«Дошкольное воспитание» № 7 2016 года

Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию обзор журнала

«Дошкольное воспитание» № 7 2016 г.

Научно-методический журнал освещает все аспекты системы дошкольного образования: нормативно-правовую базу, вопросы управления, программно-методического обеспечения, коррекции развития ребенка, методической службы, подготовки и переподготовки кадров. В журнале печатаются научные, научно-практические статьи; передовой, оригинальный опыт практических работников ДОО.

Содержание журнала № 7 2016 г.

Доступность дошкольного образования

  1. Е.Комарова. Показатели и виды доступности дошкольного образования.

Продолжение. Начало см.:Дошкольное воспитание. 2016. №4-6

Показатели доступности дошкольного образования детям с ограниченными возможностями здоровья.

Социальнокоммуникативное развитие

  1. А.Гагарина. Школа социального развития.

Цель занятий – формирование у воспитанников специализированного дома ребенка общественных форм поведения (культура общения со взрослыми и сверстниками); формирование элементарных правил безопасного поведения в помещениях и на улице.

  1. А.Бондаренко. Азбука дорожного движения. Играя, изучаем ПДД. Для детей 5-8 лет

Цели: Закреплять знания о правилах и знаках дорожного движения, формировать грамотное поведение на улицах и дорогах города.

Познавательное развитие

  1. С.Кожокарь. Сколько теней у Незнайки? Эвристические беседы

Аннотация. В статье рассматривается понятие «эврестическая беседа», раскрываются подходы к отбору ее содержания для детей, приводятся примеры таких бесед для старших дошкольников.

  1. Т.Щугорева. «Путешествие в зоопарк». Игровая обучающая ситуация.

Проведено описание игровой обучающей ситуации (ИОС), направленной на расширение знаний детей об обитателях зоопарка; о правилах поведения при наблюдении за животными, формировании чувства заботы о них и любви к ним, стремление помогать братьям нашим меньшим.

Цели. Развивать в игре коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость. Способствовать развитию умения вести диалоги персонажей, выразительно исполнять роли.

Задачи. Расширить знания детей об обитателях зоопарка. Учить понимать взаимосвязь между внешним видом животного, его повадками и средой обитания, особенностями питания. Познакомить с правилами поведения при наблюдении за обитателями зоопарка. Закреплять в активном словаре названия животных. Расширять представления детей о труде работников зоопарка. Познакомить с понятием «хищник». Развивать мышление, слуховое восприятие  и внимательность. Воспитывать интерес к миру животных.

Год российского кино

Н. Герасимова. Как создается фильм?

Речевое развитие

  1. Е.Антипова, М.Жиличкина, Л.Калошина. Сочиняем сказки.

Сказки дают богатый материал для развития творческих способностей дошкольников, их познавательной активности.

Цели. Познакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками. Упражнять в разгадывании загадок. Развивать интерес к русским сказкам, связную речь, воображение. Воспитывать желание их слушать; учить понимать смысл.

  1. Н.Васильева. Читаем дошкольникам книги А.Гайдара.

«Любовь к Родине», «патриотизм» – не просто слова. Как раскрыть их значение дошкольнику? На помощь приходят произведения А. Гайдара. В повести «Чук и Гек» заключительные строки призывают нас «честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю…». Попробуем донести смысл этих слов до ребенка.

  1. Л.Коковенкова. Почтовый ящик Биссета. Литературное занятие для детей 6-8 лет.

Цель. Познакомить детей с творчеством современного английского сказочниками Д. Биссета.

Художественно-эстетическое развитие

  1. Л.Давыдова. Сохранение национальных культур

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно осуществлено без глубокого познания духовного  богатства народа, его культуры. Введение в программы дошкольного образования знаний фольклорно – этнографического характера (обычаев, обрядов, традиций) вызывает интерес детей к малознакомым праздникам, играм. Художественным промыслам.

Вторая младшая группа (3-4 года)

  • «Узор для Кухлянки» (аппликация)

Цели. Учить детей составлять узор из геометрических форм разного размера и цвета (белого, черного и коричневого), ритмично располагать его на ограниченной плоскости. Развивать умение любоваться полученным результатом – «кухлянкой».

  • «Открытка для Северячка» (аппликация)

Цели. Учить детей самостоятельно составлять орнамент из разных геометрических форм. Поддерживать интерес к сказочному герою и желание его порадовать.

Средняя группа (4-5 лет)

  • «День и ночь» (аппликация)

Цели. Познакомить детей составлять узор из геометрических форм разного размера и цвета (белого, черного и коричневого). Учить ритмично располагать узор в шахматном порядке. Развивать чувство ритма, эстетическое восприятие.

  • «Ворон» (лепка)

Цели. Вызвать у детей интерес к птице – ворону и желание создать его образ. Учить внимательно обследовать, соразмерять и аккуратно соединять отдельные части туловища, головы, хвоста; определять место своей птицы в общей композиции.

Старшая группа (5-6 лет)

  • Знакомство с искусством чукотских косторезов

Цели. Закрепить знания детей о главном назначении скульптуры малой формы – оформление и украшение помещений. Познакомить с новым по содержанию декоративным творчеством народов Севера – искусством резьбы по кости. Учить рассматривать необычайный материал – клак моржа: крепкий, тяжелый, холодный, с приятным матовым оттенком. Познакомить с выразительной пластикой северных животных во время движения, отдыха, ухода за детенышами и др. Формировать эстетическое восприятие произведений чукотских косторезов.

  • «Ссора песцов» (лепка)

Цели. Продолжить знакомство со скульптурой анималистического характера в искусстве чукотских косторезов. Учить лепить фигурку животного (песца) вместе с товарищем. Формировать эстетическое отношение к своей деятельности, умение оценивать по достоинству совместную работу.

  • Украшение костюмов героев народных сказок (рисование)

Цели. Продолжить знакомство детей с выразительными средствами орнамента (цвет, симметрия, ритм.) Упражнять в умении создавать узоры, сохраняя особенности украшения национальной одежды (русской, народов Севера). Развивать эстетический вкус и творческие способности.

  • Узор для чукотского мяча (аппликация)

Цели. Продолжить знакомство детей с традиционными изделиями их меха и кожи, распространенными на Чукотке. Учить создавать эскиз декоративного украшения национального мяча приемом «лучистой розетки», выполнять узор из мелких геометрических форм соответствующего декора в зависимости от основной формы и цвета. Развивать эстетическое восприятие и художественные способности детей.

Подготовительная к школе группа (6-8 лет)

  • «Орнамент для сумки» (аппликация)

Цели. Учить детей несложным приемам украшения сумки геометрическим орнаментом, находить удачное сочетание элементов узора с полукруглым дном сумки. Воспитывать чувство ритма, художественный вкус.

  • «Медведь на охоте» (лепка)

Цели. Упражнять детей в лепке белого медведя и нерпы. Учить создавать коллективную композицию, соизмеряя размеры северных животных, передавать их характерные особенности ( у медведя – вытянутое туловище, широкий шаг, у нерпы – напуганный вид, повернутая в сторону опасности голова). Совершенствовать умение детей работать в паре.

  • Знакомство с искусством чукотских художников – граверов.

Цели. Продолжать знакомство детей с декоративно – прикладным искусством народов Крайнего Севера – гравировкой по кости по мотивам фольклора. Учить видеть художественные достоинства миниатюрного рисунка: тонкая линия криволинейного узора. Развивать  эстетическое восприятие произведений декоративного творчества чукчей и эскимосов.

  • «Гравировка клыка» (рисование)

Цели. Продолжать формировать интерес дошкольников к гравировке – традиционному искусству народов Чукотки – художественной обработке кости. Учить создавать многофигурную композицию по мотивам северных легенд и сказок на ограниченной форме «клыка». Соблюдать общепринятые традиции гравировки (четкое, в черном цвете изображение фигур людей, животных, яранг и сопок с характерными внутри силуэта линиями: зигзагами, точками, штрихами).

  1. Л.Солдатова. Веерная кисть. Эффект в рисунках
  2. Л.Жиркова, Е.Земцовская. Лисичка со скалочкой. Новая сказка для детей 4-5 лет.

Задачи. Способствовать развитию художественно–эстетических умений дошкольников. Развивать импровизационные способности в согласовании движений и музыки. Развивать речь.

Физическое развитие

  1. Л.Волошина, М.Чернухина. Бадминтон: чему и как учить дошкольников.
  2. В.Вихарева, А.Малова. Игровые технологии на занятиях по плаванию.

Чтобы польза от обучения плаванию чувствовалась, а сам процесс доставлял дошкольнику радость и удовольствие, нужно разумно и правильно организовать занятия. Интегрированные занятия по плаванию дают возможность решать задачи интеллектуального и физического развития ребенка, способствуют оптимизации двигательного режима и укрепления здоровья.

  • «Забавные приключения на реках и морях». Занятия для детей 3-4 лет.

Задачи. Упражнять в умении погружаться в воду и задерживать дыхание под водой; передвигаться в воде, помогая себе одновременными гребковыми движениями рук. Закрепить умение соотносить объекты по определенному признаку: по цвету и размеру (большой, маленький), по форме (прямоугольник, треугольник).

  • «Путешествие к царю Гороху». Досуг для детей 4-5 лет (с участием родителей)

Задачи. Упражнять в погружении в воду без выдоха, открывать глаза в воде. Развивать сенсорные представления, различать объекты по форме, величине, цвету. Учить детей ориентироваться в пространстве бассейна (левый бортик, правый бортик). Укреплять дыхательную систему. Активизировать детско-родительские отношения через совместные игры и задания. Создать детям радостное настроение.

  1. Л.Пятаева. «Быстрые и ловкие». Праздник в бассейне для детей 6-8 лет.

Цель. Пропаганда здорового образа жизни.

Задачи. Обеспечить высокую двигательную активность детей. Развивать выдержку, выносливость, воображение, кругозор. Способствовать психологическому сближению детей, развитию положительных эмоций.

Взаимодействие с семьей.

Ф.Надеина. Семейный круг.

Формирование гармоничных детско – родительских отношений актуально в современном семейном воспитании. Одной из эффективных форм взаимодействия детей и взрослых является семейный клуб. Цель его работы – привлечение родителей к активному участию в развитии своего ребенка, а также создание творческого пространства для игрового и делового общения.

Методическая картотека

  1. Подвижные игры народов России. И.Тельцова, коллектив педагогов. «Золотые ворота» Русская народная игра

Цели. Совершенствовать двигательные навыки в ходьбе и беге с изменением темпа, развивать координацию движений в пространстве. Способствовать укреплению крупных и мелких мышечных групп. Воспитывать интерес к участию в народных играх, формировать умение управлять своим поведением, развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками.

Предметно – пространственная среда

М.Богатырева. Пирамидка. Игры для младших дошкольников

  • «Пирамидка с игрушками» Для детей 2-4 лет

Цель. Уточнение и расширение номинативного словаря по теме: «Игрушки».

  • «Назови ласково» Для детей 3-4 лет

Цели. Совершенствование грамматического строя речи. Ознакомление с уменьшительно – ласкательной формой имен существительных.

  • «Разноцветная пирамидка» Для детей 2-4 лет

Цели. Пополнение словаря прилагательных; согласование прилагательных в роде, числе и падеже. Закрепление названий основных цветов.

  • «Пирамидка – загадка». Для детей 3-4 лет.

Цели. Расширять номинативный словарь. Учить называть части предметов. Отгадывать игрушку по ее характерным частям.

  1. И. Филиппова. Светофор

Одной из важных задач в работе дошкольной образовательной  организации является профилактика дорожно-транспортного травматизма.

Специалисту детского сада

  1. В.Крючкова. Новая история про Айболита. Пьеса-сказка на экологическую тему для детей 6-8 лет.
  2. О.Миланчина. «Разные колеса» (по мотивам сказки В.Сутеева)

Профессия – педагог

  1. Н.Миронова. Читательские практики в системе подготовки педагога дошкольного образования.

Аннотация. В статье описана организация работы студентов с текстами русской классической литературы, новейшей литературой, произведениями, рекомендованными для чтения детям дошкольного возраста.

Готовимся к празднику

  1. Е.Антипина. «Здравствуй, детский сад!». Сценарий праздника на улице для детей всех возрастных групп.
  2. О.Франтасова. Как хлеб растет. Развлечение для детей 5-8 лет.

Мастер-класс

Т.Попова, Т.Гризик. Стрекоза и кувшинка

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.