Индивидуальный подход в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья описывает опыт учителей начальных классов г. Зеленогорска Красноярского края по индивидуальному подходу в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в период ФГОС НОО. Рассматриваются этапы деятельности учителей, работающих в массовых классах начальной школы с использованием инклюзивного образования и получающих полную успеваемость школьников.

Индивидуализация образования продолжает оставаться одной из самых актуальных, как практических, так и теоретических проблем. В настоящее время встает проблема инклюзивного образования, которое  нуждается в подробном изучении, проектировании и внедрении на получение положительного результата  в обучении детей с ОВЗ в условиях ФГОС.

Под индивидуализацией  поведения в современной отечественной педагогике чаще понимают такую организацию учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает особые различия учащихся, уровень развития их способностей к учению, который не у всех школьников массовых классов начальной школы одинаков.

«Слабые» учащиеся (в т.ч. с задержкой психического развития) из-за пробелов в полученных ранее знаниях, умениях и навыках, плохо развитых приемов  общения и абстрагирования встречают большие затруднения при усвоении учебного материала и нуждаются в особой помощи учителя.

«Сильные» же учащиеся, если учитель ориентируется на «среднего» ученика, работают без напряжения, этим затормаживается их умственное развитие, снижается познавательная активность. Для учащихся, хорошо успевающих по предмету, необходимо создавать условия, при которых они могут работать с полным напряжением. Так, при организации самостоятельной работы учащиеся класса вместо подробного инструктажа, как это делается для «слабых» учащихся, следует ограничиваться лишь общими указаниями о цели, порядке и способах выполнения познавательного задания, после выполнения основного. Кроме общего задания, следует предлагать и дополнительные задания: например по математике решить задачу другими способами, найти и доказать самый рациональный способ решения.

Индивидуальный подход к ребенку начинается еще до поступления его в школу: изучение будущего первоклассника, беседа с его родителями. На основе изучения готовности к обучению детей, поступивших в первый класс, делят на такие группы:

-читающие правильно по слогам, знающие буквы;

-слабо различающие звуки речи, не знающие букв;

-хорошо читающие.

К детям читающей группы – особое внимание на уроке. Они получают все более сложные задания на составление и написание слов и предложений, все более трудные тексты для чтения.

Что значит дифференцированно работать на уроке? Как построить урок в инклюзивной системе образования? Схема урока такова: связь пройденного с новым; фронтальное объяснение нового.

Задания повышенной трудности «сильным» Повторное объяснение материала для «слабых» (средних»-основные вопросы
Задания по программе большинству Повторное объяснение наиболее трудных вопросов (для «слабых»)
Проверка задания для всех групп

 

Цель индивидуального обучения в том, чтобы не допустить появления пробелов в знаниях учащихся. Главное внимание уделяется организации коллективной работы учащихся. Затруднения, которые могут возникнуть у отдельных учеников, учитель должен предвидеть. Он рекомендует учащимся, которые встретились с затруднениями при выполнении задания, прочитать заранее изученный материал в учебнике, обратиться к таблице, предлагает еще раз выполнить аналогичное упражнение, задает наводящие вопросы, дает план в виде нескольких вопросов, которые направляют мысль ученика.

Индивидуальное обучение детей с ОВЗ требует учета специфики каждого предмета. Учитель создает в классе такие условия, при которых ученик в любое время может задать проблемный вопрос. Домашнее задание является продолжением урока. Учителю нужно постоянно отслеживать зону ближайшего развития ребенка.

Успех учителей, работающих по системе инклюзивного образования, в достижении полной успеваемости школьников объясняется тем, что фронтальная работа со всем классом сочетается с индивидуальным подходом к каждому ученику с ОВЗ. Здесь существует несколько этапов.

 

Первый этап – подход при опросе учащихся.

1.Слабоуспевающие опрашиваются чаще других.

  1. Учащимся дается возможность сделать предварительные записи и зарисовки на доске, ответы у стола учителя.
  2. Первоначально детям разрешается отвечать по простому плану, составленному дома, но не содержащему явных подсказок.
  3. Чаще практикуется ответ на основной вопрос по плану учителя.
  4. При фронтальном опросе отстающим ученикам сначала дают простые вопросы, ответы поощряются, чтобы включить их в деятельность по более сложным вопросам.
  5. При опросе школьникам предлагается серия картин, плакатов, помогающих изложить существо явления, понятия правила, закона.
  6. Обязательная проверка домашнего задания.
  7. Учитывая индивидуальные особенности учащихся, учитель поддерживает робких и застенчивых, приучает к усидчивости легко возбудимых детей, формирует самостоятельность и активность слабовольных.

 

Второй этап – подход к самостоятельной работе.

1.Задания для учащихся отличающихся следующими особенностями:

– они являются посильными для учащихся в данный момент;

– в них содержится план и подробный инструктаж;

– они отличаются вначале меньшим объемом;

– практикуется задание по «выбору», когда ученик сам определяет какой из вариантов для него посилен в настоящий момент;

– глубина, объем знаний и степень помощи со стороны учителя изменяется по мере преодоления отставания ученика в умении.

  1. Во время самостоятельной работы учитель осуществляет контроль за учащимися, чаще подходит к ним, своевременно инструктирует их, помогает, проверяет, предлагает исправить ошибки и т.д.
  2. Во время лабораторных работ дается задание успешным ученикам для оказания помощи слабоуспевающим ученикам в овладении умениями и навыками.
  3. При закреплении учебного материала учитель проверяет степень усвоения материала слабыми учениками путем контрольных вопросов, тестирования.
  4. Тексты проверочных работ дифференцируют тем, что отдельные задачи даются для подготовленных учащихся, а слабоуспевающие выполняют доступные задания, соответствующие положительной оценке знания программы.

 

Третий этап – подход к домашним заданиям.

1.Задания составляются с учетом личных затруднений, выявленных учителем в ходе работы над ошибками.

2.Используются карточки-помощницы с направляющим планом действий, т.е. дифференцируется характер помощи.

3.Даются дополнительные задания тренировочного плана.

4.Учитывается тип памяти учеников  и предлагаются наглядные пособия.

5.Практикуется выполнение домашних заданий в группе продленного дня.

6.Организуется работа учителя с родителями детей, проводятся беседы о том, как помогать в учении детям.

 

Четвертый этап – дополнительные занятия.

1.Преодоление фактических пробелов в знаниях.

2.Развитие навыков мышления.

3.Развитие учебных умений (чтение, письмо, счет и т.д.).

4.Повышение интереса к чтению.

 

Пятый этап – внеклассная работа.

1.Организуется внеклассная работа с учетом мотивации.

2.Осуществляется развивающая направленность.

3.Члены «факультатива» по предмету привлекаются для повышения уровня успеваемости учащихся.

Это примерный перечень приемов индивидуального подхода. Все они не могут постоянно использоваться, т.к. ученик растет и развивается согласно зоне ближайшего развития и формирует свою самостоятельность в учении.

 

Об учете знаний учащихся.

Эффективным индивидуальный подход при обучении оказывается только в том случае, если будет вестись системный учет  результатов работы учеников  на каждом уроке.

Характерно, что у неисполнительных учителей неуспевающие ученики не могут даже как следует пояснить, какой же материал программы они плохо знают. Да это и не удивительно, потому что они никогда не слышат от учителя ни мотивированного анализа их ответов, ни указаний о порядке устранения пробелов.

Важно в работе учителя то, что при устной работе на     уроке он  умело проводит диагностику и учет знаний. Повышение уровня учебно-воспитательной работы возможно только благодаря большой, кропотливой, глубоко продуманной и слаженной работе учителя и ученика.

На каждый этап учитель готовит алгоритм работы с детьми своего класса и составляет схему анализа прожитого дня.

Анализ практики школ, успешно решающих проблему инклюзивного образования, позволяет выделить этапы традиционного урока и те моменты в его методическом обеспечении, которые, с учетом составленных программ, педагогами освоены лучше всего.

Подготовила Любашенко И.А., педагог-психолог ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» по материалам журнала «Методист» №8  2016 г.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.