Рекомендации педагогам. Интеллектуальные игры по истории и обществознанию, как форма развития межпредметных связей в старших классах

Можно выделить следующие преимущества интеллектуальных игр как формата педагогической деятельности:

  • работа в команде, что изначально подразумевает разделение ролей, согласованные действия в условиях ограниченного времени, т.е. акцент на эффективной организации коммуникативной деятельности;
  • элемент конкуренции, мотивирующий обучающихся на проявление умственных усилий и достижение результатов интеллектуальной деятельности (что сейчас большая редкость в формате традиционных уроков);
  • необходимость выработки командной стратегии, поскольку успеха чаще всего добивается не та команда, которая использует ≪единственно правильную≫ стратегию, а команда, четко придерживающаяся оптимальной для себя стратегии, т.е. происходит формирование регулятивных универсальных учебных действий

      В качестве примера мы рассмотрим игру ≪Пентагон≫, которая представляется наиболее эффективной формой работы. Напомним правила этой игры. Участникам ставится задача отгадать некий объект (человека, страну, понятие и т.д.). Последовательно дается пять подсказок, ранжированных сообразно сложности вопроса от 5 до 1 балла. Для раздумий над каждой подсказкой можно дать около минуты. Первая подсказка самая

≪дорогая≫, но и самая сложная, однако за неправильный ответ указанный балл вычитается. Это вынуждает команду определяться со стратегией, которой они будут придерживаться в ходе игры.

    Школьникам заблаговременно объявляется тема игры, что дает им возможность подготовиться, а педагогу проверить не только знания, но и умение учеников выстраивать стратегию подготовки, регулировать собственную учебную деятельность. Стратегическое мышление потребуется учащимся и в ходе самой игры.

    Практика проведения игр позволяет говорить о наличии четырех стратегий.

  1. ≪Звезд с неба не хватать≫ — не отвечать на самые сложные вопросы на 5, 4, 3 балла. Отвечать лишь на самые простые — реже 2, чаще 1 балл. Это сводит к минимуму неправильные ответы, хотя и счет растет медленно. Твердую четверку заработать таким путем вполне реально, хотя лидером игры стать сложно.
  2. ≪Хватай удачу≫ — схожая стратегия, но у команды есть заготовки по отдельным субъектам (тема называлась заранее, была возможность подготовиться). В единичных случаях команда рискует на 5-балльные вопросы, что позволяет резко улучшать счет. Иногда проще 2–3 раза сорвать джек-пот, чем напряженно биться над каждой темой.
  3. ≪Объять необъятное≫. Такую стратегию выбирают команды с самыми амбициозными учениками, которые сделали ставку на предварительную подготовку: они скрупулезно поделили все субъекты между собой, каждый прочитал материал к игре. Их задача — в каждом туре обгонять на 1–3 балла всех, чтобы стать лидерами.
  4. ≪Куда кривая вынесет≫ — это стратегия команды, не мотивированной думать. Они ждут до вопросов на 2–1 балла и называют ответ наугад: повезет — не повезет. Однако для ≪слабых≫ обучающихся развитие интуиции не так уж и плохо.

    Есть пятая, деструктивная стратегия, ее нужно сразу же пресекать вплоть до дисквалификации команды. Стратегия заключается в следующем: команда намеренно зарабатывает максимально отрицательный результат, сдавая ответы на 5-балльные вопросы наугад.

    Как правило, выигрывают команды с 2-й и 3-й стратегиями, хотя бывают редкие случаи выигрыша 1-й стратегии.

    Для того чтобы более наглядно рассмотреть плюсы игры ≪Пентагон≫, разберем один тур по теме ≪Субъекты Российской Федерации≫. Сразу назовем ответ: Севастополь.

Вопрос на 5 баллов

Город-столица субъекта, с 1945 г. восстанавливался в варианте максимальной устойчивости к возможному ядерному удару.

Налицо подвох: и сам субъект, и его столица — это один и тот же город. Стратегически важных объектов в России много. Здесь либо нужно прямо знать об этом (например, некоторые школьники были туристами в Севастополе, где им об этом говорили), либо не рисковать.

Вопрос на 4 балла

В прошлом 5 лет он носил имя Ахтияр.

Задание на знание истории России. Павел I так не любил свою мать Екатерину II, что в пику ей переименовал город. К слову, ряд историков опровергают это суждение. В Википедии (куда дети будут заглядывать в первую очередь, готовясь к игре) этот факт указан. Если знать название Ахтияр, есть смысл рискнуть. В вопросе также есть скрытая подсказка: очевидно, что речь о городе.

Вопрос на 3 балла

В I в. здесь принял мученическую смерь папа римский святой Климент.

Вот здесь уже нужны не только знания по истории, но и рассуждение, логика. I век — это Римская империя. Ссылать она будет на свои дальние окраины. Где на территории современной России были владения Римской империи? На берегу Черного или Азовского морей. Тогда вопрос: если это Крым, зачем наносить ядерный удар по Симферополю, чем он так важен? О римских владениях на территории современных Краснодарского края и Ростовской области говорить спорно. Зато есть город Херсонес, важная точка Крыма в то время. То есть для обучающихся есть возможность поразмышлять. Для вопросов на размышление можно дать чуть больше времени.

Вопрос на 2 балла

По одной из версий, это название новому городу придумал Григорий Потемкин.

Логика рассуждения: если Потемкин, значит, Таврический. Таврия – это Крым. В Крыму есть два субъекта — Крым и Севастополь. Таким образом, шанс на правильный ответ возрастает.

Вопрос на 1 балл

До 2014 г. субъект находился в составе Украины.

Разумеется, и здесь есть шанс ответить неправильно — Республика Крым. Однако при рассуждении перевес будет все-таки в пользу Севастополя. Большинство тех команд, кто до этого отмалчивался, на этом уровне будут отвечать наверняка.

Приведем вопросы еще двух туров (ответы даны в конце подраздела).

  1. В 1921 г. субъект входил в состав Горской АССР.
  2. Четвертый по численности народ субъекта — турки.
  3. Вторая жена Ивана Грозного Мария Темрюковна была родом из этих территорий.
  4. Именно здесь находится гора Эльбрус.
  5. Субъект назван по двум коренным народам, здесь проживающим.

Приведенный тур — один из самых сложных. Следующий тур чуть полегче и рассчитан на команды, умеющие рисковать на первых подсказках.

  1. В 2019 г. сюда прибыла и находится до сих пор плавучая АЭС ≪Академик Ломоносов≫.
  2. В состав этого субъекта федерации входит остров Врангеля.
  3. Губернатором субъекта до 2008 г. был Роман Абрамович.
  4. Столица — город Анадырь.
  5. О коренном народе субъекта сочинено множество анекдотов.

Ответы: Кабардино-Балкарская республика, Чукотский автономный округ.

Итак, при разработке игровых заданий нужно избегать вопросов ≪в лоб≫, сочетать вопросы на знание фактов с вопросами на логику (это уже познавательные компетенции). Следует составлять подсказки таким образом, чтобы они собирались в мозаику, раскрывали эвристический потенциал школьников. Важно дать обучающимся возможность удивиться своим способностям.

    Интеллектуальные игры — технология работы со старшеклассниками, рассчитанная не на постоянное, а на эпизодическое использование. Она позволяет педагогам разнообразить формы контроля знаний, а обучающимся — задуматься над конкретными стратегиями, которые соразмерены с уровнем их притязаний. В сочетании с конкурентностью это полезно в том числе с позиции образовательной, развивающей и воспитательной деятельности.

Малкина Т.Н.

(по материалам «Современные технологии и практики  преподавания истории и обществознания  в контексте управления качеством образования»: Сборник учебно-методических материалов / под научной редакцией кандидата исторических наук А.В.Сметанина. – Пермь: Редакционно-исследовательский отдел НИУ ВШЭ, 2020)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.