик, допустивший в задании 8 1 ошибку, получал за него 4 балла, а допустивший 2 — 3, то теперь они оба получат по 2 балла. Тот, кто решает эти задания на большее количество баллов, оказывается в невыгодном положении. Выход: учиться решать оба задания на максимум

  1. Изменены правила оценивания сочинения

Теперь максимальный балл по критерию К2 (комментарий к проблеме исходного текста) составляет 5 , а не 6. Это означает, что ученики больше не могут получить дополнительный балл исключительно за указание характера связи между примерами-иллюстрациями. В работе должен быть представлен ее анализ. Комментируя сформулированную проблему, ученику нужно пройти обратный авторскому мыслительный путь, увидеть аспекты проблемы и проследить их взаимосвязь.

Уточнены нормы оценивания сочинения при наличии фактической ошибки. Теперь наличие фактической ошибки, связанной с пониманием текста, не ведёт к потере всех баллов по критериям К1–К4. При этом максимально возможный балл по К2 снижается с 5 до 2. Нормы стали мягче.

  1. Снято ограничение на максимальный объём сочинения

Раньше существовало ограничение в 300 слов для сочинения, теперь же нет верхней границы допустимого количества слов.

  1. Обновили орфоэпический словник и словарь паронимов, на основе которых составляются задания

Это значит, что выпускникам надо знать еще больше правил постановки ударения в словах и различий в парах паронимов. Например, теперь в заданиях могут попасться слова адресат–адресант, будний–будничный и тд.

  1. Снизился максимально возможный первичный балл

Теперь выпускники могут получить не 58, а 54 первичных балла. Это значит, что каждый первичный балл будет значить еще больше, цена ошибки возросла.

  1. Появились задания повышенного уровня сложности

Раньше в ЕГЭ по русскому языку все задания были базового уровня. Теперь заданиям 3, 21 и 26 присвоен повышенный уровень сложности за счёт расширения языкового материала. Это значит, русский язык перестал быть исключительно базовым экзаменом.

ВЫВОДЫ

– Для учеников изменение первичных баллов будет означать, что цена ошибки увеличится. Высокобалльникам потеря одного первичного балла может стоить 3-4 вторичных.

– Перераспределение баллов (-3 в тестовой части и -1 в сочинении) увеличивает «вес» сочинения. Количество выставляемых за него баллов — это 44% от всей работы. ЕГЭ становится более аналитическим. Для учеников, которые рассчитывают на высокий балл, это значит, что нужно уделять больше времени второй части экзамена, учиться работать не только с содержательным, но и с формальным аспектом текста, обращать внимание на приемы, которые использует автор, для передачи своей мысли и воздействия на читателя.

– В 2023 году средний балл ЕГЭ по русскому языку станет меньше. На это повлияет изменение системы перевода из первичных баллов во вторичные и необходимость адаптироваться к новому формату заданий.

К публикации подготовил методист А.А. Краснов

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.