Постановка, съемка и монтаж видео могут стать средством познания истории и одновременно способом культурной адаптации к условиям школьной программы, особенно для дезадаптированных детей, которые пропускают школьные занятия и относятся к ≪группе риска≫.
Данная технология может использоваться на уроках гуманитарного цикла (по таким предметам, как история и обществознание), где предметные категории можно выразить в виде образа. Готовым предметно образным продуктом (видео презентацией, слайд-шоу, видеороликом, документальным фильмом) должен быть удовлетворен и сам обучающийся и учитель.
Такая работа развивает воображение, побуждает к деятельности не только развлекательного, но и познавательного характера.
Первое занятие посвящено технике безопасности и знакомству с рабочими инструментами (приборами, софтом). Затем три урока связаны с приемами киносъемки (постановка и композиция кадра, выбор плана, практикум по видеосъемке). Следующие четыре занятия вводной части отданы на знакомство с программами для видеомонтажа.
Этап самостоятельной работы предполагает разбиение группы в соответствии с образовательными треками: обучающиеся выбирают трек по интересам и техническим возможностям. Наиболее популярные треки по созданию ≪красивых≫ презентаций и сторис в социальных сетях; ВКонтакте и Инстаграм, а также ≪Лента времени≫.
Видео и кино —это проекция реальности на экран, имеющая определенный терапевтический эффект. Зрители реагируют на созданного ими же героя, анализируют его поведение, оценивают его жизнь и начинают примерять ≪рамки≫ героя «на себя».
Итак, можно выделить следующие преимущества использования кинопедагогики на уроках истории:
- повышение уровня познавательной активности школьников;
- использование большего объема учебного материала;
- развитие учебных компетенций обучающихся — не только предметных и метапредментных, но и личностных.
В результате использования предложенных материалов учитель может:
- организовать и провести интересные уроки для школьников в нетрадиционной форме;
- поддерживать на уроке атмосферу оживленного общения;
- экономить время для подготовки к уроку.
Малкина Т.Н.
(по материалам «Современные технологии и практики преподавания истории и обществознания в контексте управления качеством образования»: Сборник учебно-методических материалов / под научной редакцией кандидата исторических наук А.В.Сметанина. – Пермь: Редакционно-исследовательский отдел НИУ ВШЭ, 2020)