Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию обзор журнала
«Дошкольное воспитание» № 9 2016 года
Научно-методический журнал освещает все аспекты системы дошкольного образования: нормативно-правовую базу, вопросы управления, программно-методического обеспечения, коррекции развития ребенка, методической службы, подготовки и переподготовки кадров. В журнале печатаются научные, научно-практические статьи; передовой, оригинальный опыт практических работников ДОО.
Содержание журнала №9 2016г.
Проблемы времени
О.Гукаленко. Поликультурное образование: проблемы и перспективы развития.
Аннотация. В работе представлены отдельные направления совершенствования образования с учетом современных проблем. Обоснованы сущностные фукциональные характеристики поликультурного образования. Раскрыты отдельные подходы к формированию целостного поликультурного образовательного пространства России.
Доступность дошкольного образования
Е. Комарова. Показатели и виды доступности дошкольного образования.
Окончание. Начало см.: Дошкольное воспитание. 2016. №4-8
Показатели территориальной доступности дошкольного образования
ФГОС ДО: комментарии и рекомендации
- И.Слепцова. Адаптированные образовательные программы дошкольного образования как средство индивидуализации развития и инструмент реализации ФГОС ДО. Развитие познавательных способностей детей 5-8 лет (с использованием даров Ф. Фрёбеля)
Аннотация. В статье рассматриваются сущностные и отличительные особенности адаптированных образовательных программ дошкольного образования с учетом инновационных установок ФГОС ДО: позитивная социализация, индивидуализация развития поддержка детской инициативы. Рассматриваются способы создания специальных психолого-педагогических условий удовлетворения особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Социально-коммуникативное развитие
- Т.Оганян-Захараш, О.Болдинова. Условия организации процесса социализации дошкольников в группах комбинированной направленности.
- Н.Быкова. Конкурс чтецов «Маленький ребенок с большими правами». Для детей 6-8 лет.
Задачи. Закреплять знания детей об их гражданских правах. Способствовать развитию правого мировоззрения и нравственных представлений. Развивать умение выразительно читать стихи, способность рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Год российского кино
- Н.Герасимова. Кино о детях и для детей.
Речевое развитие
- А.Абсалямова. Актуальные проблемы развития речевого творчества детей дошкольного возраста.
Аннотация. В статье представлен анализ феномена «речевое творчество дошкольника» на основе системного подхода. Обосновано авторское определение этого конструкта, и выделены его структурные компоненты (когнитивный, рефлексивный и продуктивный), обусловленные наличием творческой мотивации ребенка и внимаем педагога к его индивидуальным особенностям. Наиболее изученные виды речевого творчества дошкольника дополнены новыми видами интегративного характера, что позволило определить стратегию психолого-педагогических исследований проблемы.
- З.Гриценко. Поэзия детства нынешнего. О современной поэзии и поэтах, их творчестве.
- Л.Зиман. Сказочные образы и романтическая мечта в стихотворениях Романа Сефа. К 85-летию со дня рождения.
Физическое развитие
- З.Макарова. Состояние здоровья и основные направления оздоровления часто болеющих детей.
Аннотация. Представлены данные об особенностях состояния здоровья и классификация группы часто болеющих детей. Выделены факторы риска, предрасполагающие к повторным вирусно-бактериальным инфекциям. Описаны клинические типы часто болеющих детей, что позволяет осуществлять дифференцированный подход к проведению их медико-психолого-педагогической реабилитации.
- Н.Стрельникова. Откуда игры к нам пришли. Для детей 6-8 лет. Окончание. Начало см.: Дошкольное воспитание №8
Коррекционная работа
- М.Ромусик, С.Шаховская. Развитие предиктивной лексики на основе формирования пространственно-временных отношений у детей с общим недоразвитием речи.
Аннотация. В статье представлена система логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи детей с недостатками познавательного и речевого развития. Такая система может быть более эффективной за счет внедрения методов и приемов, направленных на анализ, сравнение, дифференциацию лексических и грамматических значений глагола, умений строить простые распространенные предложения. Работа по развитию предикативной лексики на основе формирования пространственно-временных отношений требует углубленного изучения лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи на примере глагольной лексики, словоизменения глаголов и построения синтаксических конструкций.
- Е.Лежнева. Мы- дружные ребята! Тренинг для детей 6-8 лет.
Цель. Преодоление агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи. Оптимизация общения со сверстниками (выработка механизмов эмпатии, умения считаться с другими, выходить из конфликтных ситуаций). Создание положительного эмоционального фона в различных видах деятельности. Снятие эмоционального напряжения во взаимодействии между детьми. Обучение способам регуляции эмоциональных состояний. Формирование адекватной самооценки.
Методическая картотека
- Подвижные игры народов России. Л.Куканова. Охота на куропаток. Саамская подвижная игра.
- В.Ильгова, Е.Сокорева. Подвижные народные игры. Старший дошкольный возраст.
- «Путешествие в страну веселых игр»
Задачи. Приобщать детей к народному творчеству. Развивать воображение, смекалку. Повышать работоспособность детского организма. Воспитывать интерес и любовь к русским народным играм, уважение друг к другу.
- «Веселый скоморох»
Задачи. Продолжать знакомить детей с традициями родного края. Развивать ловкость, быстроту. Создание благоприятный климат на занятии. Воспитывать выдержку, умение соблюдать правила игры.
- «Веселись, детвора!»
Задачи. Продолжать знакомить детей с народными играми; приобщать к народному творчеству. Развивать ловкость, быстроту, выносливость. Способствовать укреплению физического здоровья. Воспитывать интерес и любовь к играм родного края, выдержку, умение соблюдать правила игры; формировать дружеские взаимоотношения.
Предметно-пространственная среда
- Е.Смирнова. Исследование игровой среды участков детских садов в Москве.
Аннотация. В статье описаны результаты исследования участков детских садов. Был проведен анализ количественного состава и качественных особенностей объектов на участках ДОО: степень востребованности во время прогулки и характер активности детей на разных объектах. В результате выявлены проблемы в организации пространственной среды на территории детских садов, среди которых – дефицит зелени и растений, недостаток свободной площади для двигательной активности, несоответствие оборудования возрастным особенностям детей ( в том числе их росту). Наиболее острые проблемы – на участках садов-новостроек. Самые популярные –объекты, предполагающие вариативное использование (поле, песочница, веранда).
- Л.Бабушкина, О.Никифорова. С чего начинается праздник в детском саду?
Праздник входит в жизнь ребенка ярким событием, остается в памяти надолго, объединяет общностью переживаний, создает особый эмоциональный настрой. Для создания у детей праздничного настроения нужны сюрпризы, подарки, интересный музыкально – литературный материал, выразительные костюмы, красиво одетые персонажи, Подготовка вызывает у ребенка радостное оживание события.
- Е.Гусева. Пазл «Конструктор». Авторская дидактическая игра.
Цели. Развитие восприятия цвета и формы, внимания, пространственной ориентации и пространственного воображения. Развитие процессов мышления (анализ, синтез, сравнение и установление закономерностей).Развитие речи, навыков счета. Закрепление знаний форм и цветов.
Научный поиск
- С.Кожокарь. Техническая игрушка – средство развития познавательного интереса к творческой деятельности.
Аннотация. В статье раскрываются теоретические аспекты ознакомления дошкольников с технической игрушкой как результатом творческой деятельности человека. Представлена методика ознакомления с технической игрушкой.
- И.Мартынова. Изучение опыта взаимодействия в ближайшем социальном окружении у детей предшкольного возраста с умственной отсталостью.
Аннотация. В статье представлена часть констатирующего эксперимента, посвященного изучению опыта взаимодействия в ближайшем социальном окружении у детей предшкольного возраста с умственной отсталостью. Показано, что при относительно сходном клиническом диагнозе и оценке психического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью отмечается вариативность их жизненной компетентности во взаимодействии с ближайшим социальным окружением, что диктует необходимость разработки дифференцированного содержания коррекционно-педагогической работы.
Готовимся к празднику
Л.Пономарева. Моя любимая мамочка. 27 ноября День матери. Занятие для детей 6-8 лет
Задачи. Побеседовать с детьми о значении праздника День матери. Познакомить с репродукциями картин знаменитых художников, изображающих матерей и детей; вызвать интерес к ним, желание их рассматривать, чувствовать настроение произведения и эмоционально откликаться на него. Заставить работать эмоциональную память детей путем выразительного чтения художественных произведений или исполнения песен при просмотре картин. Научить писать письма маме (по принципу незаконченных предложений). Развивать образную речь, воображение, мышление.