Справка об итогах экспертизы ООП дошкольного образования на соответствие требований ФГТ

В соответствии с Законом образования РФ и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.

В соответствии с письмом директора Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ Низиенко Е.Н. от 21.10.2010 № 03-248 министерством образования и науки Самарской области установлен переходный период для внедрения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ФГТ) в образовательных учреждениях Самарской области до 1 сентября 2012 года и разработан план соответствующих мероприятий.

В течение переходного периода всем образовательным учреждениям СВУ, реализующим основные общеобразовательные программы дошкольного образования (далее – ДОУ), необходимо было разработать (скорректировать) основные общеобразовательные программы дошкольного образования.

При разработке основной образовательной программы дошкольного образования, реализуемой конкретным образовательным учреждением, следовало учитывать направляемые методические рекомендации (Приложение к письму директора Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ Низиенко Е.Н. от 21.10.2010 № 03-248Руководители всех образовательных учреждений округа ознакомлены с приказом Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009года № 655), а так же с комплексными программами нового поколения.

Согласно приказу №023 – од от 22.06.2012г РЦ провел экспертизу основных программ дошкольного образования на соответствие ФГТ. По состоянию на 01.07.2012 года дошкольные образовательные учреждения разработали и представили программы: г.о. Похвистнево -11учреждений из12 ,что составляет 92%, Похвистневский район-11 учреждений из 22 (50%) ,Исаклинский район 6из6,что составило100%,Клявлинский район -3из5 (60%) , Камышлинский район 8из8(100%). Наиболее благоприятная ситуация на соответствие содержания ООП требованиям ФГТ отмечается в г.о Похвистнево. Как показал просмотр программ , основные недоработки связаны с недостаточным учетом принципов, ставших концептуальной основой для разработки программы (п. 2.4. Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования):

  • не в полной мере соблюден принцип соответствия возрастным и индивидуальным особенностям детей в программах;
  • недостаточно прослеживается развивающий характер образования в содержании программы ;
  • принцип научной обоснованности в разработке программы, связанный с опорой на основные положения дошкольной педагогики и возрастной психологии отражен недостаточно;
  • зачастую страдает принцип практической применимости разработанных программ ;
  • принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности нарушен, наблюдается информационная перегруженность содержательных разделов;
  • реализация принципа интеграции образовательных областей вызвала затруднение;
  • значительная часть учреждений затрудняется в сочетании непосредственно образовательной деятельности и проведения режимных моментов ;
  • выявлено несоответствие программ принципу учета возрастных особенностей детей, отсутствует приоритет игры;

Наибольшее затруднение у педагогов ДОУ вызывает определение «разумного минимума» при разработке содержания образовательной программы .

В программе должно быть предусмотрено взаимодействие с семьями. Это самый благополучный показатель – ДОУ полностью или частично предусмотрели данный раздел в своих программах.

В обязательной части программы все необходимые разделы (пояснительная записка, раздел о режиме, разделы, соответствующие 10 образовательным областям, коррекционная работа (для компенсирующих и комбинированных групп), планируемые результатов системы психолого-педагогического обследования детей, система мониторинга) выявлены только у 69% ДОУ (больше всего вопросов вызывает наполнение разделов «Содержание коррекционной работы (для детей с ОВЗ) и «Система мониторинга»).

70% ДОУ не разработали в программе региональный компонент с учетом специфики социально-экономических, национально-культурных, демографических и климатических условий в ДОУ.

Были выявлены следующие нарушения:

  • основная общеобразовательная программа ДОУ, не содержит части, формируемой участниками образовательного процесса;
  • ДОУ не обеспечивают функционирование системы внутреннего мониторинга качества образования;
  • раздел о содержании психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей основной общеобразовательной программы ДОУ не содержит формы организации образовательной деятельности, осуществляемой как в процессе организации различных видов детской деятельности, так и в ходе режимных моментов, средств, методов и приемов работы с детьми;
  • основная общеобразовательная программа ДОУ не содержит раздел о планируемых промежуточных результатах освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
  • наличие в образовательной программе ДОУ ссылок сразу на несколько комплексных программ;
  • отсутствие новых сеток планирования непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГТ.

Уровни готовности ООП дошкольного образования на соответствие ФГТ в образовательных учреждениях СВУ МОиНСО

Территория Кол-во СП дошколь-ного образова-ния Кол-во ОУ, представивших ООП в РЦ Уровни готовности
Высокий Средний Ниже среднего Низкий
Г.о. Похвистнево 12 11/92% 4 5 1 1
М.р. Похвистневский 22 11/50% 1 2 4 4
М.р. Исаклинский 6 6/100% 1 1 4
М.р. Клявлинский 5 3/60% 2 1
М.р. камышлинский 8 8/100% 1 4 3
Итого по округу 53 39/73,5% 6/15% 8/20,5% 12/30,7% 13/33,3%

Результаты экспертизы 39 представленных программ на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, показали, что в дошкольных образовательных учреждениях Cеверо-Восточного округа разработаны и реализуются основные общеобразовательные программы, составленные в соответствии с ФГТ. Тем не менее, разработка основных общеобразовательных программ дошкольного образования еще вызывает затруднения у руководителей ДОУ, ввиду отсутствия федерального реестра примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

Так как образовательная программа – это документ, который подлежит постоянной (ежегодной) корректировке , руководителям ОУ рекомендовано продолжить работу по наполнению разделов ООП материалами в соответствии с ФГТ.

По результатам экспертизы была проделана следующая работа:

  1. Проведены индивидуальные и групповые консультации по вопросам разработки и написания ООП – 42 консультации для 65 педагогов округа.
  2. Проведен обучающий семинар для заместителей директоров ГБОУ по дошкольному образованию по теме: «Разработка образовательных программ дошкольного образования в соответствии ФГТ».
  3. Результаты экспертизы ООП на соответствие ФГТ были доведены до директоров образовательных учреждений округа на совещании руководителей 26.06.2012г.

Методист ГБУ  ЦПК «Похвистневский РЦ» Алюкова Е.В.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.