Это очень интересный праздник, связывающий два народа – русский и болгарский. История Самарского знамени связана с развернувшейся на Балканах героической борьбой славянских народов против османского ига. Летом 1875 года антитурецкое восстание вспыхнуло в Боснии и Герцеговине, в апреле следующего года восстала Болгария, а через два месяца Сербия и Черногория начали войну с Турцией. Эти события вызвали живой отклик в православной России. Тысячи русских добровольцев отправились на Балканы, чтобы с оружием в руках помочь славянам завоевать независимость.
Как и во многих городах страны, в Самаре проходили благотворительные спектакли, устраивались базары. Был образован комитет для организации помощи и сбора средств борющимся единоверцам. В деревнях собирали тулупы, рукавицы, рубахи, сапоги. Крестьяне Самарской губернии одними из первых внесли и денежные пожертвования.
Передовые жители Самары тоже не оставались в стороне от общероссийского движения в поддержку болгарского народа. Группа городских гласных при поддержке купечества еще в 1876 году решила изготовить особое Самарское знамя для вручения его сражающимся против турок славянам. Активное участие в организации этого дела приняли видный общественный деятель, гласный Думы Петр Владимирович Алабин и его жена Варвара Васильевна. Эскиз необычного дара разработал самарский художник Николай Симаков. За изготовление знамени по его эскизу взялись монахини Иверского женского монастыря. На одной стороне красно-бело-синего полотнища в черном кресте, украшенном золотыми арабесками, они изобразили славянских первоучителей, равноапостольных Кирилла и Мефодия. На другой – икону Иверской Божьей Матери, во имя которой в Самаре и был основан женский монастырь. На широкой голубой ленте была помещена вышитая золотом надпись: «Болгарскому народу г. Самара. 1876 г.» И ниже: «Слава болгарскому народу. 1876 г.». Древко знамени сделали черным, виде копья, вызолоченного в византийском стиле.
На экстренном заседании гласные Думы приняли решение об отправке уже изготовленного к тому моменту Самарского знамени в главную квартиру Дунайской армии для вручения балканскому ополчению. В документе было записано, что знамя следует вручить «болгарским дружинам, когда они будут призваны для освобождения своего народа».
Тогда же городской Думы избрали делегацию из двух человек для передачи знамени болгарскому ополчению, а также приветственного адреса и образа покровителя Самары святого Алексия. В делегацию вошел гласный городской Думы Петр Алабин, а главой ее был назначен городской голова Ефим Кожевников.
В дальний путь делегацию провожали 20 апреля на самарской пристани чуть ли не всем городом. Вскоре знамя на пароходе «Вестник» было доставлено в Сызрань, и здесь делегаты со своим драгоценным грузом пересели в поезд. По железной дороге они 23 апреля добрались до Москвы, 1 мая – до Кишинева, а 4 мая их уже встречали в Болгарии. На другой день самарцев принял командир болгарского ополчения, русский генерал от инфантерии Николай Столетов, Ефим Кожевников и Петр Алабин вручили Самарское знамя ополченцам в городе Плоешти 6 (по новому стилю 18) мая 1877 года.
19(31 июля) 1877 года знамя получило боевое крещение в жестоком бою под болгарским городом Старо-Загорой. Впереди атакующих с Самарским знаменем в руках скакал конный воин, который сразу же становился главной мишенью для турецких стрелков. Несколько знаменосцев погибло под этим боевым символом, и в их числе был командир ополченцев русский подполковник Павел Калитин.
Турки пытались захватить знамя, но падающий стяг всегда подхватывал новый знаменосец. В итоге, несмотря на все ожесточение боя, свою святыню ополченцы сумели отстоять.
Самарское знамя стало исторической реликвией болгарского народа. По решению правительства Болгарии после обретения ею независимости Самарское знамя было награждено высшим военным орденом «За храбрость». В 1902 году в городском парке Стара-Загоры, которая позднее породнилась с Самарой, был поставлен памятник Вечной славы погибшим защитникам города. В 1927 году на большой братской могиле, где похоронен и Калитин, болгары установили массивный белокаменный саркофаг. Через два года на саркофаг был водружен бронзовый лев работы П. Ципоранова. А в столетнюю годовщину знаменитого боя в Стара-Загоре соорудили 50-меторовый мемориальный комплекс, посвященный Самарскому знамени.
22 сентября 1981 года точная копия знамени была подарена болгарами нашему городу. Ныне она хранится в Музее истории войск Приволжского военного округа. На прикрепленной к древку ленте была сделана надпись: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его».
Самарское знамя прославило наш город далеко за пределами России. Легендарному дару самарцев посвящены научные монографии и художественные произведения, почтовые марки и настольные медали.
Почему Самарское знамя имеет такую цветовую гамму? Ответ можно найти в книге П.В.Алабина «Трехвековая годовщина города Самары». Алабин рассказывает о том, как 5 (17) апреля 1885 года проходило в Самаре чествование Кирилла и Мефодия. После литургии в кафедральном соборе состоялся крестный ход. Его участники несли большую хоругвь с изображением Иверской Божьей Матери и иконы святых первоучителей, украшенную тремя широкими лентами «славянских цветов». Над процессией развивались русский, болгарский, сербский, черногорский, чешские флаги, «единством своих цветов, только в различном их сочетании».
Белый, синий и красный цвета четко отождествлялись у самарцев 70-80-х годов XIX века с общеславянской идеей. И, вероятно, поэтому, когда создавалось Самарское знамя, были использованы именно «славянские» колеры.
30 декабря 1998 года Самарской городской Думой было утверждено Положение о Флаге города. За основу его взята цветовая гамма Самарского знамени. В центре размещен герб города, а под ним на голубой полосе золотыми буквами вышита надпись «Самара».
Информация подготовлена педагогом-библиотекарем Чекмасовой В.И.
по материалам книги А.Н.Завального, В.Н.Зинченко, В.С.Мокрого.
Символика Самарской области.- Самара: «СамВен»,2001г.