Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию обзор журнала
«Дошкольное воспитание» № 7 2016 г.
Научно-методический журнал освещает все аспекты системы дошкольного образования: нормативно-правовую базу, вопросы управления, программно-методического обеспечения, коррекции развития ребенка, методической службы, подготовки и переподготовки кадров. В журнале печатаются научные, научно-практические статьи; передовой, оригинальный опыт практических работников ДОО.
Содержание журнала № 7 2016 г.
Доступность дошкольного образования
- Е.Комарова. Показатели и виды доступности дошкольного образования.
Продолжение. Начало см.:Дошкольное воспитание. 2016. №4-6
Показатели доступности дошкольного образования детям с ограниченными возможностями здоровья.
Социально‐коммуникативное развитие
- А.Гагарина. Школа социального развития.
Цель занятий – формирование у воспитанников специализированного дома ребенка общественных форм поведения (культура общения со взрослыми и сверстниками); формирование элементарных правил безопасного поведения в помещениях и на улице.
- А.Бондаренко. Азбука дорожного движения. Играя, изучаем ПДД. Для детей 5-8 лет
Цели: Закреплять знания о правилах и знаках дорожного движения, формировать грамотное поведение на улицах и дорогах города.
Познавательное развитие
- С.Кожокарь. Сколько теней у Незнайки? Эвристические беседы
Аннотация. В статье рассматривается понятие «эврестическая беседа», раскрываются подходы к отбору ее содержания для детей, приводятся примеры таких бесед для старших дошкольников.
- Т.Щугорева. «Путешествие в зоопарк». Игровая обучающая ситуация.
Проведено описание игровой обучающей ситуации (ИОС), направленной на расширение знаний детей об обитателях зоопарка; о правилах поведения при наблюдении за животными, формировании чувства заботы о них и любви к ним, стремление помогать братьям нашим меньшим.
Цели. Развивать в игре коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость. Способствовать развитию умения вести диалоги персонажей, выразительно исполнять роли.
Задачи. Расширить знания детей об обитателях зоопарка. Учить понимать взаимосвязь между внешним видом животного, его повадками и средой обитания, особенностями питания. Познакомить с правилами поведения при наблюдении за обитателями зоопарка. Закреплять в активном словаре названия животных. Расширять представления детей о труде работников зоопарка. Познакомить с понятием «хищник». Развивать мышление, слуховое восприятие и внимательность. Воспитывать интерес к миру животных.
Год российского кино
Н. Герасимова. Как создается фильм?
Речевое развитие
- Е.Антипова, М.Жиличкина, Л.Калошина. Сочиняем сказки.
Сказки дают богатый материал для развития творческих способностей дошкольников, их познавательной активности.
Цели. Познакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками. Упражнять в разгадывании загадок. Развивать интерес к русским сказкам, связную речь, воображение. Воспитывать желание их слушать; учить понимать смысл.
- Н.Васильева. Читаем дошкольникам книги А.Гайдара.
«Любовь к Родине», «патриотизм» – не просто слова. Как раскрыть их значение дошкольнику? На помощь приходят произведения А. Гайдара. В повести «Чук и Гек» заключительные строки призывают нас «честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю…». Попробуем донести смысл этих слов до ребенка.
- Л.Коковенкова. Почтовый ящик Биссета. Литературное занятие для детей 6-8 лет.
Цель. Познакомить детей с творчеством современного английского сказочниками Д. Биссета.
Художественно-эстетическое развитие
- Л.Давыдова. Сохранение национальных культур
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно осуществлено без глубокого познания духовного богатства народа, его культуры. Введение в программы дошкольного образования знаний фольклорно – этнографического характера (обычаев, обрядов, традиций) вызывает интерес детей к малознакомым праздникам, играм. Художественным промыслам.
Вторая младшая группа (3-4 года)
- «Узор для Кухлянки» (аппликация)
Цели. Учить детей составлять узор из геометрических форм разного размера и цвета (белого, черного и коричневого), ритмично располагать его на ограниченной плоскости. Развивать умение любоваться полученным результатом – «кухлянкой».
- «Открытка для Северячка» (аппликация)
Цели. Учить детей самостоятельно составлять орнамент из разных геометрических форм. Поддерживать интерес к сказочному герою и желание его порадовать.
Средняя группа (4-5 лет)
- «День и ночь» (аппликация)
Цели. Познакомить детей составлять узор из геометрических форм разного размера и цвета (белого, черного и коричневого). Учить ритмично располагать узор в шахматном порядке. Развивать чувство ритма, эстетическое восприятие.
- «Ворон» (лепка)
Цели. Вызвать у детей интерес к птице – ворону и желание создать его образ. Учить внимательно обследовать, соразмерять и аккуратно соединять отдельные части туловища, головы, хвоста; определять место своей птицы в общей композиции.
Старшая группа (5-6 лет)
- Знакомство с искусством чукотских косторезов
Цели. Закрепить знания детей о главном назначении скульптуры малой формы – оформление и украшение помещений. Познакомить с новым по содержанию декоративным творчеством народов Севера – искусством резьбы по кости. Учить рассматривать необычайный материал – клак моржа: крепкий, тяжелый, холодный, с приятным матовым оттенком. Познакомить с выразительной пластикой северных животных во время движения, отдыха, ухода за детенышами и др. Формировать эстетическое восприятие произведений чукотских косторезов.
- «Ссора песцов» (лепка)
Цели. Продолжить знакомство со скульптурой анималистического характера в искусстве чукотских косторезов. Учить лепить фигурку животного (песца) вместе с товарищем. Формировать эстетическое отношение к своей деятельности, умение оценивать по достоинству совместную работу.
- Украшение костюмов героев народных сказок (рисование)
Цели. Продолжить знакомство детей с выразительными средствами орнамента (цвет, симметрия, ритм.) Упражнять в умении создавать узоры, сохраняя особенности украшения национальной одежды (русской, народов Севера). Развивать эстетический вкус и творческие способности.
- Узор для чукотского мяча (аппликация)
Цели. Продолжить знакомство детей с традиционными изделиями их меха и кожи, распространенными на Чукотке. Учить создавать эскиз декоративного украшения национального мяча приемом «лучистой розетки», выполнять узор из мелких геометрических форм соответствующего декора в зависимости от основной формы и цвета. Развивать эстетическое восприятие и художественные способности детей.
Подготовительная к школе группа (6-8 лет)
- «Орнамент для сумки» (аппликация)
Цели. Учить детей несложным приемам украшения сумки геометрическим орнаментом, находить удачное сочетание элементов узора с полукруглым дном сумки. Воспитывать чувство ритма, художественный вкус.
- «Медведь на охоте» (лепка)
Цели. Упражнять детей в лепке белого медведя и нерпы. Учить создавать коллективную композицию, соизмеряя размеры северных животных, передавать их характерные особенности ( у медведя – вытянутое туловище, широкий шаг, у нерпы – напуганный вид, повернутая в сторону опасности голова). Совершенствовать умение детей работать в паре.
- Знакомство с искусством чукотских художников – граверов.
Цели. Продолжать знакомство детей с декоративно – прикладным искусством народов Крайнего Севера – гравировкой по кости по мотивам фольклора. Учить видеть художественные достоинства миниатюрного рисунка: тонкая линия криволинейного узора. Развивать эстетическое восприятие произведений декоративного творчества чукчей и эскимосов.
- «Гравировка клыка» (рисование)
Цели. Продолжать формировать интерес дошкольников к гравировке – традиционному искусству народов Чукотки – художественной обработке кости. Учить создавать многофигурную композицию по мотивам северных легенд и сказок на ограниченной форме «клыка». Соблюдать общепринятые традиции гравировки (четкое, в черном цвете изображение фигур людей, животных, яранг и сопок с характерными внутри силуэта линиями: зигзагами, точками, штрихами).
- Л.Солдатова. Веерная кисть. Эффект в рисунках
- Л.Жиркова, Е.Земцовская. Лисичка со скалочкой. Новая сказка для детей 4-5 лет.
Задачи. Способствовать развитию художественно–эстетических умений дошкольников. Развивать импровизационные способности в согласовании движений и музыки. Развивать речь.
Физическое развитие
- Л.Волошина, М.Чернухина. Бадминтон: чему и как учить дошкольников.
- В.Вихарева, А.Малова. Игровые технологии на занятиях по плаванию.
Чтобы польза от обучения плаванию чувствовалась, а сам процесс доставлял дошкольнику радость и удовольствие, нужно разумно и правильно организовать занятия. Интегрированные занятия по плаванию дают возможность решать задачи интеллектуального и физического развития ребенка, способствуют оптимизации двигательного режима и укрепления здоровья.
- «Забавные приключения на реках и морях». Занятия для детей 3-4 лет.
Задачи. Упражнять в умении погружаться в воду и задерживать дыхание под водой; передвигаться в воде, помогая себе одновременными гребковыми движениями рук. Закрепить умение соотносить объекты по определенному признаку: по цвету и размеру (большой, маленький), по форме (прямоугольник, треугольник).
- «Путешествие к царю Гороху». Досуг для детей 4-5 лет (с участием родителей)
Задачи. Упражнять в погружении в воду без выдоха, открывать глаза в воде. Развивать сенсорные представления, различать объекты по форме, величине, цвету. Учить детей ориентироваться в пространстве бассейна (левый бортик, правый бортик). Укреплять дыхательную систему. Активизировать детско-родительские отношения через совместные игры и задания. Создать детям радостное настроение.
- Л.Пятаева. «Быстрые и ловкие». Праздник в бассейне для детей 6-8 лет.
Цель. Пропаганда здорового образа жизни.
Задачи. Обеспечить высокую двигательную активность детей. Развивать выдержку, выносливость, воображение, кругозор. Способствовать психологическому сближению детей, развитию положительных эмоций.
Взаимодействие с семьей.
Ф.Надеина. Семейный круг.
Формирование гармоничных детско – родительских отношений актуально в современном семейном воспитании. Одной из эффективных форм взаимодействия детей и взрослых является семейный клуб. Цель его работы – привлечение родителей к активному участию в развитии своего ребенка, а также создание творческого пространства для игрового и делового общения.
Методическая картотека
- Подвижные игры народов России. И.Тельцова, коллектив педагогов. «Золотые ворота» Русская народная игра
Цели. Совершенствовать двигательные навыки в ходьбе и беге с изменением темпа, развивать координацию движений в пространстве. Способствовать укреплению крупных и мелких мышечных групп. Воспитывать интерес к участию в народных играх, формировать умение управлять своим поведением, развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками.
Предметно – пространственная среда
М.Богатырева. Пирамидка. Игры для младших дошкольников
- «Пирамидка с игрушками» Для детей 2-4 лет
Цель. Уточнение и расширение номинативного словаря по теме: «Игрушки».
- «Назови ласково» Для детей 3-4 лет
Цели. Совершенствование грамматического строя речи. Ознакомление с уменьшительно – ласкательной формой имен существительных.
- «Разноцветная пирамидка» Для детей 2-4 лет
Цели. Пополнение словаря прилагательных; согласование прилагательных в роде, числе и падеже. Закрепление названий основных цветов.
- «Пирамидка – загадка». Для детей 3-4 лет.
Цели. Расширять номинативный словарь. Учить называть части предметов. Отгадывать игрушку по ее характерным частям.
- И. Филиппова. Светофор
Одной из важных задач в работе дошкольной образовательной организации является профилактика дорожно-транспортного травматизма.
Специалисту детского сада
- В.Крючкова. Новая история про Айболита. Пьеса-сказка на экологическую тему для детей 6-8 лет.
- О.Миланчина. «Разные колеса» (по мотивам сказки В.Сутеева)
Профессия – педагог
- Н.Миронова. Читательские практики в системе подготовки педагога дошкольного образования.
Аннотация. В статье описана организация работы студентов с текстами русской классической литературы, новейшей литературой, произведениями, рекомендованными для чтения детям дошкольного возраста.
Готовимся к празднику
- Е.Антипина. «Здравствуй, детский сад!». Сценарий праздника на улице для детей всех возрастных групп.
- О.Франтасова. Как хлеб растет. Развлечение для детей 5-8 лет.
Мастер-класс
Т.Попова, Т.Гризик. Стрекоза и кувшинка