Единый государственный экзамен по русскому языку условно можно разделить на две части: задания с кратким ответом (задания 1–26) и одно задание с развернутым ответом — сочинение (задание 27). Задания с кратким ответом включают в себя материалы по разделам школьной программы и проверяют знание орфографических, орфоэпических, пунктуационных, лексических, грамматических норм языка.
Что изменилось в ЕГЭ по русскому языку
В модели ЕГЭ-2023 года претерпело изменение задание 9, связанное с правописанием гласной в корне слова. Если в прошлом году акцент был сделан на разграничении типов орфограмм (гласная, проверяемая ударением, или непроверяемая гласная, или чередующаяся), то теперь нужно показать навыки культуры правописания: вставить в словах пропущенные буквы и указать ряды слов, где вставлена одна и та же буква.
Сложности могут вызвать слова типа компания — кампания, умалять — умолять, развивается — развевается и т. д. Помните, что значение слова раскрывается в контексте, и обратите внимание на подсказку — слово, данное в скобках и помогающее понять значение корня. Если мы видим сочетание ум.лять (важность), то подбираем проверочное слово малый. Ложные ассоциации могут спровоцировать слова укрощать и сокращать, палисадник и полировать. Перед нами не родственные слова. В первом случае можно подобрать проверочные слова (кроткий, краткий), во втором случае слова нужно запомнить. Списка слов, которые могут встретиться в задании 9, не существует.
Но вы всегда можете ориентироваться на слова, размещенные в учебнике русского языка в приложении «Пиши правильно»
К выполнению задания 4, проверяющего владение орфоэпическими нормами, можно и нужно подготовиться заранее. На сайте ФИПИ размещен орфоэпический словник. Попробуйте произнести слова и выписать те из них, в произнесении которых возникли трудности. Если взять за правило повторять их в течение определенного времени, на экзамене появится уверенность в выполнении задания. Нужно учесть, что в 2023 году в задании 4 множественный ответ (т. е. несколько вариантов ответов), поэтому без опоры на орфоэпический словник и тренировки не обойтись.
В задании 2 (ранее это было задание 3) изменена формулировка и система ответов: анализируя лексическое значение слов, нужно выбрать несколько ответов. Количество правильных вариантов неизвестно, и это может вызвать затруднения.
Важно знать, что значение слова раскрывается в контексте. Поэтому, читая фрагмент словарной статьи, приведенный в задании, обязательно обратите внимание на пример употребления слова (он выделен курсивом), а потом обратитесь к содержанию текста и конкретного предложения, в котором находится данное для анализа слово.
Задания без изменений
Непростым выглядит и задание 1 (раньше это было задание 2), требующее знания частей речи и проверяющее умение проводить логико-смысловой анализ текста. На месте пропуска нужно вставить слово, соответствующее заданным параметрам.
Сложность задания в том, что в нем сочетаются морфологические и синтаксические характеристики слова. Так, можно встретить вариант задания, где требуется вставить вводное слово (синтаксическая конструкция), и варианты, где пропущены союз, частица, местоимение. Нужно понимать разницу между непроизводным и производным предлогом, знать разряды частиц и местоимений, типы союзов. В учебнике русского языка приведены таблицы, систематизирующие сведения об этих словах. Важно владеть знаниями и тренироваться в решении учебной задачи, например, так: продолжите предложение «Дети смеялись…», чтобы получилось сложносочиненное предложение, части которого связаны при помощи а) противительного союза; б) соединительного союза; в) разделительного союза.
Задания, проверяющие владение пунктуационными нормами, не изменились. Рекомендую начинать анализ предложения с нахождения грамматической основы, то есть с выяснения, простое или сложное предложение перед нами. Только тогда можно обратиться к рассмотрению конструкций, осложняющих предложение. Очень полезно потренироваться в их распознавании, выполняя такое упражнение. Перед нами исходное предложение За деревней начинается лес. Давайте осложним его! Попробуем включить в предложение обращение и прокомментируем постановку знаков препинания. Затем осложним предложение вводным словом, объясним постановку знаков препинания, рассмотрим варианты возможных вводных слов и их расположения в предложении. Потом включим в предложение причастный оборот и вспомним, когда оборот «превращается» в обособленное определение. Тренировку можно продолжить, вставляя в предложение деепричастный оборот, приложение и т. д. Таким образом, развивается умение распознавать синтаксические конструкции, и задание 21, в котором нет пропущенных знаков препинания, уже не вызывает трудности.
Если умение находить грамматическую основу предложения у вас сформировано, то и с заданиями 19, 20 вы справитесь. В этих заданиях могут встретиться большие по объему предложения, однако количество слов никак не влияет на подход к их выполнению. Главное — алгоритм, а именно: нужно найти грамматические основы, указать количество простых предложений в составе сложного, «провести границы» между предложениями, используя запятые.
При выполнении задания 20 важно обратить внимание на союзы. Давайте рассмотрим предложение: Брат учился итальянскому языку (1) и (2) когда гулял (3) он думал о том (4) что скоро опять сядет за работу. Следуя алгоритму, выделим основы (брат учился; гулял; он думал; сядет за работу), установим, что в составе сложного предложения четыре простых, и расставим знаки препинания, выбрав цифры 1, 2, 3, 4 на месте запятых. А теперь вставим в предложение «то» перед словом «думал». Актуализируем правило о постановке запятой на стыке союзов (в данном случае стык и + когда): Брат учился итальянскому языку (1) и (2) когда он гулял (3) то он думал о том (4) что скоро опять сядет за работу. В ответ внесем цифры 1, 3, 4, так как согласно правилу на стыке союзов не ставится запятая, если дальше идет вторая часть союза «то» или «так» или союз «но». Без практики задание 20 не решить. Необходимо владеть теорией и умением анализировать структуру предложения.
Советую быть внимательными при анализе предложений типа По вечерам взрослые беседовали за чаем и дети читали книги (задание 16). Перед нами сложное предложение, но запятая перед союзом не ставится, так как в начале предложения есть конструкция — общий второстепенный член. Сочетание «по вечерам» относится как к первому простому предложению, так и ко второму (докажем сказанное, попробовав прочитать все предложение, поставив «по вечерам» после «и»).
Пока еще новым можно считать задание 3 (раньше это было задание 2). Оно появилось в прошлом году и вызывает определенные сложности при выполнении. Обратимся к содержанию задания. Прежде всего нужно знать стили речи. Статья Конституции — официально-деловой стиль, фрагмент статьи энциклопедического словаря — научный стиль и т. д. Уверенность в определении стилевой принадлежности текста появится тогда, когда вы четко будете знать цель текста каждого стиля и ориентироваться в лексических и синтаксических особенностях текста. Если в тексте есть метафоры, эпитеты, к какому стилю текст не может относиться? Конечно, к научному или официально-деловому. Именно так можно систематизировать информацию о стилях речи, задавая себе вопросы и отвечая на них.
Трудности может вызвать и задание 13 на выбор слитного или раздельного написания «не» со словами. Оно не изменилось. Чтобы чувствовать себя уверенно, нужно знать признаки частей речи и уметь определять, к какой части речи относится слово. Ведь если вы определите, что исходное слово — глагол или деепричастие, то напишете «не» со словом раздельно, за исключением тех слов, которые без «не» не употребляются. Если сможете определить, что причастие, следовательно, будете обращать внимание на зависимые слова: именно от их наличия или отсутствия зависит выбор написания. Каждое задание с кратким ответом требует знания правила и умения его применять.
Обратите внимание на задание 14, которое не претерпело изменений, но трудности вызвать может. Оно очень объемное. Чтобы справиться с заданием, необходимо не только владеть умением определять часть речи, но и знать большое количество орфографических правил, регулирующих написание слов через дефис, слитно или раздельно. Нужно уметь анализировать написание существительных и отличать их от наречий: смотреть в даль моря — смотреть вдаль. А также помнить, как пишутся сложные прилагательные: бледно-розовый — бледнолицый.
В предложения задания 14 включены производные предлоги и омонимичные им существительные с предлогами (ввиду дождя — иметь в виду), союзы, которые важно отличать от наречий и местоимений с частицей (также — так же, тоже — то же). Кроме того, примеры, включенные в задание 14, содержат слова, правописание которых надо запомнить: в одиночку, за границу, с разбегу, на века, навеки и др.
Сочинение-рассуждение
Задание 27, безусловно, непростое. На его выполнение надо настроиться: внимательно прочитать текст, затем перечитать его, подчеркивая фразы, выделяя фрагменты. После первого чтения важно определить, какие проблемы ставятся автором текста. Именно поэтому говорится о проблематике текста, то есть круге проблем. Здесь нужно сформулировать и прокомментировать одну из проблем, подобрав два примера-иллюстрации из текста. Главное тут — содержание и грамотное оформление с точки зрения соблюдения норм языка и законов построения текста.
Бывает, что ученики приводят примеры, но не всегда верно дают пояснения к ним. Давайте представим, что приведенное ниже предложение — пример-иллюстрация из текста: Мальчик заметил, что женщине трудно стоять, и предложил ей стул. Мысленно поставьте вопрос: «Зачем автор описывает ситуацию?» — и ответьте на него: «Автор показывает, что мальчик добр (хорошо воспитан, уважает старших…)». Так строится пояснение к примеру.
Самое сложное — проанализировать связь между примерами. Именно поэтому читать текст нужно, делая подчеркивания
В тексте может быть несколько примеров, иллюстрирующих проблему. Логично выбрать те, связь между которыми очевидна для пишущего. Тогда, наверное, удастся избежать шаблонных фраз, которые не раскрывают содержания текста: Приведенные примеры дополняют друг друга и помогают понять мысль автора. Согласитесь, что подобное высказывание настолько стандартизировано, что подойдет к любому тексту. А это значит, что в работе не установлена, не проанализирована связь между примерами. Нельзя подменять анализ смысловой связи только употреблением слов «противопоставление», «аналогия», «сравнение» и др., так как они не объясняют содержания текста, они — внутренний элемент объяснения. Для анализа связи между примерами можно использовать конструкции: И в том, и в другом примере автор описывает… (аналогия), Если в первом примере акцентируется внимание на… то во втором примере — на… (противопоставление) и т. д.
Сформулированная проблема должна соотноситься с позицией автора. Если в проблеме заявлена роль книги, то в позиции эта роль обязательно раскрывается (например, Автор текста считает, что книги формируют наш духовный мир). После того как вы напишите сочинение, необходимо проверить написание слов, постановку знаков препинания. Если какие-то слова или синтаксические конструкции вызывают сомнения, надо заменить их.
Где искать материалы для подготовки
Посмотреть на содержание и структуру контрольного измерительного материала (КИМ), формулировки заданий, познакомиться с тем, какие умения проверяют эти задания, а также узнать критерии, по которым оценивается сочинение, можно на сайте ФИПИ. Там же размещен открытый банк заданий ЕГЭ и Навигатор самостоятельной подготовки по каждому учебному предмету, которые можно использовать при подготовке к ЕГЭ.
По материалам сайта pulse.mail.ru к публикации подготовил методист А.А. Краснов