Отчет о проведении самоаудита по организации коррекционно-развивающего сопровождения обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях, подведомственных СВУ МОиН СО

Основание для проведения самоаудита: выполнение госзадания МОиНСО (п.р.6.1).

Дата проведения: с 22.09. – 25.09.2020.

Цель проведения: контроль и сбор информации (локальных актов, документов) о содержании и характере деятельности в образовательных организациях по организации коррекционно-развивающего сопровождения обучающихся с ОВЗ.

Коррекционноразвивающее сопровождение – это организация и проведение мероприятий, в ходе которых осуществляется  коррекция каких-либо отклонений, недостатков личности ребенка на основе развития его потенциальных возможностей. Это целенаправленная помощь на преодоление и/или ослабление недостатков в психическом и/или физическом развитии обучающихся с ОВЗ.

Одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования является реализация права на образование обучающихся с ограниченными возможностями (ОВЗ) и инвалидностью посредством специальных условий. В соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии образовательные организации обеспечивают коррекционно-развивающее сопровождение обучающихся с ОВЗ.

В период с 22.09. – 25.09.20. проведен самоаудит образовательных организаций по организации коррекционно-развивающего сопровождения обучающихся с ОВЗ. Завучи школ округа заполняли форму по своему образовательному учреждению по критериям:

  • нормативно-правовое обеспечение (локальные акты);
  • программное обеспечение;
  • деятельность ППк;
  • материально-технические условия;
  • кадровое обеспечение;
  • информационное обеспечение.

При определении параметров ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» руководствовался следующими положениями:

  1. Локальные акты образовательного учреждения, регламентирующие обучение и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ.
  2. Разработанные адаптированные основные общеобразовательные программы, адаптированные образовательные программы по видам нарушения (в соответствии с контингентом обучающихся с ОВЗ), специальные индивидуальные программы развития для обучающихся с УО, рабочие программы педагогов.
  3. Деятельность ППк (в соответствии с письмом Минобрнауки РФ от 27.03.00г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» и Распоряжением министерства просвещения РФ от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации» образовательное учреждение заключает договор о взаимодействии Центральной и/или Территориальной психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и школьного ППк, деятельность которого регламентируется соответствующим локальным актом «Положением о ППк ОУ».
  4. Материально-технические условия сопровождения детей с ОВЗ (согласно актуальной нормативной базе в сфере образования образовательная организация обязана создать условия для получения качественного образования каждым обучающимся, включая обучающихся с ОВЗ). Специальные образовательные условия определяет ПМПК и фиксирует это в рекомендациях. В случае зачисления в образовательную организацию обучающегося с ОВЗ администрация берет на себя обязательства по созданию специальных образовательных условий, определенных ПМПК.
  5. Кадровое обеспечение обучения и психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ. Согласно ФГОС, организация, осуществляющая образовательную деятельность и реализующая основные образовательные программы начального/основного общего образования и адаптированные основные общеобразовательные программы обучающихся с ОВЗ, должна быть укомплектована квалифицированными кадрами. Уровень квалификации работников организации для каждой занимаемой должности должен отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках. Непрерывность профессионального развития работников организации должна обеспечиваться освоением работниками организации дополнительных профессиональных программ по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. Таким образом, педагоги, обучающие/осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, должны регулярно повышать квалификацию в области специальной педагогики/психологии. Для обеспечения качественного обучения детей группы риска, в том числе детей с ОВЗ и/или инвалидностью, в образовательном учреждении должно быть организовано психолого-педагогическое сопровождение этих обучающихся силами специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог) образовательной организации или в рамках сетевого образования по договору с другими образовательными учреждениями, где есть педагогические работники нужных специальностей
  6. Информационное обеспечение, оснащение. Согласно приказу Минобрнауки РФ от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательного учреждения в информационно-телекоммуникационной сети «интернет» и формату представления на нем информации» с изменениями от 27.11.2017г. на сайте образовательной организации должна быть размещена информация об организации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ.

Форму заполнили 36 общеобразовательных учреждений, в которых обучаются учащиеся с ОВЗ. Работа по заполнению таблицы позволила школам провести самоанализ по наличию необходимой документации и выявить проблемы и недоработки по созданию специальных условий в образовательной организации. Ресурсный центр получил информацию о состоянии  организации коррекционно-развивающего сопровождения обучающихся с ОВЗ при внедрении ФГОС ОВЗ, ФГОС ИН.

Выводы:

  1. Во всех образовательных организациях округа (100%) разработаны локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образования обучающихся с ОВЗ, обучение обучающихся на дому по медицинским показаниям, их психолого-педагогическое сопровождение, разработку и реализацию адаптированных основных общеобразовательных и адаптированных рабочих программ, а так же индивидуальных учебных планов.
  2. Разработана адаптированная основная образовательная программа (АООП) начального общего образования обучающихся по видам нарушения  в 94% ОО, т.е в тех школах, в которых обучаются ученики со статусом «обучающийся с ОВЗ». Имеются адаптированные образовательные программы (АОП) в 92% ОО. Специальные индивидуальные программы развития (СИПР) для обучающихся (по заключению ПМПК), рабочие программы по предметам учителями разработаны в 94% школах. Реализуются программы (психологические, логопедические, дефектологические) по спецкурсам в 75% школах, программы внеурочной деятельности с видами направлений коррекционной работы – в 89% ОО. Индивидуальные учебные планы на обучающихся с ОВЗ и расписание уроков, занятий обучающихся на дому, согласованные с  родителями (законными представителями), имеются во всех образовательных организациях (100%).
  3. Во всех образовательных учреждениях созданы Психолого-педагогические консилиумы (ППк). В школах имеются Приказ о создании ППк с утвержденным составом специалистов ППк (в 97% ОО), график проведения плановых заседаний ППк на учебный год (в 92% ОО). Ведется текущая документация в соответствии с регламентом, заявленным в Положении о ППк ОУ: журнал учета заседаний ППк и обучающихся, прошедших ППк (в 92% ОО), журнал регистрации коллегиальных заключений ППк (в 89% ОО), протоколы заседания ППк и журнал направлений обучающихся на ПМПК (в 92% ОО), коллегиальное заключение ППк на каждого ребенка с ОВЗ (в 78% ОО), согласие родителей (законных представителей) обучающегося на проведение психолого-педагогического обследования специалистами ППк (в 89% ОО), карта развития обучающегося с ОВЗ (в 92% ОО). Предполагаемые сроки устранения нарушения – до 15.10.2020. Документация ППк образовательной организации нуждается в актуализации и доработке.
  4. Материально-технические условия созданы не в полной степени. Доступный и беспрепятственный доступ детей-инвалидов, обучающихся с ОВЗ в ОО, обеспечен в 78% школ. Специализированные кабинеты психолога, логопеда, дефектолога имеются в 45% школах. Учебные пособия, дидактический материал в соответствии с имеющимися видами нарушений у обучающихся с ОВЗ представлены в 64% школах, а научная, учебно-методическая, справочно-информационная литература, в том числе выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля, крупношрифтовых изданий для слабовидящих (при наличии детей данной категории) – в 25% школах. Техническими средствами обучения (компьютер с программным обеспечением, слайд-проектор, мультимедиапроектор, магнитная доска, экран) обеспечены 89% школ, иллюстративной наглядностью (таблицы, схемы и т.п) – 72% школ. Учебники, учебные пособия обучающимся с ОВЗ предоставляются бесплатно во всех образовательных организациях округа.
  5. Образовательные учреждения укомплектованы учителями, уровень квалификации которых соответствует квалификационным требованиям в 64% школ. Педагоги имеют курсовую подготовку по организации образования обучающихся с ОВЗ не менее 72 часов. Практически во всех школах в штате имеются педагоги-психологи (в 92% ОО), а учителя-логопеды – в 56% ОО, учителя-дефектологи – в 38% ОО.
  6. Информационные условия обеспечены в 92% ОО. На сайтах размещена информация об организации обучения детей с ОВЗ.

 

Рекомендации:

  1. Пакет нормативных документов образовательных организаций, осуществляющих обучение детей с ОВЗ, привести в соответствие с ФЗ от 29.12.2013г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации, «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», утвержденным приказом МОиН РФ от 30.08.2013г. № 1015 (в редакции 2019г.), требованиями ФГОС НОО и ФГОС ООО (в редакции 2016г.), приказом № 1598 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ», приказом № 1599 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

  1. Доработать имеющиеся программы с учетом возрастных особенностей обучающихся с ОВЗ. Отразить в них: механизм взаимодействия участников образовательного процесса, мониторинг результативности коррекционно-педагогической деятельности педагогов и специалистов, конкретизировать деятельность ППк в реализации программы коррекционной работы.
  2. Структурировать АООП образовательных организаций для обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС ОВЗ, содержание АООП актуализировать с учетом кадровых и материально-технических возможностей конкретного образовательного учреждения.
  3. Администрации образовательных учреждений создать условия для регулярного повышения квалификации учителей в области специальной педагогики и психологии, а также для реализации рекомендаций ПМПК в полном объеме.
  4. Своевременно вести текущую документацию ППк, содержание Карт развития обучающихся с ОВЗ привести в соответствие с Положением о ППк образовательной организации.
  5. Администрации образовательных учреждений рассмотреть возможность систематизации информации об организации инклюзивного обучения детей с ОВЗ на сайте школы.

 

Дата составления: 30.09.2020 г.

 

Начальник социопсихологического отдела

ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ»                                             И.А. Забелина

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.