Рекомендации педагогам. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ» В 6 КЛАССЕ

В педагогической науке существует ряд подходов к понятию «образовательная технология». На их основе можно сделать вывод о том, что «современная образовательная технология» – это система совместной деятельности учителя и учащихся в процессе изучения предмета, направленная на планирование, организацию, коррекцию результатов для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Приемы и средства обучения, применяемые педагогом в рамках реализации технологий, нацелены на учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников, их образовательные потребности, способствуют развитию исследовательских, творческих способностей учащихся, достижению предметных и метапредметных результатов на основе активной самостоятельной познавательной деятельности. Кратко охарактеризуем современные образовательные технологии с точки зрения возможности и перспектив их применения при изучении истории шестиклассниками.

   Технология проблемного обучения. Суть технологии заключается в разработке учителем проблемных ситуаций в ходе изучения темы и ее решения учащимися на основе анализа различной информации. Проблема может быть поставлена к теме курса либо быть сужена до темы конкретного урока. Реализация данной технологии требует от школьников проявления инициативы, умения творчески и слаженно работать в группах. Для учеников 6 класса в силу возрастных особенностей решение проблемы может опираться на анализ отрывков из исторических источников, иллюстративного аппарата, т. е. включать элементы технологии развития критического мышления и формирования функциональной грамотности. Средствами организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся являются задания, связанные с проблемным анализом роли личности древнерусских князей в развитии государства, отношений Руси и соседних государств и народов и др.

   Проектная технология. Проекты часто используются в урочной и внеурочной работе по истории для повышения познавательного интереса школьников, расширения и углубления знаний по предмету, как возможность реализации творческого потенциала детей, интересующихся историей. В 6 классе темы проектов могут носить межпредметный характер, опираться на знания по литературе, географии, информатике и другим предметам. При реализации проекта составляется паспорт проектной работы, в котором отражаются: тема, цели и задачи, план (или алгоритм действий), основные тезисы и результат. Результат выполнения проекта может быть представлен в виде макета, газеты, цифрового ресурса, исследовательского реферата. Как правило, на уроках истории и во внеурочной работе проектная технология результативна для мотивированных учащихся в рамках индивидуальной работы. Так, развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся может способствовать организация исследовательских проектов по темам «Исторические деятели IX–XV вв.»; «Архитектура XII–XV вв.»; «Древнерусское летописание»; «Дружина князя: структура, вооружение и роль»; «Отношения Русского государства и Византии в X–XV вв.», «Русь и кочевники», «Женщины в Древней Руси: занятия и положение» и др.

   Информационнокоммуникационные технологии. В связи с изменениями цифровой среды происходит изменение и в возможностях применения ИКТ на уроках истории. Информационную составляющую технологии можно условно разделить на два направления: источник данных и цифровые инструменты для преобразования полученных данных. Развитие сети Интернет и доступа к научным данным, включая архивы, дает возможность учителю расширить спектр ресурсов для разработки заданий, позволяет использовать тематические сайты, организовывать виртуальные экскурсии и т. п. Наличие широкого спектра цифровых образовательных инструментов делает возможным, с одной стороны, представить материал в разном формате: интерактивный плакат, учебное обучающее видео, задания-игры и др., с другой – привлекать к обучению образовательные ресурсы (образовательные сайты: ЯКласс, Российская электронная школа и др.). Следует отметить, что информационные технологии позволяют учителю составлять разноуровневые задания и осуществлять контроль за их выполнением тоже с помощью цифровых инструментов (Яндекс-формы, онлайн-доски и др.). Таким образом, можно говорить о том, что ИКТ делают образовательный процесс интерактивным, качественно изменяют структуру уроков.

   Игровые технологии. Игровые технологии включают как разработку и проведение разных видов игр на уроках истории, так и включения в учебный процесс игровых элементов в виде творческих заданий, головоломок и др. Творческие задания в игровой форме более доступны для применения на уроках, делают урочные занятия разнообразными, включают разные виды деятельности и формы организации учащихся (индивидуальную, групповую, коллективную). При разработке игровых уроков необходимо учитывать: возрастные особенности детей; индивидуальные интеллектуальные возможности обучающихся; возможность сочетания различных технологий, включая ИКТ.

   Игровые элементы могут применяться учителем на разных этапах урока. Так, при проверке домашнего задания возможно применение игры «Аукцион». Учащимся предлагается записать в тетради максимально полный список терминов, касающихся изученной на предыдущем занятии темы. На это отводится 5 минут. Далее начинается игра. Учителем предлагается начальная «цена», например 4 условные единицы. Учащимся задается вопрос: кто предложит больше? Участники поднимают руку и называют свою цифру (то количество слов, которое записано у них в тетради). Побеждает тот, кто составил наиболее полный список. Победитель зачитывает свой список вслух, остальные учащиеся совместно с учителем: 1) следят за соответствием списка теме; 2) записывают недостающие у них слова. Отдельные термины объясняются учащимися.

   Для проверки усвоения понятийного аппарата интересным приемом является разгадывание ребусов. При наличии мультимедийной техники в классе их можно составлять как с помощью букв, так и используя красочные иллюстрации.

   Усвоение учащимися основных дат и событий может быть проверено с помощью игры «Исторические пятнашки». Ученики делятся на пары, каждой из которых раздается конверт с карточками. На одних написаны даты, на других – события. Задание: построить квадрат 3×4 от более ранней даты к более поздней и к каждой дате найти событие. Побеждает та пара, которая быстрее справится с заданием. Усложненным вариантом игры является изображение события в виде иллюстраций.

   Для формирования умения составлять логически связный текст, работать с одним и более информационным источником целесообразно использовать на уроках игру «Реставрация». Каждой паре учащихся предлагается биография исторического деятеля. Текст разрезан на предложения. Задача – восстановить текст. Задание может быть усложнено за счет объема используемого материала.

   Игра «Продолжи рассказ» позволяет проверить усвоение изученной ранее с учащимися темы. Учитель предлагает учащимся в течение 5 минут повторить заданный на дом пересказ параграфа. Затем ученики должны рассказать текст наоборот, т. е. с конца. Информация, выстроенная таким необычным образом, позволит учащимся лучше усвоить материал. Школьники говорят по порядку, по очереди. Но учитель может прервать цепочку и перейти на другой ряд для того, чтобы все учащиеся внимательно следили за ходом проверки домашнего задания.

Реализация игровых технологий является эффективной, так как в наибольшей степени отвечает возрастным особенностям и потребностям школьников. Ребусы, кроссворды, анаграммы, ролевые игры, викторины и конкурсы позволяют учителю разнообразить спектр заданий, способствующих усвоению содержания курсов истории и формированию предметных умений, дают возможность привлекать межпредметные связи, проводить нестандартные уроки, реализовывать собственный творческий потенциал. Игра может включать элементы и других технологий: проблемного обучения, ИКТ, проектную деятельность.

Малкина Т.Н.

(по материалам «История. Реализация ФГОС основного общего образования»: методическое пособие для учителя / Е. А. Крючкова, О. Н. Шапарина. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.