- Находить и извлекать информацию
- Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.)
- Находить и извлекать одну или несколько единиц информации
- Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста
- Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста
1.3. Определять наличие/отсутствие информации
- Интегрировать и интерпретировать информацию
- 1. Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.)
- Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста)
- Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста
- Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.)
- Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом
2.6. Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста
- Понимать чувства, мотивы, характеры героев
- Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение)
- Осмысливать и оценивать содержание и форму текста
- Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора
- Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов
- Понимать назначение структурной единицы текста
- Оценивать полноту, достоверность информации
- Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах
- Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте
- Использовать информацию из текста
- Осмысливать и оценивать содержание и форму текста
4.1 Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.) без привлечения фоновых знаний
- Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний
- Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу
- Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста
- Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую)
- Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью
В исследовании для учащихся 5-ых и 7 -ых классов задания на каждую группу читательских умений распределены следующим образом (табл. 1):
Группы читательских | 5 класс | 7 класс |
действий | ||
Находить и извлекать информацию | 25 | 20 |
Интегрировать и
интерпретировать информацию |
57 | 52 |
Осмысливать и оценивать содержание и форму текста | 9 | 18 |
Использовать информацию из текста | 9 | 10 |
Табл. 1. Распределение заданий по группам читательских умений в работах для 5-ого и 7- ого классов
О ситуациях и контекстах
В предлагаемой концепции учитываются социальные, учебные, личные аспекты чтения, которые находят отражение в различных ситуациях общения человека с текстом. Перечислим их:
- чтение для личных целей (для себя): включает личные письма (в том числе блоги, чаты, смс), художественную литературу, биографии и др.);
- чтение для общественных целей: включает официальные документы, информацию разного рода о событиях общественного значения и др.;
- чтение для практических целей: тексты инструкции, информация о товарах, услугах; реклама; путеводители; расписание движения транспорта; афиши и т.п. ;
- чтение для получения образования: включает учебную, справочную литературу, научно-популярные тексты.
Выделение данных ситуаций позволяет зафиксировать как цель чтения, так и тематику читаемых текстов. Для исследования учащихся 5-х и 7-х классов в предлагаемых для чтения текстах определены следующие тематические области: межличностные отношения, человек и природа, человек и технический прогресс, экологические проблемы, здоровый образ жизни, безопасность, путешествия по родной земле, научные открытия, выбор товаров и услуг, образование, великие люди нашей страны, будущее и др. При описании разработанных заданий ситуация функционирования текста, определяющая цель чтения, и тематика текста зафиксированы в такой характеристике задания, как «Содержательная область оценки» (сначала указывается ситуация, потом тематика).
Ситуация функционирования текста задаёт и контекст, в котором происходит взаимодействие читателя и текста: личный, общественный, практический, образовательный.
Предложенные для чтения материалы отражают языковой и культурный контекст страны и учитывают возрастные особенности восприятия информации.
Формат заданий
Исследование читательской грамотности проводится на основе заданий с выбором ответа, с кратким и с развёрнутым ответом. Исследования в области оценивания до сих пор не дали ответа на вопрос, какой формат заданий — с выбором ответа, кратким или развёрнутым ответом — можно признать наилучшими для исследования учебных достижений учащихся и для измерения результатов учения. В некоторых исследованиях, например, показано, что задания с выбором ответа и с развернутым ответом проверяют различные умения, требуют для своего выполнения умственной деятельности разного характера. Исследования Центра оценки качества образования ИСРО РАО дают основания утверждать, что некоторые задания, требующие словесного оформления ответа, ничуть не труднее, чем задания с выбором ответа, предлагающие отметить части и разделы текста, сделать извлечения из него.
Подготовила методист РЦ Е.Алюкова по материалам статьи Цукерман Г.А.
«Оценка читательской грамотности. Материалы для обсуждения»
Центр оценки качества образования [Электронный ресурс].