Что такое моббинг и как его остановить

Подростковая жестокость – это тема, которая становится все актуальнее в России. С каждым годом фиксируется все больше случаев проявления жестокости среди подростков. Часто действия подростков просто выходят за рамки разумного. К сожалению, в нашу жизнь вошло такое понятие как моббинг.

В животном мире моббинг — ситуация, когда внутри стада одна из особей подвергается насилию со стороны остальных.

В жизни трудового коллектива, или коллектива  учащихся  моббинг — «это коллективный психологический террор, травля в отношении кого-либо из работников (подростков) со стороны его коллег, руководителей,  учителей, одноклассников».

Этот термин введен доктором Ханц Лейманом в начале 1980-х.

Изучая отношения между служащими в Швеции Лейман дал следующее определение моббингу: «систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одного или нескольких людей, направленное против другого человека, в основном одного».

К вариантам поведения характерным для моббинга Х. Лейман отнес: клевету, непрекращающуюся критику, социальную изоляцию, утаивание информации, высмеивание, распространение необоснованных слухов и ещё около сорока вариантов поведения.

Моббинг (травля) в школе – проблема, с которой сталкиваются очень многие.

Причины моббинга.

Причин возникновения моббинга большое количество – от мести до жажды власти, от личной злобы, вызванной страхами или завистью до обычной скуки.

1.Издержки воспитания в семье: чрезмерная свобода или чрезмерный

контроль над ребенком;

-непоследовательность родителей в применении воспитательных приемов относительно ребенка, недостаток тепла по отношению к нему.

  1. Школьная среда.

–  Организационные факторы:

– Избыточное количество детей в классе.

– Невозможность отойти учителю от групповой работы и мало возможностей для индивидуальной работы с ребенком.

– Ограниченная подвижность ребенка на переменах (много времени ребенок проводит за партами, мало возможностей для движения).

– Организационная структура школы (обучение по сменам, наличие “окон” между уроками, частая смена учителей и т.п.)

Педагогические факторы

–  Учителя не пресекают агрессивное поведение учеников и не учат их

конструктивному разрешению конфликтов.

– Учителя применяют агрессивные способы общения с учениками

(унижение, критику, высмеивание или не замечание достижений учеников).

–  Неумение учителей посоветовать ученикам, как пережить сильные и

трудные чувства (которые возникают при контактах с другими учениками).

– Отсутствие понятных и предостерегающих правил школьной жизни в

учебных заведениях.

Психологические факторы

– Неумение ребенка ставить жизненные цели и невозможность достижения желаемых результатов, которые возникают по причинам отсутствия доброго контакта с взрослыми, или же от агрессии со стороны взрослых.

– Низкое чувство собственной значимости и достоинства у ребенка, которые возникают из-за отрицательных связей с взрослыми или со сверстниками.

– Частый показ сцен агрессии СМИ, освещение их в прессе, которые

являются примером поведения для ребенка.

– Неумение ребенка выражать и переживать отрицательные эмоции, в

частности, злости.

– Неумение ребенка конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

В группу риска психологической травли попадают так называемые «белые вороны» – люди, отличающиеся от большинства, те, кто хоть в чем-то оказался «не похожим на других». Часто это бывают люди, необоснованно претендующие на то, что они «круче всех», либо неоправданно ощущающие себя «пустым местом».


Жертвами моббинга может стать любой человек.

Последствия моббинга.

Медицинские исследования, проводимые в Европе и США показали, что люди, подвергающиеся  эмоциональному насилию, очень быстро становятся психологически нестабильными. Они попадают в социальную изоляцию. Растратив все силы на бессмысленные доказательства жертвы моббинга  становятся уязвимыми, неуверенными и беспомощными. Их начинают терзать различные фобии, падает самооценка, появляются характерные стрессу симптомы – головная боль, простуда, невозможность быстро уснуть… Люди попадают в замкнутый круг, у них развиваются хронические заболевания.
Часто моббинг становится причиной потери концентрации внимания и умственной работоспособности (нередки и случаи инфарктов). В результате человек уже не в силах сопротивляться  травле и по собственному желанию уходит из образовательной организации. Однако на этом его проблемы со здоровьем могут не закончиться – могут остаться или даже усилиться, приведя к такому диагнозу, как посттравматический стресс. Неудивительно, что в книге «Насилие на работе», изданной в 1998 году Международным бюро труда, моббинг упоминаются в одном ряду с изнасилованием, ограблением и убийством. Конечно, на первый взгляд может показаться, что в сравнении с перечисленными преступлениями моббинг выглядит вполне безобидно, однако тот эффект который он оказывает на жертву, тем более если психологическая травля длится достаточно длительное время, имеет настолько разрушительное воздействие, что некоторые люди заканчивают жизнь самоубийством.

Но не только от моббинга страдает его непосредственная жертва (его здоровье и психическое состояние), последствия коллективного психологического террора также негативно сказываются на близких и родных этих людей, а также на фирмах, в которых они трудятся.
Психологи советуют при непрекращающемся моббинге покинуть этот агрессивно настроенный коллектив, и чем раньше, тем лучше. Чем терпеть продолжительные унижения, которые могут стать причиной ухудшения здоровья, лучше принести временные.

 

 Алгоритм действий при выявленных случаях моббинга.

1.Вмешательство.

Вмешательство – это действия, которые предпринимаются при выявлении моббинга:

– Необходимо решить актуальную проблему (прекратить насилие).

– Эффективное вмешательство в ситуацию травли оказывает сильное профилактическое воздействие на атмосферу в школе.

2.Жертва – индивидуальная беседа.

–  Необходимо в самом начале поговорить с тем, кто подвергается травле.

– Важно провести беседу перед работой с преследователями.

– Разговор  начать с констатации факта и сообщения об оказании поддержки и о том, что будет предпринято. Попросить подготовиться к следующей встрече для более подробной беседы.

– Важно предупредить жертву о том, что состоится разговор с преследователями.

  1. Встреча с родителями жертвы.

– Необходимо соблюдать анонимность и быть корректным.

– Нужно пообещать, что вопрос будет изучен. Родители будут поставлены в известность о мерах, принятых в ОУ по предотвращению насилия.

– Необходимо узнать все подробности, известные им.

– Важно предупредить родителей, чтобы не предпринимали самостоятельных действий.

– Дать рекомендации о том, как поддержать ребенка. Преследователи – индивидуальная беседа.

– Важно первый разговор проводить с каждым в отдельности (исключить поддержку группы).

– Беседы с преследователями должны происходить одна за другой (предупредить общение между собой).

– Индивидуальная беседа должна быть короткой (5 минут). Общая встреча с родителями преследователей.

– Необходимо собрать родителей до того как ребенок изложит свою версию.

– Общая встреча: предоставление информации о мерах, предпринятых по предотвращению моббинга, о том, что далее будут проводиться встречи с родителями и беседы с детьми.

– Возможны индивидуальные встречи. – Возможно присутствие директора.

  1. Беседа с классом.

– После бесед с вовлеченными учащимися можно провести беседу с классом, иногда сразу после бесед с преследователями (нужно сказать им об этом).

– Учитель информирует класс о происходящем, называет вовлеченных учеников, сообщает о том, что сделано и какие договоренности достигнуты.

– Варианты и сроки проведения беседы с классом зависят от внутренней готовности жертвы и ситуации. Преследователи – общая беседа.

–  Подведение итогов каждой индивидуальной беседы.

–  Подтверждение решения каждого учащегося о прекращении моббинга и помощи жертве.

– Сообщить о том, что согласно закону об образовании родители будут оповещены о том, что произошло и о договоренности (помочь жертве).

– Важно сообщить о месте, времени и теме следующей встречи. Далее предупредить о дальнейших встречах.

– В конце беседы важно «предварить» соблазн сорвать договоренности, проговорить о том, что вы знаете, как они могут себя вести друг перед другом.

Преследователи – следующая беседа.

– Вначале рассказать о своем разговоре с родителями.

– Обсуждение разговора учеников с родителями.

– Необходимо, чтобы дети знали о том, что учителя и директор следят за ситуацией.

– Важно расспросить ребят, как идут дела. Предупредить их о том, что об этом разговоре узнают педагоги и директор.

– Важно поддерживать отвечающего: «Да, я знаю об этом». Встреча преследователей и жертвы.

– Обращение к преследователям с напоминанием о договоренности.

– Затем важно опросить жертву о состоянии дел с ее точки зрения.

– Тот же вопрос задается каждому преследователю.

– Поблагодарить тех, кто проявил доброжелательность к жертве и сообщить, что каждый будет опрошен на следующей встрече о способах помощи.

– Предупредить, что педагоги, родители и директор будут поставлены в известность об изменениях в поведении преследователей – закрепить мотивацию изменений поведения.

5.Общая встреча с родителями жертвы и преследователей.

– Общая встреча родителей обеих сторон конфликта имеет огромное значение. Она не только поможет прекращению конфликта, но и сближению жертвы с другими учениками.

– Такая встреча требует серьезной предварительной работы с родителями.

– Важно, чтобы разговор был конструктивным: как преодолеть насилие и жестокость в отношениях детей. Общая встреча с родителями обеих сторон конфликта и преследователями.

Директор лично проводит встречу. На ней присутствует классный руководитель (куратор) и иногда представитель полиции.

– Директор представляет собравшимся позицию школы, знакомит с правами и обязанностями администрации о пресечении нарушений прав учащихся. Затем он излагает дело, используя слова преследователей.

– Затем приглашает к диалогу: важно, чтобы все пришли к выводу, что происходящее важно остановить.

– Далее оговариваются дальнейшие меры. Санкции. В редких случаях, когда моббинг не прекращается, необходимо сообщить преследователю о возможных санкциях.

– Родителей предупреждают о возможных санкциях заранее.

– Санкции должны быть индивидуальны и негативны для каждого (нельзя выходить из аудитории, нельзя ходить в те зоны ОУ, где может происходить моббинг).

– Санкций должно быть 2-3, так, чтобы с каждой новой воздействие усиливалось

– Все санкции должны быть в рамках закона и этических норм.

  1. Дальнейшее наблюдение и поддержка.

Жертва. Полезно создать условия, при которых ребенок мог бы отличиться и позитивно проявить себя по отношению к другим учащимся (помощь психологической службы).

– Преследователи. Лучшее решение остановить моббинг (не взваливая вину на жертву) – профилактика асоциального поведения, контроль за поведением (работа социально-психологической службы).

Итак, моббинг многолик, он может выражаться в форме оскорбительных замечаний, физического насилия или равнодушия – вплоть до игнорирования. Жертвы чаще всего одиноки, а те, кто издевается над ними, держатся в группе.

У моббинга, кроме действующих лиц, всегда есть сторонние наблюдатели, которые опасаются вмешиваться в ход событий.

Главное, чтобы наши дети поняли, что было бы не интересно жить среди клонов, похожих друг на друга, у которых одинаковые эмоции, мысли и увлечения. Мир становится ярким и удивительным, если нас окружают непохожие друг на друга люди.

Взрослые! Прежде чем учить детей толерантности и эмпатии по отношению к другим, давайте развивать эти прекрасные качества в себе.

Помните древнюю мудрость: “Мы долго учим других тому, чему должны научиться сами».

Любашенко И.А., педагог-психолог РЦ

В статье использованы материалы сайтов

Список литературы.

Руланн Э. «Как остановить травлю в школе». Москва. Генезис.2012г.

pedsovet.su Как учителю противостоять травле школьников?

Samaraposebe/com/school_mobbing Моббинг в школе. Что делать?

cpmss.tgl.net.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.