Рекомендации педагогам. Приемы организации познавательной деятельности школьников при изучении курса «Всеобщая история. История средних веков» в 6 классе

В 6 классе продолжается формирование универсальных учебных действий с опорой на межпредметные связи.

   Картографические умения на уроках истории развиваются параллельно с развитием базовых умений по географии. Учащиеся учатся извлекать информацию с помощью условных знаков карты и составлять на этой основе словесное описание. Шестиклассники на основе картографической информации выясняют особенности географического положения исторических объектов, устанавливают причинно-следственные связи в развитии отдельных отраслей хозяйства, специализации экономических районов, выявляют направления освоения новых территорий, рассматривают торговые пути и маршруты торговцев, преимущества геополитического положения для развития международного сотрудничества и др.

   При изучении Раннего Средневековья, Великого переселения народов, образования варварских королевств, создания Арабского халифата важно соотносить события Средневековья, протекавшие на территориях древних государств, с процессами, явлениями, событиями истории Древнего мира. Учащиеся должны уметь сопоставлять территории государств Средневековья с государствами древности, называя (приблизительно), какие государства существовали в древности на данных территориях.

Примеры заданий:

1) Территории каких древних государств занимала Византия при императоре Юстиниане?

2) Какие государства в древности располагались на территории Арабского халифата в пору его расцвета?

3) Оцените геополитическое положение Византии с точки зрения развития экономики, международных отношений, безопасности.

   Тему «Возникновение средневековых городов» можно начать с анализа информации карты. Учащимся предлагается самостоятельно сформулировать вопросы, чтобы установить предпосылки возникновения городов в той или иной местности. Ученики, как правило, не затрудняются с постановкой вопросов, выделяя, прежде всего, необходимость выяснить, где с географической точки зрения был основан город. Учащиеся к 6 классу знают и понимают преимущества местоположения для развития и безопасности населенных пунктов. Высказываются и обсуждаются гипотезы о причинах возникновения городов. Учащиеся должны называть и показывать государства Западной, Центральной, Восточной Европы, а также Индию, Китай, Японию, государства доколумбовой Америки, зная главные географические характеристики их территории (горы, реки, равнины, озера, острова, моря, материки, океаны и др.), понимая связь географических и природно-климатических особенностей со спецификой развития обществ и государств (наличие воды, земельных, лесных и других ресурсов для жизни, водных дорог для сообщения, естественно-географических барьеров для безопасности и др.).

   Учитывая историческую специфику эпохи, которая дает яркое представление о типическом, общем для нее, рекомендуется использовать такие операции, как обобщение и конкретизация. Формами обобщения являются обобщающее (родовое) понятие, общий закон, процесс и явление в целом, выводы и др. Конкретизировать можно на уровне конкретного (видового) понятия, частного закона, частного факта как части процесса или явления.

   При изучении истории прибегают к конкретизации, приводя факты-примеры, характеризующие процесс или явление. Например, создание представительных органов власти характеризует процесс складывания сословной монархии. Наличие замкнутого вотчинного хозяйства говорит о господстве натурального хозяйства. Появление ремесла как отдельного вида труда и торговли ремесленными изделиями свидетельствует о разложении натурального хозяйства.

   В 6 классе продолжается работа с понятиями. Межпредметные понятия, объединяющие предметы социально-гуманитарного цикла, наполняются новым содержанием и приобретают новые признаки. Такие понятия, как общество, государство формируются при изучении истории, обществознания, географии.

   Начиная с 6-го класса, понятие «экономика» дается как известное из курса «Обществознание». Для обществознания классическим методом объяснения материала является приведение примеров из истории. Актуальным способом является и обратный прием: использование материала из обществознания в преподавании истории Средних веков и истории России до XVI в. Например, целесообразно изучать исторический материал с учетом изучаемой эпохи на базе освоенных обществоведческих понятий «товар», «труд», «ремесло».

Назовем основные виды деятельности шестиклассников при работе с понятиями, помимо освоенных в 5 классе:

1) выделять признаки понятий: существенных (общих) и несущественных (предметных);

2) определять понятия по их признакам;

3) приводить примеры объектов, явлений, процессов, исторических фактов, обозначаемых понятиями;

4) группировать или классифицировать понятия по заданному признаку;

5) раскрывать события, объяснять явления, процессы с помощью системы понятий.

Примеры заданий на группировку понятий.

  1. Подобрать понятия: а) раскрывающие характер натурального хозяйства в Раннее Средневековье; б) раскрывающие характер товарно-денежного хозяйства в Зрелое Средневековье.
  2. Подобрать понятия, раскрывающие основные направления политики Людовика XI во Франции.
  3. Раскрыть через систему понятий особенности мировосприятия гуманистов в отличие от типичного мировосприятия средневекового человека.

   В 6 классе учащиеся продолжают оперировать умением сравнения, но в более сложном варианте, например, сравнивают две точки зрения, изложенные в текстовых документах.   В учебных пособиях к УМК приводятся фрагменты из исторических источников, представляющие взгляды разных авторов на одни и те же события. Первый этап работы учащимся уже известен – анализ текста и извлечение ключевой информации

по заданным вопросам. Для наглядности сравнения материал рекомендуется систематизировать в таблице.

   Школьники знакомятся с историческими источниками Средневековья, учатся различать виды письменных источников (летописи, хроники, законы, жития святых, мемуары, личные письма, распоряжения и др.).

   Шестиклассникам предлагается на основе текста определять время, место создания источника, социальную принадлежность автора, объяснять цель его сочинения. Ученики приобретают представления о видах предъявления информации: описание событий, объяснение их причин и последствий.

   Учащиеся знакомятся с образами эпохи, транслируемыми через визуальные источники, учатся понимать их, давать описание, находить визуальные памятники эпохи, сохранившиеся до наших дней.

   Школьники уже составляли систематические таблицы, эта работа продолжается. Большее внимание рекомендуется уделить формированию у учащихся умения переводить информацию из письменной формы в иные знаковые системы, помимо табличной, например составление диаграммы или схемы по социальной структуре общества.    Графики: распространение черной смерти в Европе в XIV в., динамика населения в разные века, рост городов в Европе и др.

   В плане развития коммуникативных умений учащихся актуальна работа с версиями и оценками. Шестиклассники учатся находить в учебной и научно-популярной литературе точки зрения на деятельность личностей и события Средневековой истории, выяснять, каковы аргументы, выдвигаемые в обоснование точек зрения, достоверны ли факты, на которые ссылаются авторы точек зрения.

   Учащиеся подводятся к высказыванию оценочного суждения о деятельности исторического лица на основе своих знаний об эпохе и современных представлений. В 6 классе обращается внимание на такие аспекты как цели и мотивы деятельности исторических личностей.

Малкина Т.Н.

(по материалам «История. Реализация ФГОС основного общего образования»: методическое пособие для учителя / Е. А. Крючкова, О. Н. Шапарина. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.