Адресная работа со школами с НОР: психологические тренинги для педагогов по командообразованию

По итогам комплексного анализа результатов оценочных мероприятий Рособрнадзора шесть школ Северо-Восточного образовательного округа (15% от общего количества ОО) вошли в число школ с низкими образовательными результатами (далее – НОР). Были выявлены проблемные поля школ с НОР, в числе которых недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов и недостаточный уровень психологического сопровождения образовательного процесса. Предметная тематика наставничества педагогов была определена на основе выявленных затруднений и дефицитов педагогов, а также на основе управления профессиональным развитием педагогических коллективов.

        В рамках психологического сопровождения образовательных организаций с НОР в период с апреля – май 2021 года была проведена адресная работа с педагогами в форме тренингов. Принцип адресности и целевого обучения педагогов является основополагающим. Важнейшим инструментом решения данной методической задачи является выработка общей стратегии школы, повышения «командного духа», снижение уровня эмоционального выгорания. Способность работать в команде на современном этапе рассматривается как базовая компетентность педагога, поскольку влияет на качество совместной работы и в то же самое время определяет результаты и успех работы.

     В школе с НОР способность действовать в команде, несомненно, является одним из наиболее востребованных личных и профессиональных качеств наряду с организаторскими способностями, педагогическим мастерством, оптимизмом, эмоциональной устойчивостью, терпением и самоуважением, готовностью оказать помощь своим коллегам. Ключевым фактором эффективной работы команды является способность каждого ее члена «работать на результат» и уважать мнения всех сотрудников. Эти  качества  необходимы педагогам, кто хочет строить отношения с другими на основе взаимного уважения, коммуникации и сотрудничества.

Специалистами ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» проводились тренинги с педагогами школ по командообразованию и профилактике профессионального выгорания.  В психологических тренингах приняли участие 93 педагога шести образовательных организаций (в том числе директора, завучи, учителя начальных классов, педагоги-предметники, педагоги-психологи). Доля педагогов, принявших участие в тренингах, составляет 83%. Продолжительность тренинга – 1,5 часа

График проведения психологических тренингов для педагогов по командообразованию/ профилактике профессионального выгорания

 

Наименование ОО Дата проведения Кол-во

 педагогов

1. ГБОУ СОШ с. Старый Маклауш 15.04.2021 18
2. ГБОУ ООШ с. Малый Толкай 22.04.2021 10
3. ГБОУ ООШ № 4 г. Похвистнево 26.04.2021 7
4. ГБОУ СОШ с. Новое Якушкино 14.05.2021 16
5. ГБОУ СОШ с. Алькино 19.05.2021 17
6. ГБОУ СОШ с. Савруха 20.05.2021 25
  Всего 93

Забелиной И.А., начальником социопсихологического отдела Похвистневского РЦ, была разработана Программа  психологических тренингов  «Командообразование. Мы одна команда». В качестве универсального рассматривалось следующее определение команды, сформулированное отечественными исследователями: команда – это группа людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей. Тренинги по командообразованию рассчитаны на формирование модели эффективной команды: сплочение коллектива, конструктивное достижение общей цели и реализации задач, развитие способности  нахождения эффективных оригинальных решений  и  способов поведения  в  различных  ситуациях.

   Задачи тренинга:

– создать положительную атмосферу в течение тренинга (объединение, атмосфера доверия, поддержка каждого из участников);

– обучать приемам эффективного взаимодействия, самоконтроля и уравновешенности;

– отработать правила совместной коллективной работы с учетом интересов каждого педагога, развить способности нахождения эффективных оригинальных решений и способов поведения в различных ситуациях, повысить осознание рациональности распределения командных ролей и обязанностей;

      – снижать чрезмерное эмоциональное напряжение, устранять барьеры, препятствующие продуктивным конструктивным действиям, регулировать социальные отношения средствами игровой коррекции поведения;

– развивать педагогическую рефлексию, стремления осмыслить внутренние механизмы по сплочению коллектива,  достижению общей цели и реализации задач.

Каждое подобранное упражнение психологического тренинга сопровождалось рефлексией. Педагоги активно выражали свою точку зрения, открыто делились чувствами, эмоциями совместно обсуждали групповые и индивидуальные успехи и трудности.  Устойчивость доверительной и доброжелательной атмосферы благоприятно способствовала достижению цели тренинга и получению позитивных эмоций среди участников. Была отмечена высокая результативность и эффективность новой формы взаимодействия для педагогического коллектива.

Полученные результаты в процессе тренингов:

Прогнозируемые результаты:

  1. Повышение уровня коммуникации и сплочения педагогов.
  2. Улучшение взаимодействия между педагогами.
  3. Совершенствование гибкости профессионального мышления, увеличение скорости принятия командного решения.
  4. Формирование позитивного взгляда на возможности команды.

И.А. Забелина, начальник социопсихологического отдела ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.