Актуальные направления организации воспитательной и профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением

Положительная динамика в направлении обеспечения безопасности детей и молодёжи возможна лишь при нивелировании факторов опасности, которые имеют, как правило, сочетание трех основных элементов: «опасная среда – деструктивное (возможно, виктимное) поведение – безнадзорность».

     В связи с этим рекомендовано в рамках ранней профилактики девиантности обучающихся своевременное выявление факторов социального неблагополучия и дезадаптации детей и молодежи.

      С этой целью важно в образовательной организации реализовывать следующие основные направления работы:

– выявление обучающихся, находящихся в социально опасном положении, в трудной жизненной ситуации;

– выявление обучающихся, не посещающих или систематически пропускающих образовательную организацию по неуважительным причинам;

– педагогическое наблюдение и психологическая диагностика с фиксацией маркеров (любых признаков, которые могут служить сигналом социальной дезадаптации и делинквентности);

– обеспечение психологической безопасности образовательной среды, пресечение фактов травли;

– мониторинг аккаунтов обучающихся в социальных сетях с целью выявления информации, склоняющей к деструктивному, в том числе противоправному поведению, и вовлечения обучающихся в криминальные группы;

– реализация педагогических мероприятий по формированию, развитию личностных характеристик, предупреждающих делинквентное поведение;

– психологическая коррекция личностных особенностей, выступающих персональными факторами делинквентности.

    Для своевременного выявления психологических предикторов девиантного поведения необходимо диагностировать мотивационно-потребностную сферу, сферы социального и морально-ценностного развития обучающихся, психоэмоциональные особенности, волевые качества и ресурсы саморегуляции, коммуникативную компетентность, ассертивность, критическое мышление. Также в целях раннего выявления риска аддикций и других отклонений у обучающихся рекомендуется использовать результаты социально-психологического тестирования.

   В целях минимизации риска девиантного поведения обучающихся в условиях образовательной организации рекомендуется использование следующих превентивных технологий:

– технологии организации социальной среды (формирование негативного общественного мнения по отношению к деструктивным поведенческим проявлениям; социальная реклама здорового образа жизни и сознательного отказа от девиантного поведения; работа с молодежными субкультурами);

– информационная технология (корректное, безопасное и доступное информирование о девиантном поведении с жизнеутверждающих позиций, без «запугивания» и разжигания интереса);

– технология активного обучения социально важным навыкам и формирования социально важных характеристик (формирование резистентности к негативному влиянию, ассертивности, жизненных навыков и т.п.);

–  технология организации деятельности, альтернативной девиантному поведению (раннее воспитание позитивных интересов, вовлечение ребенка в различные социально одобряемые формы активности: физическую культуру и спорт, искусство, науку);

– технология воспитания здорового образа жизни;

– технологии коррекции психологического неблагополучия и активации личностных ресурсов (формирование жизнестойкости, стрессоустойчивости, тренинги конструктивного разрешения конфликтов и др.).

   Для реализации данных технологий необходимо создать в образовательной организации воспитывающую среду, отвечающую следующим условиям:

  1. Стимулирование, поддержка усвоения обучающимися общественно одобряемого опыта; обеспечение позитивной самореализации и социокультурной активности; привлечение к добровольческой, волонтерской деятельности.
  2. Повышение уровня нормативно-правового сознания у обучающихся, формирование нравственно-правовой культуры, базирующихся на нравственных принципах, ответственности; закрепление социально значимых ценностных ориентаций.
  3. Развитие у обучающихся социальной компетентности, критического мышления и ассертивности с целью недопущения вовлечения в деструктивные практики; включение в разрешение различных социальных противоречий, конфликтов в имитируемых и реальных ситуациях; вариативное проектирование обучающимися своего поведения в возможных трудных жизненных обстоятельствах.
  4. Привлечение превентивных ресурсов из сферы искусства, истории, литературы, религии, традиций, физической культуры и спорта.
  5. Обеспечение содержательного досуга у обучающихся, стимулирование у них стремления к получению дополнительного образования; поощрение разработок и реализации собственных социально значимых проектов; создание «полей конструктивного выброса энергии»; привлечение сепаратных детско-молодежных субкультур к социально значимой деятельности (легитимация субкультур).
  6. Психолого-педагогическое сопровождение социализации обучающихся, оказавшихся в критических, трудных жизненных обстоятельствах; информирование о возможных способах получения помощи от профильных специалистов, служб, ведомств; формирование жизнестойкости и социально востребованных жизненных навыков.
  7. Гуманистическая ориентированность профилактического процесса в сочетании с высокой требовательностью ко всем субъектам профилактики, в том числе к детям и молодежи.
  8. Слаженное взаимодействие образовательного учреждения с семьей, обеспечивающее единство и согласованность воспитательных усилий; обеспечение ценностно-ориентационной преемственности поколений; социально-педагогическое сопровождение при затруднениях семейного воспитания.
  9. Обеспечение объединения и согласованности профилактических усилий ведомств и специалистов, организация обмена информацией о рисках распространения девиантного поведения и ресурсах его профилактики; привлечение к профилактике различных гражданских институтов, общественных объединений, волонтеров, деятелей из медийно-информационной среды.
  10. Обеспечение готовности образовательного учреждения к полноценной и эффективной организации профилактики деструктивного поведения детей и молодежи, связанной с компетентностью педагогических работников, комфортной и безопасной образовательной средой, нравственно-правовой культурой взаимоотношений участников.

   Особой ценностью обладают мероприятия, нацеленные на осмысление альтруистических духовно-нравственных ценностей («старания ради блага других»). При организации профилактической работы с обучающимися, склонными к суицидальному поведению, рекомендуются актуализация антисуицидальных барьеров, развитие адаптивных ресурсов и стратегий преодоления трудностей, стрессоустойчивости и эффективного совладания с трудными ситуациями, формирование жизненных навыков и компонентов жизнестойкости. Важно выстроить систему качественного правового воспитания и формирования правовой культуры у обучающихся. В программу формирования законопослушного поведения рекомендуется включать следующие формы работы: проблемные правовые лекции, анализ юридических источников, решение практических заданий, информационно-правовые сообщения обучающихся, круглые столы, семинары и конференции на тему правовой культуры, обсуждение юридических коллизий и кейсов, ролевые правовые игры, мозговые штурмы, проекты по правовой тематике, правовые квесты и др.

   Реализация вышеуказанных мер будет способствовать повышению результативности воспитательной и профилактической работы, раннему выявлению социально негативных явлений в детской и молодёжной среде.

Баракина О.С., педагог -психолог «ГБУ ДПО Похвистневский РЦ

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.