20 октября 2016 г. в г. Самара в ОГТ «Ариадна» состоялся I съезд учителей истории, обществознания, экономики и права. В работе съезда приняли участие учителя истории и обществознания Северо-Восточного управления министерства науки и образования Самарской области.
С приветственным словом к делегатам обратилисьВасильев В.В., ректор СИПКРО, Мачалов О.Д., ректор СГСПУ, Козловская Г.Е., директор Самарского филиала Московского государственного педагогического университета.
На съезде выступил Артасов Игорь Анатольевич – заместитель председателя Федеральной комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов ЕГЭ по истории в Федеральном институте педагогических измерений (ФИПИ), член авторского коллектива УМК История России под ред. А.В. Торкунова – с докладом “Особенности оценки качества школьного исторического образования“. В его выступлении говорилось о всероссийских проверочных работах, планируемых в 2016-2017 учебном году, о переходе на преподавание истории по новым учебникам, об электронных версиях пособий , которые можно скачать с сайта издательства «Просвещение», о причинах изменений моделей ЕГЭ по истории и демонстрационном варианте ЕГЭ в 2017 г.
Доклад по теме “Историческая память и мифы прошлого” представил архимандрит Вениамин (Лабутин), кандидат богословия, председатель отдела религиозного образования и катехизации Самарской и Сызранской епархии, заведующий межвузовской кафедрой теологии и истории религий.
Одним из важных вопросов современного исторического образования является изучение краеведческого материала. Об изучении краеведения говорил Репинецкий Александр Иванович (д.и.н., профессор, проректор по научно-исследовательской работе Самарского государственного социально-педагогического университета) в докладе “Изучение краеведения в системе патриотического воспитания школьников”.
Своё выступление он начал с информации о присвоении г. Самара почётного звания «Город боевой и трудовой славы», отметил важность изучения в краеведении темы «Куйбышев – запасная столица».
Безгласная Елена Алексеевна (к.э.н., доцент, начальник отдела управления качеством учебного процесса учебно-методического управления Самарского государственного экономического университета) выступила с докладом “Совершенствование преподавания обществознания (раздел экономика) в школе”.
Манюхин Игорь Семенович, к.и.н., доцент, заведующий кафедрой исторического и социально-экономического образования СИПКРО, председатель УМО учителей истории, обществознания, экономики и права Самарской области говорил об основных направлениях деятельности учебно-методического объединения учителей истории, обществознания, экономики и права Самарской области в 2015-2016 гг. В своём докладе Игорь Семёнович отметил основные направления работы УМО, образовательные организации, реализующие на углубленном уровне программы по истории и обществознанию в основной школе, а также результаты ЕГЭ 2016г.
С материалами съезда (презентациями докладчиков) можно познакомиться на сайте СИПКРО, в разделе УМО (УМО учителей истории, обществознания, экономики и права)
В завершении работы принята резолюция съезда:
- Совершенствовать преподавание курса Отечественной истории в средних общеобразовательных школах Самарской области на основе новых линеек учебников по истории России.
- При использовании старых учебников по Отечественной истории руководствоваться научно-методическими положениями Концепции нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории и Примерной основной образовательной программой.
- Продолжить работу по повышению квалификации учителей истории и обществознания по направлению Историко-культурного стандарта по отечественной истории и всеобщей истории, раздела “Финансовая грамотность” в обществознании.
- В преподавании обществознания обратить основное внимание на проблемы формирования понятия “российская идентичность”, формирование гражданского общества, изучение прав и обязанностей гражданина, в том числе в вопросах финансовой грамотности, основных положений Конституции Российской Федерации, профилактики проявлений терроризма и экстремизма в образовательных организациях, способов взаимодействия граждан и государства, в том числе посредством электронного правительства.
- В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории вести преподавание региональной истории в тесной связи с общероссийской историей, раскрывая сложные процессы из истории единого Российского государства на понятных и близких школьникам примерах из истории родного края.
- Региональному учебно-методическому объединению учителей истории, обществознания, экономики и права Самарской области и окружным учебнометодическим объединениям рекомендовать проведение регулярных семинаров по сравнительному анализу УМК с привлечением методистов издательств, авторов учебников.
- Руководителям ресурсных центров Самарской области и окружным учебнометодическим объединениям учителей истории, обществознания, экономики и права Самарской области рекомендовать широкое использование прогрессивной практики адаптации молодых учителей.
- Региональному учебно-методическому объединению учителей истории, обществознания, экономики и права Самарской области обеспечить размещение лучших педагогических практик в электронном журнале “Партнёрство через образование” и на сайте УМО.
- Рекомендовать профильным факультетам вузов Самарской области при подготовке учителей истории и обществознания сохранять ориентацию на практическую деятельность и конструктивное сотрудничество с образовательными организациями области.
Материал подготовлен Четыркиной В.Е., учителем истории и обществознания ГБОУ СОШ им. Н.Т. Кукушкина с. Савруха , членом регионального УМО учителей истории