В последние годы большое внимание уделяется проблеме суицидального поведения в подростковом и юношеском возрасте.
Суицид – одна из основных причин смерти у сегодняшней молодежи.
Суицид является «убийцей №2» молодых людей в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. «Убийцей №1 являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению же специалистов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. Иногда смертельный случай признается суицидом лишь в том случае, если покончивший с собой оставил предсмертную записку, однако большинство тех, кто решил расстаться с жизнью, записок, как правило, не оставляют.
Как правило, суицид не происходит без предупреждения.
Большинство подростков, которые пытаются покончить с собой , почти всегда предупреждают о своем намерении: говорят либо делают что-то такое, что служит намеком о том, что они оказались в безвыходной ситуации и думают о смерти.
Суицид можно предотвратить. Есть мнение, что если подросток принял решение расстаться с жизнью, то помешать ему уже невозможно. Считается также, что если подростку не удалось покончить с собой с первого раза, он будет совершать суицидальные попытки снова и снова, до тех пор, пока не добьется своего.
В действительности же, молодые люди пытаются, как правило, покончить с собой всего один раз. Большинство из них представляют опасность для самих себя лишь в короткий промежуток времени – от 24 до 72 часов. Если кто-то вмешается в их планы и окажет помощь, то скорее всего, снова покушаться на свою жизнь они не будут.
Кто склонен к суициду? Предотвращать суицид было бы проще всего, если бы его совершали только определенные подростки. К сожалению, такой тип установить сложно.
Подростки из богатых семей подвержены суицидальным настроениям не меньше, чем подростки из семей нуждающихся. Суицид совершают не только те подростки, которые плохо учатся и ни с кем не ладят, но и молодые люди, у которых нет проблем ни в школе, ни дома.
Признаки суицидального поведения:
Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на три группы: словесные, поведенческие, ситуационные.
Словесные признаки.
Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:
– прямо и явно говорить о смерти: «я собираюсь покончить с собой»; «я не могу так дальше жить»;
– косвенно намекать о своем намерении: «я больше не буду ни для кого проблемой»; «тебе больше не придется обо мне волноваться»;
– много шутить на тему самоубийства;
– проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
Поведенческие признаки.
- Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить дела, мириться с давними врагами.
- Демонстрировать радикальные перемены в поведении такие, как:
– в еде – есть слишком мало или слишком много;
– во сне – спать слишком мало или слишком много;
– во внешнем виде – стать неряшливым;
– в школьных привычках – пропускать занятия;
– замкнуться от семьи и друзей и т.д.
- Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
Ситуационные признаки.
Человек может решиться на самоубийство, если:
– социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга, чувствует себя отверженным;
– живет в нестабильном (серьезный кризис в семье – в отношениях к родителям или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная проблема);
– ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального;
– была предпринимаемая раньше попытка суицида;
– имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем – то из друзей, знакомых или членов семьи;
– перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);
– лишком критически настроен по отношению к себе.
Рекомендации педагогам в случае, если у ребенка замечена склонность к самоубийству:
1.Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка, в состоянии душевного кризиса, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
2. Оцените серьезность намерения и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
3.Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток: может испытывать серьезные трудности, но при этом и не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находящейся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность такое поведение также может служить основанием для тревоги.
4.Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам.
5.Не бойтесь прямо спросить, не думают ли они о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности высказать свои проблемы.
Во время беседы о суициде человека необходимо убедить в следующем:
– что тяжелое эмоциональное состояние, переживаемое им в настоящий момент, является временным;
– что его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для них тяжелым ударом;
– что он, безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из нее в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать и т.д.
Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.
Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание нашей компетентности и, заинтересованности в его судьбе, готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников к которым можно обратиться. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог или врач). В противном случае, обратитесь к ним сами, чтобы вместе разобрать стратегию помощи.
Подготовила: Любашенко И.А., педагог-психолог ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ»