Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию обзор журнала
«Дошкольное воспитание» №8 2016 г.
Научно-методический журнал освещает все аспекты системы дошкольного образования: нормативно-правовую базу, вопросы управления, программно-методического обеспечения, коррекции развития ребенка, методической службы, подготовки и переподготовки кадров. В журнале печатаются научные, научно-практические статьи; передовой, оригинальный опыт практических работников ДОО.
Содержание журнала № 8 2017г.
Доступность дошкольного образования
- Е.Комарова. Показатели и виды доступности дошкольного образования.
Продолжение. Начало см.:Дошкольное воспитание. 2016. №4-7
Показатели организационной и языковой доступности дошкольного образования
Познавательное развитие
- С.Кожокарь. Как человек Огонь и Воду помирил. Рассказ-сказка с постановкой физического опыта.
Аннотация. В статье рассматривается использование такого метода, как рассказ-сказка (с постановкой физического опыта) в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
- Н.Афонина. Детям о профессиях: интерактивные задания SMART Table.
Общеразвивающий эффект оказывает SMART Table- «умный» стол. Точнее – это умственное развитие ребенка влияет выполнение им специальных заданий, интерактивных игр, транслируемых на поверхности этого стола.
- Т.Самошина. Мое родное Подмосковье. Знакомит с историей и культурой края. Для детей 6-8 лет.
Цели. Развивать эстетическое восприятие. Углублять представления о народных промыслах Подмосковья (Гжель, Жостово, Павловский Посад). Воспитывать чувство уважения к труду, любовь к родному краю.
Год российского кино
Т.Федосова. Бонифаций и другие.
Физическое развитие
- С.Федорова. Гимнастические упражнения на ограниченной опоре как средство развития координационных способностей дошкольников.
Аннотация. В статье представлена методика использования гимнастических упражнений на ограниченной опоре на физкультурных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. Раскрываются особенности развития координационных способностей детей 5-8 лет, дан комплекс гимнастических упражнений с использованием ограниченной опоры.
- Л.Пасечник. Лесная прогулка. Физкультурный досуг для детей 3-4 лет.
Цели. Развивать согласованные совместные действия детей в подвижных играх, при выполнении упражнений и двигательных заданий. Поощрять индивидуальные творческие проявления малышей, побуждая их двигаться по-разному; использовать метод сотворчества с педагогом.
- Н.Стрельникова. Откуда игры к нам пришли. Для детей 6-8 лет.
Задачи.
- Формирование посредством движений пространственных, временных и энергетических представлений: длинный-короткий, тонкий-толстый, медленный-быстрый, сильный-слабый и т.д.
- Изучение в процессе двигательной деятельности физических свойств, фактуры предметов по принципу: тяжелый-легкий, гладкий-шершавый, плотный-пористый, мягкий-твердый, мокрый-сухой и т.д.
- Ознакомление с назначением различных типов предметов и формирование на этой основе элементов «орудийной» логики ( для чего и как применяется тот или иной предмет).
- Расширение и активизация словарного запаса детей: ловить, бросать, катать, набивать, футболить, висеть, забрасывать, лазать, спрыгивать, опускаться.
- Развитие посредством двигательных заданий, игр и эстафет математических представлений, а также психических процессов: логики, памяти, внимания, наблюдательности.
- Воспитание личностных качеств: честности, смелости, сострадания, настойчивости, справедливости, целенаправленности.
- Формирование эстетических и этических норм: воспитание правил хорошего тона во взаимоотношениях друг с другом, с педагогом, взрослым.
- Коррекция эмоционального состояния детей: формирование и закрепление положительных эмоций в процессе игры, выработка эмоциональных реакций на те или иные двигательные игровые ситуации.
- Л.Ивакина. Вместе весело шагать… и плавать. Праздник на воде.
Представленный сценарий разработан для коррекционных групп (заболевания опорно-двигательного аппарата, включая ДЦП, сколиозы третьей степени), но может быть использован и в обычных группах.
Задачи. Создание условий для творческого проявления двигательных умений и навыков в воде (в нестандартной ситуации). Воспитание толерантности и дружеских взаимоотношений в детском коллективе.
Взаимодействие с семьей.
- Н.Шафран. Детские впечатления как показатель взаимодействия взрослого с ребенком в семейном досуге.
Аннотация. В статье обсуждаются вопросы активности родителей при взаимодействии с детьми в семейной досуговой деятельности. С помощью авторской методики «Мониторинг детских впечатлений» изучаются воспоминания детей старшего дошкольного возраста о воскресном досуге в кругу семьи. На основе анализа материалов исследования выделены группы, показывающие разную активность родителей и разнообразие досуговой деятельности в семьях дошкольников, а также разработана классификация интенсивности досугового взаимодействия взрослого и ребенка. Делается вывод о влиянии характера детско-родительских взаимоотношений в процессе досуговой деятельности на рефлексивное восприятие детьми досуга, выявлена прямая зависимость эмоциональности воспоминаний от активности участия родителей в совместной досуговой деятельности.
- В.Барабаш, Е.Булычева. Творим вместе: организация выставочной деятельности.
Основная задача проекта «Творим вместе» – налаживание взаимоотношений с семьями воспитанников. Проект рассчитан на 4 года.
Задачи проекта
- Активизация познавательной, творческой деятельности.
- Привлечение родителей к участию в жизни детского сада, повышение их компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.
- Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьями воспитанников.
- Создание условий для эмоционального взаимодействия взрослых и детей (развитие творческой фантазии, воображения).
- И.Цепляева. Родительская эффективность. Тренинги для родителей.
Цель. Создание образовательного пространства для эффективного детско – родительского взаимодействия.
Задачи. Способствовать созданию доброжелательных, доверительных отношений родителей с детьми. Проинформировать их о возрастных психологических особенностях дошкольников. Оказать помощь в вопросах воспитания и развития детей, в умении строить дружеские отношения. Способствовать формированию навыков эффективного общения с ребенком.
Коррекционная работа
- Е.Глобунова, В.Юсупов, А.Артамонов. Взаимосвязь нарушений мелкой моторики с нарушением речи у детей дошкольного возраста.
Аннотация: В статье представлены авторские методики количественной диагностики нарушений развития мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста. Показана взаимосвязь уровня развития мелкой моторики с уровнем развития речи у дошкольников. Результаты исследований позволили сделать вывод об эффективности разработанных методик и средств для оценки нарушений развития мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста, а также предположение о необходимости методов одновременного воздействия на развитие мелкой моторики и речи у детей.
- О.Захарова. Развитие оптико-пространственного гнозиса у дошкольников с нарушением восприятия логико-грамматических конструкций речи.
Аннотация. Данная статья рассматривает вопросы сложных психоречевых расстройств, состоящих в нарушении овладения детьми логико-грамматическими конструкциями речи. Дается общая характеристика картины дефекта с элементами анализа механизма нарушения. Проводится аргументация целесообразности применения системы адекватных упражнений, которые также способствуют преодолению аналогичных расстройств у ребенка с патологией другого генеза (нарушение сенсорной интеграции, интеллектуальная недостаточность и т.д.)
Методическая картотека
Подвижные игры народов России. О Кузина. Хлопушки (Абакле). Татарская народная игра
Профессия – педагог
- Н.Князева, И.Агафонова, Е.Цветкова. Проектирование взаимодействия групп детей разного возраста. Игры для младших дошкольников
- Л.Кравченко, Е.Глушкова. Секреты хорошей дисциплины. Семинар-практикум.
Цель педагога – направление действий ребенка, а не наказание за ошибку.
- В.Веретенников. Профессиональный стандарт педагога в современной системе дошкольного образования.
Аннотация. В статье раскрыто содержание понятия «профессиональная деятельность педагога». Представлена двухмерная таксономическая модель, включающая ряд блоков знаний и умений, которая позволяет конкретизировать и оценивать профессиональные (базовые) компетенции педагога. В рамках данной модели ведущим подходом выступает компетентностный, ориентированный на целостное и многогранное описание требований к профессиональной деятельности педагога на основе профессионального стандарта, обеспечивая государственные гарантии качества дошкольного образования.
- Пришло письмо. Ответ редакции: о прохождении дополнительной профессиональной подготовки.
Научный поиск
- Л.Фахитова. Диагностика наглядного мышления дошкольника.
Аннотация. В статье предложен диагностический материал, направленный на изучение наглядного мышления дошкольников, приводятся данные дифференциальной диагностики наглядного мышления трех групп детей – нормально развивающихся, с задержкой психического развития и с умственной отсталостью. Выявленные различия позволяют осуществить дифференцированный подход к проведению коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими интеллектуальные нарушения.
- В.Долгова. Коррекция тревожности у старших дошкольников
Аннотация. В статье рассматривается модель психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Эта модель включает в себя целевой, диагностический, коррекционный и аналитический компоненты. Выявлен комплекс психолого-педагогических условий успешной коррекции ситуативной тревожности дошкольников (построено «дерево целей»). Организация исследования проблемы включала три этапа. 1 этап – констатирующий эксперимент, II – этап – формирующий эксперимент. III – анализ результатов экспериментальной работы.
История российского образования
- Е.Князев. Надежда Стасова, Мария Трубникова, Анна Философова и народное дошкольное воспитание.
Аннотация. В статье дается очерк становления и развития концепции дошкольного образования в России во второй половине XIXв. Особое внимание уделяется организации народного детского сада в середине XIX в., который возник по инициативе Н.В.Стасовой, М.В.Трубниковой и А.П.Философовой. По мнению автора, наиболее эффективна личностно-ценностная модель дошкольного воспитания.
Готовимся к празднику
- Е.Антипина. «Веселая ярмарка. Осенний праздник для детей 6-8 лет
- А.Ногачева. День пожилых людей. Музыкальный досуг для детей 6-8 лет.
Цели. Воспитать у детей уважительное отношение к пожилым людям; прививать желание заботиться о них, оказывать помощь, доставлять им удовольствие приятными сюрпризами, своим творчеством.