Практико-ориентированный семинар по теме «Одаренные дети: от отбора до развития»

Пост-релиз

25 марта 2021 года в рамках педагогического всеобуча, повышения профессиональных компетенций педагогов состоялся окружной практико-ориентированный семинар по теме «Одаренные дети: от отбора до развития».

В семинаре приняли участие руководители образовательных организаций округа, заместители директора по УВР, учителя начальных классов, педагоги-предметники, педагоги-психологи из 29 образовательных организаций округа. Участники семинара получили возможность познакомиться с различными педагогическими практиками, направленными на выявление и развитие интеллектуального потенциала, продуктивного мышления, творческих и спортивных способностей одаренных обучающихся.

             Во вступительной части семинара Е.А. Серова, начальник отдела развития СВУ МОиНСО, сказала, что работа с одаренными детьми – это сложный и не прекращающийся процесс. Такая задача решается за счет внесения изменений в содержание Программы развития и воспитания образовательной организации в соответствии с ФГОС общего образования. Возникает необходимость поиска эффективных способов выявления и обучения одаренных и талантливых детей, создания условий для их интеллектуального и личностного развития.

И.А. Забелина, начальник социопсихологического отдела ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», рассказала об основных аспектах организации работы с одаренными детьми. Ирина Анатольевна остановилась на понятиях «одарённость», «одарённые дети», познакомила с нормативно-правовыми документами, локальными актами, регламентирующими деятельность  в части осуществления работы с одаренными детьми, назвала этапы организации работы школы по данному направлению; рассмотрела вопрос о роли института наставничества, установленной тесной связи с вузами Самарской области в рамках областной программы «Взлет».

В своей презентации учитель истории и обществознания И.П. Никитушкина, представила модель создания условий для выявления и поддержки одарённых и талантливых обучающихся в ГБОУ СОШ № 1 г. Похвистнево. Знаю-могу применить-               знаю, как применить-имею своё отношение – эта логическая цепочка определяет развитие одарённости учащегося. Разработка индивидуального образовательного маршрута позволит вести работу в системе и поэтапно.

О выявлении и  развитии творческой одарённости у учащихся в условиях пространственно-эстетической  образовательной среды детского объединения «Живая глина»  выступила Л.А. Гаранина, педагог дополнительного образования СП «Прометей» ГБОУ СОШ № 2 им. В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино. Применительно к обучению  художественно одарённых детей в учреждении применяются следующие методы:

 – индивидуальное обучение или в малых группах по программам творческого развития «Художественная керамика»;

 – работа над исследовательскими и творческими проектами в режиме наставничества;

 -организация творческих конкурсов, фестивалей, выставок;

 – мастер-классы для педагогов и воспитанников, творческие  мастерские;

 – конкурсно-игровые мероприятия.

Т.С. Кудряшова, учитель ГБОУ СОШ им. М.К. Овсянникова с. Исаклы, рассказала об этапах организации работы со спортивно одарёнными детьми на уроках физической культуры. Работа ведётся в соответствии с методическими рекомендациями о механизмах и критериях отбора спортивно одаренных детей (приказ Минспорта РФ от 25 августа 2020 года № 636). Первый этап – первичный отбор, этап направлен на выявление задатков и способностей ребёнка. На втором этапе дети, успешно прошедшие отбор для зачисления их в спортивные секции по видам спорта, комплектуются в группы. Главная цель третьего этапа – это попадание спортивно одаренных детей в сборные команды школы по видам спорта и увеличение количества сдавших нормативы ВФСК ГТО. Четвертый этап предусматривает выявление спортивно одаренных детей, которые способны войти в составы сборной области, субъекта РФ или спортивных сборных команд Российской Федерации.

Поделилась опытом работы учитель технологии и информатики  ГБОУ СОШ  им. П.В.Кравцова с. Старопохвистнево К.В. Козлова. Центр образования гуманитарного и цифрового профилей «Точка Роста» в школе используется как стартовая инновационная площадка для выявления, развития и поддержки одарённых и  талантливых детей. Главное – вовремя заметить и выявить не только интерес учеников к оборудованию, но и склонности и специальные способности в условиях развивающей образовательной среды Центра. Роль учителя-наставника:

  • научный руководитель, выводящий ученика на высокий профессиональный уровень в работе над темой, избранной самим учеником;
  • координатор индивидуальной работы при подготовке к участию в конкурсах, олимпиадах.

       Е.Р. Мингалиева, педагог-психолог ГБОУ СОШ с. Камышла, автор программ «Формула успеха» и «Классные родители», рассказала о проблемах одарённого ребенка, этапах психолого-педагогического сопровождения. Учитель не должен возводить одарённого ребенка на пьедестал или делать из него вундеркинда в глазах других учеников. Успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание его исключительности достижений рождает чаще всего раздражение, ревность и отторжение вместо ожидаемой похвалы.

Участники семинара отметили актуальность и содержательность семинара, выразили пожелания о продолжении начатой в ходе нее работы, о необходимости проведения ежегодного семинара по данной проблеме. В анкете обратной связи педагоги отметили, что в собственной практике они хотели бы апробировать алгоритм выявления и развития одарённых детей, а центр «Точка Роста» будут рассматривать как площадку для развития интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств  обучающихся. С материалами  выступлений, представленные на семинаре, можно смотреть по ссылке  https://disk.yandex.ru/d/eajvEExwbG4hrA?w

Предложения по освещению вопросов на следующих семинарах:

– разработка индивидуального образовательного  маршрута для одарённого ребенка;

-использование потребностно-инструментального подхода при работе с одарёнными и талантливыми детьми;

-работа с родителями, формы сотрудничества, мотивация детей и родителей, методы поощрения;

-преемственность в вопросе сопровождения одарённых детей из начальной школы в среднее звено;

– распространение лучших психолого-педагогических практик по работе с одарёнными детьми.

И.А. Забелина, начальник социопсихологического отдела, педагог-психолог

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.