По итогам комплексного анализа результатов оценочных мероприятий Рособрнадзора шесть школ Северо-Восточного образовательного округа (15% от общего количества ОО) вошли в число школ с низкими образовательными результатами (далее – НОР). Были выявлены проблемные поля школ с НОР, в числе которых недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов и недостаточный уровень психологического сопровождения образовательного процесса. Предметная тематика наставничества педагогов была определена на основе выявленных затруднений и дефицитов педагогов, а также на основе управления профессиональным развитием педагогических коллективов.
В рамках психологического сопровождения образовательных организаций с НОР в период с апреля – май 2021 года была проведена адресная работа с педагогами в форме тренингов. Принцип адресности и целевого обучения педагогов является основополагающим. Важнейшим инструментом решения данной методической задачи является выработка общей стратегии школы, повышения «командного духа», снижение уровня эмоционального выгорания. Способность работать в команде на современном этапе рассматривается как базовая компетентность педагога, поскольку влияет на качество совместной работы и в то же самое время определяет результаты и успех работы.
В школе с НОР способность действовать в команде, несомненно, является одним из наиболее востребованных личных и профессиональных качеств наряду с организаторскими способностями, педагогическим мастерством, оптимизмом, эмоциональной устойчивостью, терпением и самоуважением, готовностью оказать помощь своим коллегам. Ключевым фактором эффективной работы команды является способность каждого ее члена «работать на результат» и уважать мнения всех сотрудников. Эти качества необходимы педагогам, кто хочет строить отношения с другими на основе взаимного уважения, коммуникации и сотрудничества.
Специалистами ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» проводились тренинги с педагогами школ по командообразованию и профилактике профессионального выгорания. В психологических тренингах приняли участие 93 педагога шести образовательных организаций (в том числе директора, завучи, учителя начальных классов, педагоги-предметники, педагоги-психологи). Доля педагогов, принявших участие в тренингах, составляет 83%. Продолжительность тренинга – 1,5 часа
График проведения психологических тренингов для педагогов по командообразованию/ профилактике профессионального выгорания
№ | Наименование ОО | Дата проведения | Кол-во
педагогов |
1. | ГБОУ СОШ с. Старый Маклауш | 15.04.2021 | 18 |
2. | ГБОУ ООШ с. Малый Толкай | 22.04.2021 | 10 |
3. | ГБОУ ООШ № 4 г. Похвистнево | 26.04.2021 | 7 |
4. | ГБОУ СОШ с. Новое Якушкино | 14.05.2021 | 16 |
5. | ГБОУ СОШ с. Алькино | 19.05.2021 | 17 |
6. | ГБОУ СОШ с. Савруха | 20.05.2021 | 25 |
Всего | 93 |
Забелиной И.А., начальником социопсихологического отдела Похвистневского РЦ, была разработана Программа психологических тренингов «Командообразование. Мы одна команда». В качестве универсального рассматривалось следующее определение команды, сформулированное отечественными исследователями: команда – это группа людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей. Тренинги по командообразованию рассчитаны на формирование модели эффективной команды: сплочение коллектива, конструктивное достижение общей цели и реализации задач, развитие способности нахождения эффективных оригинальных решений и способов поведения в различных ситуациях.
Задачи тренинга:
– создать положительную атмосферу в течение тренинга (объединение, атмосфера доверия, поддержка каждого из участников);
– обучать приемам эффективного взаимодействия, самоконтроля и уравновешенности;
– отработать правила совместной коллективной работы с учетом интересов каждого педагога, развить способности нахождения эффективных оригинальных решений и способов поведения в различных ситуациях, повысить осознание рациональности распределения командных ролей и обязанностей;
– снижать чрезмерное эмоциональное напряжение, устранять барьеры, препятствующие продуктивным конструктивным действиям, регулировать социальные отношения средствами игровой коррекции поведения;
– развивать педагогическую рефлексию, стремления осмыслить внутренние механизмы по сплочению коллектива, достижению общей цели и реализации задач.
Каждое подобранное упражнение психологического тренинга сопровождалось рефлексией. Педагоги активно выражали свою точку зрения, открыто делились чувствами, эмоциями совместно обсуждали групповые и индивидуальные успехи и трудности. Устойчивость доверительной и доброжелательной атмосферы благоприятно способствовала достижению цели тренинга и получению позитивных эмоций среди участников. Была отмечена высокая результативность и эффективность новой формы взаимодействия для педагогического коллектива.
Полученные результаты в процессе тренингов:
Прогнозируемые результаты:
- Повышение уровня коммуникации и сплочения педагогов.
- Улучшение взаимодействия между педагогами.
- Совершенствование гибкости профессионального мышления, увеличение скорости принятия командного решения.
- Формирование позитивного взгляда на возможности команды.
И.А. Забелина, начальник социопсихологического отдела ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ»